Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Об основных направлениях государственной политики в сфере управления государственным имуществом

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » Об основных направлениях государственной политики в сфере управления государственным имуществом

На протяжении последних лет в республике осуществляется целенаправленная государственная политика в сфере имущественных отношений. Чего удалось достичь и на что будет в дальнейшем направлена эта работа, рассказал на проходившей недавно в Минске Международной научно-практической конференции «Экономика, оценка и управление недвижимостью и природными ресурсами» заместитель министра экономики Министерства экономики Олег Мельник.

Как отметил Олег Мельник, управление государственным имуществом осуществляется в трех основных направления – приватизация, повышение эффективности использования имеющегося у государства и населения имущества и наращивание государственного имущества.

По словам заместителя министра экономики, в последнее время значительное внимание уделялось работе по совершенствованию законодательства в сфере имущественных отношений. Только в прошлом году Минэкономики подготовлено и принято более 20 различных нормативно-правовых актов в сфере управления государственным имуществом.

Так, принятый в сентябре 2006 года указ президента № 575 носит базовый характер и регулирует полномочия главы государства, правительства, органов государственного управления по распоряжению государственным имуществом, устанавливает комплексную и законченную систему принятия решений по отчуждению, аренде, залогу, безвозмездной передаче госимущества. В целях реализации положений данного указа Госкомимуществом подготовлено и принято постановление правительства, которое определяет формы документов, необходимые для получения соответствующего разрешения на решение вопросов, связанных с распоряжением государственного имущества.

Декретом президента № 6 от 15 июня 2006 года сняты некоторые ограничения движения акций, приобретенных на льготных основаниях членами трудового коллектива. В связи с этим появилась возможность расширения вторичного рынка обращения ценных бумаг. В настоящее время Минэкономики совместно с Администрацией Президента РБ разрабатывает конкретный перечень обществ, для которых будут сняты ограничения на движение акций.

В августе 2006 года принят также указ президента № 498, которым утверждены положения, регулирующие порядок сдачи в аренду помещений и порядок определения размеров арендной платы. В соответствии с указом предприятия получили возможность оставлять 50 % денежных средств от арендной платы и направлять их на развитие производства, что является стимулом для вовлечения в хозяйственный оборот и использования сданного в аренду имущества.

В целях реализации региональной экономической политики принят указ президента от 27 февраля 2007 года № 108, которым предусматривается обеспечить рост благосостояния населения, повысить уровень комплексного развития производительных сил и эффективность использования государственного имущества.

В соответствии с нормами, заложенными в этом законодательном акте, государственное имущество, расположенное на территории сельских советов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также иных населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящих вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, будет вовлекаться в хозяйственный оборот путем продажи на аукционах за одну базовую величину, а также путем передачи в безвозмездное пользование, а затем в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц под конкретные инвестиционные проекты на срок их реализации и в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования. Действие данного указа не распространяется на отчуждение изъятого, арестованного, конфискованного имущества, а также имущества, обращенного в доход государства иным способом, которое осуществляется в порядке исполнения судебных постановлений. Не относится это и к имуществу ликвидируемого в соответствии с законодательством о банкротстве юрлица, государственному имуществу в процессе приватизации, по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, объектам экспортного контроля (специфическим товарам), в том числе имуществу военного назначения, имуществу, являющемуся носителем государственных секретов.

В настоящее время в республике имеется достаточно большое количество неиспользуемых или неэффективно используемых зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства. Для того чтобы максимально вовлечь эти объекты в хозяйственный оборот, принято решение об их продаже на торгах с понижением начальной цены. Данная норма предусмотрена указом президента от 13 февраля 2007 года № 77. Согласно указу начальная цена продажи на торгах находящихся в республиканской собственности зданий, сооружений, изолированных помещений (за исключением жилых домов и жилых помещений), не завершенных строительством капитальных строений (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), передаточных устройств, иного недвижимого имущества, машин, оборудования, транспортных средств, относящихся к основным средствам республиканских юридических лиц, а также объектов приватизации может быть понижена после первых нерезультативных либо несостоявшихся торгов на 20 %, после вторых - до 50 % включительно. Объекты республиканской собственности, не проданные после понижения их начальной цены, будут выставляться на аукцион и продаваться с применением метода понижения начальной цены. Однако эта норма не распространяется на изъятое, арестованное, конфискованное имущество, имущество республиканских юрлиц, которые объявлены банкротами, объекты экспортного контроля (специфические товары), имущество, являющееся носителем государственных секретов.

