Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

От США до Беларуси: как государство регулирует работу риэлтеров

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Аналитика, комментарии » От США до Беларуси: как государство регулирует работу риэлтеров

Российских риэлтеров ждут изменения в их работе. Государство планирует начать регулировать деятельность агентств недвижимости и частных маклеров. О том, как регулируется работа риэлтеров и брокеров за рубежом, «РБК-Недвижимости» рассказывает управляющий партнер российско-британского агентства недвижимости IntermarkSavills Дмитрий Халин.

Дмитрий Халин, IntermarkSavills
Должно ли государство регулировать риэлтерскую деятельность? В международном масштабе все больше стран отвечают на этот вопрос утвердительно. Даже ближайшие соседи России по СНГ — Беларусь и Узбекистан — уже приняли специальные нормативные акты по данному вопросу. В дальнем экономически развитом зарубежье базовые законы об агентах недвижимости действуют с 70–80-х годов прошлого века. Риэлтерская деятельность регулируется государством более чем в 100 странах мира.

Почему России до сих пор нет в этом списке? Думаю, долгое время государству ничего не надо было от риэлтеров, их же такая ситуация вполне устраивала. Сегодня положение дел меняется. Стране нужны налоги, а значит, надо выводить из тени доселе непрозрачные отрасли экономики, в том числе и рынок жилья. В масштабах России его ежегодный оборот может быть оценен примерно в 10 трлн руб., значительная часть которых — никем не учтенные наличные средства.

С вводом законодательного регулирования деятельности риэлтеров государство элегантно убьет двух зайцев. С одной стороны, повысится качество услуг риэлтеров и их ответственность перед клиентами, с другой — прозрачность рынка, что создаст предпосылки для роста налогооблагаемой базы в сфере оборота недвижимого имущества.

Зарубежная практика регулирования деятельности риэлтеров сводится к двум основным подходам.

Государственное лицензирование деятельности. Лицензироваться могут специалисты (физические лица) либо компании. В ряде стран лицензируются как специалисты, так и компании. Лицензирование риэлтеров имеет место, например, в США (лицензирование специалистов, которое проводится на уровне штата), похожая система действует во Франции, Германии, Канаде. Двухуровневая система лицензирования сложилась и успешно работает в Сингапуре. Также государственные лицензии получают риэлтеры в Японии, Австралии, ОАЭ, Бразилии, на Филиппинах. В Беларуси лицензию Министерства юстиции получает риэлтерская организация, а риэлтеры получают свидетельство об аттестации после сдачи соответствующего экзамена.

Лицензия может выдаваться как непосредственно органом государственной власти (как правило, министерством юстиции), так и созданной при этом органе профессиональной организацией, подконтрольной государству, которая работает на условиях самофинансирования.

Даже в странах, где деятельность риэлтеров не лицензируется, она регулируется соответствующими национальными законами о риэлтерской деятельности, а также нормативными актами о защите прав потребителей и законами о рекламе. Отсутствие лицензирования отнюдь не является более мягкой и лояльной к нарушителям законодательства формой регулирования деятельности риэлтеров. Ответственность за нарушение законодательства — огромные штрафы, временная либо полная приостановка деятельности компании, а нередко — суровая уголовная ответственность.

На территории Евросоюза уже около десяти лет действуют директивы Европарламента и Совета Европы:

• Директива о недопустимости недобросовестных действий компаний в отношении потребителя 2005/29/ЕК;

• Директива о вводящей в заблуждение и сравнительной рекламе 2006/114/ЕК.

Многие положения этих документов имеют прямое отношение к деятельности агентств недвижимости. Директивы предписывают государствам — членам Евросоюза унифицировать национальное законодательство в данной области и привести его в соответствие с нормативными документами. Это уже было реализовано в большинстве стран.

Помимо общеевропейских норм, в ряде европейских стран действуют дополнительные акты, непосредственно касающиеся деятельности риэлтеров. При этом прямого государственного лицензирования для агентов не предусмотрено. Такова, например, практика Великобритании, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Испании. Как правило, от агентства требуется заявить в муниципалитет о начале риэлтерской практики, а также зарегистрироваться в одной из национальных систем по защите прав потребителей, где будут рассматриваться споры в случае их возникновения. Также требуется регистрация в министерстве по налогам и сборам в рамках законодательства о противодействии легализации преступных доходов.

Актуальность регулирования риэлтерской деятельности для России обусловлена как масштабами государства, так и социальной значимостью:

• ежегодно в РФ совершается около 4 млн сделок купли-продажи жилья;

• около 8% квартир из состава жилого фонда РФ сдается в аренду (большая часть по краткосрочным договорам — до одного года), то есть ежегодное количество сделок коммерческого найма жилых помещений достигает 5 млн;

• в крупных городах от 60 до 80% сделок купли-продажи и аренды жилья совершается при участии риэлтеров.

Таким образом, клиентами риэлтеров в РФ ежегодно становятся не менее 5–6 млн россиян. При этом количество зарегистрированных мошенничеств в сфере недвижимости составляет от 8,5 до 11 тыс. ежегодно. Заметим, что в эту статистику не входят более тяжкие уголовные преступления, сопряженные с незаконным завладением жилыми помещениями. Не входят сюда и десятки тысяч мелких жульничеств, которые не доходят ни до полиции, ни до суда.

При этом риэлтерской деятельностью, связанной с куплей-продажей и арендой жилья, в РФ занимаются не менее 20 тыс. компаний. Кроме того, данные услуги в частном порядке оказывают 200–250 тыс. физических лиц. Общее число специалистов, занятых в отрасли официально и неофициально, достигает 0,5 млн человек.

По какому пути регулирования деятельности риэлтеров пойти России? Формальное государственное лицензирование этих услуг уже было — не прижилось. Думаю, надо идти по двум направлениям. Первое: учить и сертифицировать специалистов, в том числе с учетом региональной специфики — для этого потребуются саморегулируемые организации (СРО) и специализированные учебные центры. Второе: установить законодательные рамки и регламенты для работы риэлтерских компаний с конкретными правами, обязанностями и ответственностью перед потребителями.

«РБК-Недвижимость».

14.09.2015

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 12, за месяц 58

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2015