Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Тренды года на рынке недвижимости

Недвижимость рекордно подешевела, бизнес-центры объявляют арендные каникулы, торговые комплексы осваивают новые форматы и практику распродаж, а любители загородной жизни выбирают экономичные проекты домов. Тренды года на рынке недвижимости выделили эксперты группы компаний «Твоя столица».

Общей тенденцией для рынка недвижимости стало наступление «эпохи покупателя и арендатора». Основные причины – перенасыщение рынка жилыми, офисными и торговыми площадями, макроэкономическая нестабильность и связанное с этим снижение покупательской способности населения и темпов развития бизнеса. Предложение с начала года выросло на четверть, тогда как спрос держится на уровне прошлого года. Продавцам пришлось снижать цены, чтобы выдержать конкуренцию и привлечь покупателей. В результате за полгода цены на жилье снизились примерно на 16%, на готовые офисы – на 24%.

Падение цен замедлилось лишь в летние месяцы. Застройщики и продавцы в мае-июне еще раз пересмотрели цены, и число сделок стало постепенно возрастать. Сегодня за «квадрат» в квартире стандартных потребительских качеств просят в среднем $1310, а в современном офисном здании – $1747.

По мнению экспертов, в ближайшее время цены на жилую недвижимость будут колебаться на достигнутом уровне. Небольшой рост, который сейчас наблюдается на рынке, связан с изменением структуры продаж: повышением доли квартир в хорошем состоянии. Спрос и цены могут слегка вырасти в начале осени, что обусловлено возросшей покупательской активностью. А вот цены на коммерческую недвижимость могут немного снизиться за счет тех собственников, которые не приняли новые условия рынка в первом полугодии и теперь вынуждены догонять спрос.

Повысились ожидания дольщиков в сегменте новостроек – возросли качественные характеристики проектов. Так, некоторые застройщики стали предлагать квартиры с чистовой отделкой. Еще одно нововведение последних месяцев – готовность торговаться с потенциальным дольщиком: во время переговоров могут сбросить $100 с «квадрата». Стимулировать отложенный спрос также пытаются длительными рассрочками и возмещением части процентов по кредитам. Пока такие предложения не носят массового характера, но вскоре могут стать привычными.

На рынке загородной недвижимости сразу три тренда – снижение цен на коттеджи, популярность дачных участков и переориентация спроса на недорогие проекты домов. Возросла активность в сфере модульного домостроения, особенно после открытия фабрики DublDom под Минском. «Быстровозводимое жилье за $25 тыс. выступает альтернативой как летним дачам, так и домам для постоянного проживания. Рынок смещается в эконом-класс, застройщики и продавцы вынуждены мириться с новыми реалиями», – пояснили в «Твоей столице».

Спрос на дорогостоящие дома коттеджного типа, напротив, заметно уменьшился. Коттеджи от $200 тыс. могут долго искать покупателей, поскольку их число на рынке растет с каждым месяцем. Хотя успех сделки во многом зависит от позиции владельца. «Возможностей у населения стало больше. Так, сегодня можно приобрести участок на аукционе и построить дом « с нуля». Такой вариант иногда выглядит более привлекательным, чем приобретение вторичного загородного жилья», – считают эксперты.

При этом возросла активность застройщиков коттеджных поселков, которые снизили цены и стали предлагать рассрочку. В то же время многие потребители по-прежнему выбирают дачные участки. «Схема проста: купить по низкой цене, привести в порядок и использовать для летнего проживания», – объяснили специалисты.

На рынке офисной недвижимости меняется качественная структура. В Минске становится больше знаковых объектов классов «A» и «B» – Riviera Plaza, «Красавiк», Mercure и «Титан». В борьбе за арендатора новые бизнес-центры смотрятся убедительнее: предлагают больший уровень комфорта при более низких ставках аренды. Все больше девелоперов предоставляют арендные каникулы и удобный график рассрочки платежей. Все это стимулирует столичный бизнес покидать насиженные места в устаревших офисных объектах.

Рынок торговой недвижимости охватила «гигантомания» – в Минске строят сразу семь крупных объектов для шопинга. Заполнить их существующими на рынке операторами практически невозможно: многие ритейлеры приостанавливают расширение сетей, а мировые бренды в Беларусь не спешат. Чтобы избежать высокой вакантности, девелоперам предстоит открывать собственные магазины по франшизе.

Среди торговых центров возросла роль концепции, специализации. «Сейчас мало построить здание в оживленном месте – надо тщательно продумать, как привлечь покупателей и арендаторов. Формат торгового центра становится одним из ключевых факторов успеха», – подчеркнули специалисты.

Еще один тренд – внедрение формата распродаж и «черных пятниц». Наиболее ощутимой эта тенденция будет в ноябре-декабре, когда, как ожидается, сразу несколько крупных торговых центров устроят масштабные распродажи. Торговые операторы такого рода инициативы сейчас охотно поддерживают.

Сюрпризом года стал приход в Беларусь мировых сетей быстрого питания. «Такие бренды, как Burger King, KFC, Hesburger и Texas Chicken, смогут уверенно занять свою долю на рынке, условия для них весьма подходящие. Можно ожидать, что их постараются притянуть в торговые центры», – предположили эксперты.

В целом Минск отчасти повторяет московский опыт, хотя и в меньшем масштабе. Например, цены на квартиры в Москве в 2014 году рухнули на 40% в долларовом выражении. В этом году стоимость «квадрата» отыграла 12% падения, но затем снова вернулась на нижний уровень. «Минск смотрится более выигрышно. Во-первых, белорусский рубль не был так девальвирован, как российский. Во-вторых, покупательская способность снизилась, но не резко. Наконец, наш рынок не был так «перегрет», как московский», – подытожили в «Твоей столице».

Группа компаний «Твоя столица»

21.08.2015

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 8, за месяц 65

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 34/2015