Уделялось также большое внимание имуществу, находящемуся в коммунальной собственности. Так, в указе № 677 от 16 ноября 2006 года прописан механизм отчуждения объектов, находящихся в коммунальной собственности, расположенных в центральной части Минска и городов областного подчинения. Продажу находящихся в коммунальной собственности зданий, сооружений, изолированных помещений (за исключением жилых домов и жилых помещений), стоимость которых превышает 10 тысяч базовых величин, предлагается осуществлять по согласованию с главой государства. В указе определены способы продажи таких объектов. Так, продажа зданий, сооружений, изолированных помещений будет осуществляться на аукционе, по конкурсу, без проведения аукциона, конкурса путем внесения в уставный фонд негосударственного юридического лица имущества, находящегося в коммунальной собственности. Установлены лица, которым по решению местных исполнительных и распорядительных органов и по согласованию с президентом, могут быть проданы данные объекты. Это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере производства товаров, выполнения работ и (или) оказания услуг населению и арендующие данное имущество не менее 5 лет.

Продолжается работа над законопроектом об унитарных предприятиях. В новом нормативном акте, в частности, определяется порядок создания унитарным предприятием дочернего предприятия, основания изъятия имущества УП, организованного на праве хозяйственного ведения, собственником имущества этого предприятия. Согласно разработанному документу унитарным предприятием считается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Оно принадлежит УП на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе и между его работниками. За унитарными предприятиями закрепляется возможность открывать представительства и филиалы, в том числе за пределами Беларуси. По данным Минэкономики, в Беларуси в настоящее время действует 20,7 тысяч унитарных предприятий различных форм собственности. Законопроект призван восполнить существующий пробел в правовом регулировании их деятельности. В нем определен порядок создания и реорганизации УП, установлена ответственность руководителя государственного унитарного предприятия за неэффективное использование имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Как отметил в своем выступлении О.Мельник, реформы, осуществляющиеся в республике, направлены на изменение отношений собственности. При этом осуществляется системный и комплексный подход с учетом соблюдения принципов экономической эффективности и социальной справедливости. В связи с этим установлены принципы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности: сочетание возмездных и безвозмездных способов приватизации; расширение форм методов приватизации – прямая продажа, аукцион, конкурс, создание АО с непосредственным участием иностранных или других инвесторов; предоставление определенных социальных гарантий членам трудового коллектива приватизируемого предприятия; контроль за осуществлением приватизации со стороны государства; обеспечение широкой гласности процесса приватизации и др.

По словам О.Мельника, всего за период рыночных преобразований в республике реформировано свыше 4 тысяч объектов государственной собственности. Это примерно 41 % от общего количества всех предприятий. На базе реформированных предприятий создано 1980 акционерных обществ и свыше 1400 государственных объектов, проданных по конкурсу и аукциону.

Цель приватизации - не только смена собственника. Основная задача этого процесса заключается в повышении эффективности работы как конкретного предприятии, так и в целом народного хозяйства. Так, например, если 2-3 года за 80 % предприятия «Белшина» предлагалось 57 млн.долл., то сегодня его рыночная оценка составляет 1,5 млрд.долл. В ходе перевооружения на предприятии был выполнен ряд программ, и это позволило превратиться ему из убыточного предприятия в высокорентабельное и занять определенную нишу на международном рынке.

В республике 1,9 объектов республиканского назначения не используется или используется неэффективно. А их содержание обходится ежегодно более чем 12 млрд.рублей. В прошлом году 72 объекта недвижимости республиканской собственности было реализовано через аукционы и конкурсы на сумму 22 млрд.рублей, из них более 20 млрд. осталось на счетах предприятий и будет направлено на развитие производства.

Что касается объектов коммунальной собственности, то стоит задача до конца 2010 года вовлечь их все в хозяйственный оборот.

Говоря об основных задачах на текущие и последующие годы в сфере имущественных отношений, заместитель министра отметил, что основной целью государственной политики в области управления государственным имуществом будет повышение эффективности функционирования приватизированных предприятий, улучшение показателей их финансово-экономической деятельности за счет более результативного использования имущества и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в эти организации; четкое определение целей государственного управления в отношении каждой государственной организации; повышение экономического потенциала для страны; привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего заинтересованных в долгосрочном развитии белоруской организации, готового взять на себя обязательства по реализации инвестиции проектов и условий; повышение качества эффективности управления; обеспечение сохранности государственного имущества, эффективность взаимоотношений государственного капитала, регулирующего роль государства.

Елена МАСЛОВСКАЯ

07.05.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 20

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 18/2007