Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

В Новый год без нарушений

19 декабря 2014 года в г.Минске проводится Единый день безопасности дорожного движения под девизом: «В Новый год без нарушений!», целью которого является профилактика нарушений ПДД всеми участниками дорожного движения.

Дорога является повышенным источником опасности и требует безукоризненного соблюдения ее законов. Незнание или несоблюдение Правил дорожного движения часто приводит к непоправимому. Самым незащищенным участником дорожного движения является именно пешеход. Водителя в случае ДТП может защитить металлический корпус транспортного средства, пешеход же такой защитой не обладает. Об этом надо постоянно помнить, и при выходе на проезжую часть осознавать ту опасность, которой пеший участник движения подвергает себя. В случае наезда водитель, если он неправ, понесет заслуженное наказание, но попавший, даже не по своей вине, под машину пешеход будет все равно расплачиваться. Плата за это – здоровье, а то и жизнь. Поэтому если вы видите, что водитель нарушает Правила и не собирается пропускать вас на пешеходном переходе, лучше уступить ему дорогу и подождать.

Мне хотелось бы сегодня поговорить с вами о правах и обязанностях участников дорожного движения. В последнее время наши граждане все больше любят говорить о правах, а именно о пункте 16.2 ПДД, который гласит, что пешеход имеет право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора. Все это правильно, только не стоит забывать, что помимо прав у пешеходов, как и у водителей, есть и обязанности.

В частности, одна из них гласит, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу и лишь в случае его отсутствия в пределах видимости разрешается переходить (пересекать) проезжую часть по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Особое внимание стоит обратить на то, что выходить на проезжую часть как на пешеходном переходе, так и вне него можно только убедившись, что выход этот безопасен. А если переход осуществляется вне пешеходного перехода, добавляется еще и условие, что своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

Есть еще одна важная обязанность у пешеходов, которая прописана в Правилах и должна неукоснительно соблюдаться. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

Теперь остановимся на обязанностях водителя. При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам. Если перед пешеходным переходом остановилось, стоит или замедлило движение транспортное средство, то водители транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу.

Это выдержки из Правил дорожного движения, которые необходимо соблюдать. Но как все обстоит на практике?

Пешеходов образно можно разделить на две категории: те, у которых есть водительские права, и те, которые никогда не садились за руль автомобиля. Последние просто не понимают, что такое автомобиль и как порой бывает трудно остановить его в экстренной ситуации. Иногда пешеходы даже не понимают, что такое зебра и зачастую преувеличивают ее функции. Например, на пешеходном светофоре горит красный свет, а люди идут, полагая, что зебра позволяет все, что как только они ступят на полосы – все тут же должны расступиться и дать им дорогу. И нарочито медленно переходят дорогу перед носом автомобиля, раздражая вспыльчивых водителей.

Причем такая тенденция возникла как раз после того, как сотрудники ГАИ более-менее приучили водителей пропускать пеших участников движения. Почувствовав это, пешеходы начали пользоваться своим преимуществом чрезмерно: при переходе разговаривают по мобильному телефону, абсолютно не обращая внимания на проходящий транспорт, ведут непринужденные беседы друг с другом.

Как вы думаете, что чувствуют в такой ситуации водители? Скорее всего, их эмоции – это возмущение и негодование. На такие действия, как и следовало ожидать, возникает ответная реакция. В результате началось открытое противостояние: водители все реже стали уступать дорогу, а пешеходы начали выходить на проезжую часть непосредственно перед транспортом.

Теперь рассмотрим другую категорию пешеходов. Казалось бы, поставивший машину автолюбитель, должен стать прилежным пешеходом. Но парадокс состоит именно в том, что многие из них принимают стиль поведения обычных пешеходов, которые никогда не ездили за рулем. Забывают о скорости машины на мокром асфальте, длине тормозного пути... Такое демонстративное неуважение к окружающим, к сожалению, свойственно многим нашим гражданам. Культуры общественного поведения у нас нет, и она не преподается ни в какой школе. Не воспитывается в семье, в детском саду и уж тем более в университетах...

Думаю, многим автомобилистам нередко приходилось наблюдать такую картину. Переходя дорогу на пешеходном переходе, пешеход, завидев приближение машины, не старается контролировать ее взглядом, а демонстративно не смотрит в ее сторону. Он уверен в своей безопасности и защите, ведь согласно Правилам у него преимущество.

Но ведь может случиться такое, что водитель как раз в это время тоже отвлекся – например, ему стало плохо или в машине отказали тормоза. Что произойдет в таком случае – легко предположить.

В последнее время удалось приучить водителей уступать дорогу пешеходам. Сделать это получилось в большей степени за счет штрафных санкций. Теперь нарушивший правила проезда пешеходного перехода водитель заплатит от 150 до 750 тысяч рублей штрафа. Дальше еще жестче, согласно Административному кодексу при наезде на пешехода и при получении последним незначительных травм, водителя-виновника можно лишить прав на срок до двух лет либо оштрафовать на сумму от 450 тысяч до 4,5 млн. При травмах средней степени тяжести (например, перелом) или тяжелых травмах в ход идет уже уголовный кодекс, где все гораздо серьезнее. Нарушителя правил (то есть водителя, который сбил пешехода на переходе) может ожидать уже и лишение свободы.

В то же время штрафные санкции к пешеходам не такие жесткие. За нарушение Правил пеший участник дорожного движения может быть оштрафован максимум на 450 тысяч, а в чаще всего пешеходы-нарушители отделываются суммой в 150 тысяч рублей. Во многом такая существенная «вилка» и рождает в среде автолюбителей такое мнение, что водителя можно привлечь, а пешеход – не наказуем. Но надо учитывать и ту степень опасности, которую могут принести тот и иной участник движения. А поэтому остается взывать только к благоразумию и уповать на взаимовежливость одних и других.

В заключении хочется посоветовать пешеходам не противопоставлять себя водителю, а помнить, что он такой же пешеход, только на машине. Необходимо уяснить, что пешеходный переход – это не часть тротуара, а часть дороги и соответственно – зона повышенной опасности. При переходе нужно контролировать взглядом оба участка дороги, в начале движения посмотреть налево, дойдя до середины посмотреть направо. Если видите, что приближающийся автомобиль не снижает скорость, лучше его пропустить, особенно это будет полезно, когда на дороге гололедица.

Водителям я советую быть терпимее, не подрезать пешеходов, а пропускать их. Тогда они мысленно скажут вам спасибо.

ОГАИ Фрунзенского РУВД г.Минска.

08.12.2014

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 7, за месяц 56

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 48/2014