Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищный аспект демографической программы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » Жилищный аспект демографической программы

На заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь рассмотрен проект Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы

Как отмечается в проекте Программы, перспективы развития Республики Беларусь определяются не только состоянием экономической ситуации, производственного потенциала, уровнем развития технологий и инфраструктуры, но и прежде всего – состоянием и динамикой народонаселения, его количественными и качественными характеристиками.

Современная демографическая ситуация характеризуется процессом естественной убыли населения. Имеются значительные территориальные различия демографической ситуации. В первую очередь это касается дифференциации показателей среди городского и сельского населения. С 1995 по 2005 год убыль сельского населения составила 534,0 тыс. человек и рост городского – 123,7 тыс. человек.

Параллельно происходит структурная трансформация сельского населения. В 1995 году удельный вес детского населения на селе составлял 20 процентов, в 2004 году – 16,4 процента; лиц старше трудоспособного возраста – соответственно 33,5 процента и 31,9 процента. Степень постарения сельского населения в сравнении с городским в 2,3 раза выше среди женщин, в 2,4 – среди мужчин.

Еще одна важная демографическая характеристика – миграция населения. В Беларуси внутренние миграционные потоки направлены в основном из сельской местности в городскую. При этом 90 процентов населения, выбывающего из сельской местности, составляет молодежь, среди которой доминируют лица женского пола. Основные миграционные потоки приходятся на внутриобластную и межобластную миграцию.

Внешние миграционные потоки характеризуются положительным сальдо – численность лиц, прибывающих в Республику Беларусь, превышает численность лиц, выбывающих из Республики Беларусь. Всего за 1993 – 2004 годы миграционный прирост составил 130,0 тыс. человек; около 80 процентов прибывших – лица моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте. При этом роль миграционного прироста в смягчении процесса депопуляции постоянно уменьшается.

На протяжении длительного периода остается неизменной направленность внутренних миграционных потоков – из сельской местности в городскую, в результате чего село в значительной мере утратило свой демовоспроизводственный потенциал. Другой особенностью внутриреспубликанской миграции является концентрация мигрантов в г. Минске.

Основную часть миграционного потока из села в город составляет молодежь, выезжающая на учебу. Усиливается поток трудовой миграции из села, в составе которого специалисты, квалифицированные кадры. В результате обостряются проблемы обеспечения отраслей экономики в сельской местности квалифицированными работниками.

Регулирование внутренней миграции должно быть направлено на повышение территориальной мобильности населения для удовлетворения потребностей экономики в рабочей силе. В настоящее время это наиболее актуально для сельской местности, где первостепенной задачей является, с одной стороны, предотвращение оттока молодых специалистов из сельской местности, с другой стороны, привлечение в село молодежи, получившей образование и профессиональную подготовку по профессиям и специальностям, необходимым селу. Приток молодежи в сельскую местность будет способствовать улучшению демографической структуры сельского населения. Данные задачи решаются в рамках реализации мер, предусмотренных Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы.

Целью Национальной программы является создание условий, направленных на предотвращение дальнейшего ухудшения демографической ситуации, и формирование предпосылок улучшения демовоспроизводственных процессов в Республике Беларусь.

Проект Национальной программы предусматривает решение следующих задач:

реализацию целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми;

реализацию комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка;

снижение заболеваемости и смертности за счет мероприятий по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных факторов среды обитания;

снижение смертности населения от всех причин в результате внедрения медико-организационных, технологических и инновационных мероприятий;

оптимизацию внутренних и внешних миграционных потоков с учетом национальных демографических интересов.

Наиважнейшее место в работе по улучшению демографической ситуации в республике отводится реализации комплекса мер по решению жилищной проблемы. Поэтому наряду с использованием действующего порядка оказания государственной поддержки молодых граждан (семей), многодетных семей в проекте Программы предусматривается разработка предложений по совершенствованию в 2007 году законодательства в части:

предоставления молодым семьям финансовой поддержки в размере 20 бюджетов прожиточного минимума для погашения задолженности по выданным нельготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в случае рождения первого ребенка или при наличии одного ребенка;

предоставления молодым семьям финансовой поддержки в размере 40 бюджетов прожиточного минимума для погашении задолженности по выданным нельготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в случае рождения второго ребенка или при наличии двоих детей;

предоставления многодетным семьям финансовой поддержки в размере 50 бюджетов прожиточного минимума для погашения задолженности по выданным нельготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в случае рождения третьего и последующих детей;

увеличения размера финансовой поддержки в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья с 30 процентов до 50 процентов в случае рождения третьего ребенка или при наличии троих детей;

увеличения размера финансовой поддержки в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья с 50 до 70 процентов в случае рождения четвертого ребенка или при наличии четверых детей.

Намечается также подготовить в 2006 году и внести в установленном порядке предложения о льготном кредитовании семей-усыновителей при усыновлении следующего ребенка, при усыновлении двух и более детей одновременно.

В проекте Программы предусматривается также меры по оптимизации внутренних и внешних миграционных потоков с учетом национальных демографических интересов. В частности, в области регулирования внутренних миграционных потоков решаются задачи:

стимулирования нанимателей, в том числе индивидуальных предпринимателей и владельцев фермерских хозяйств, к созданию рабочих мест в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

улучшения информированности населения о возможности переселения на новое место жительства и новое место работы в сельскую местность.

В области регулирования внешних миграционных потоков предусматривается:

обеспечение положительного сальдо внешней миграции;

содействие оформлению документов для въезда на постоянное жительство в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в упрощенном порядке, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы;

предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Беларуси и о порядке приобретения гражданства Республики Беларусь;

содействие социально-бытовому обустройству иммигрантов, их интеграции в белорусское общество, реализации их конституционных прав и свобод.

Достижению прогнозных параметров демовоспроизводства в стране будет также способствовать реализация других государственных программ, в частности:

Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2004 г. № 855 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 110, 5/14540);

Государственной программы возрождения и развития села на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республика Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 1/6339);

Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 905 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.,
№ 129, 5/16411);

Государственной миграционной программы на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 1403 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 1, 5/16955);

Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января2006 г. № 29 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 9, 5/17103);

Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006 –
2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 556 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 71, 5/22245), а также президентской программы ”Дети Беларуси“ утвержденной Указом Президента Республика Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 86, 1/7590).

В результате обсуждения проекта Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы правительством поручено соответствующим республиканским органам совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом доработать проект с учетом высказанных замечаний и предложений и внести его для утверждения в установленном порядке.

В итоге принятие указанной Программы будет способствовать как улучшению демографической ситуации в целом, так и ускорению решения жилищной проблемы в стране.

31.07.2006

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 7, за месяц 21

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 30/2006