Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

20 лет с Законом о приватизации жилья

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » 20 лет с Законом о приватизации жилья

В целях создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье и обеспечения эффективного использования и содержания жилищного фонда в республике 16 апреля 1992 г. был принят и введен в действие с 1 июля 1992 г. Закон «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» (далее – Закон). Он определил экономические, правовые, социальные условия и порядок приватизации занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонта.

В соответствии с Законом передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений осуществлялась с соблюдением следующих основных принципов:

равные права всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда.

добровольная основа.

сочетание возмездного и безвозмездного характера.

взаимосвязь приватизации с решением жилищной проблемы.

гласность, государственный и общественный контроль за процессом приватизации.

В результате в республике были созданы основы нормативно-правовой базы, направленной на реформирование жилищного сектора экономики, проведена массовая приватизация жилищного фонда, сформирован и достаточно успешно функционирует вторичный рынок жилых помещений.

В настоящее время почти 80% жилищного фонда (более 181,1 млн. кв. метров общей площади жилых помещений) находится в частной собственности граждан. На 1 января 2012 г. доля собственных квартир в общем объеме квартирного фонда в целом по республике составляла 81,6% (3275899 единиц). Наиболее высокий удельный вес собственного жилья в Брестской области – 85,2%, и ниже, чем по другим регионам, в Гродненской области – 78,8%.

Приватизация государственного и общественного жилищного фонда явилась важным фактором либерализации отношений в жилищной сфере и перехода к рыночной экономике. Она в течение последних 10-15 лет оказала значительное влияние на социально-экономическое развитие общества, на распределение благ в нём. В результате её проведения возросла имущественная обеспеченность домохозяйств (особенно проживающих в городских поселениях), созданы предпосылки для улучшения жилищных условий на рыночных принципах, увеличилось потребление собственниками жилых помещений, повысилось их качество и комфортность.

Передача жилья в собственность явилась важным фактором реализации демократических прав граждан, связанных с выбором места проживания и жилищных условий, с созданием домохозяйств и обретением гражданами внутренней свободы. Приватизация предоставила возможность многим домохозяйствам улучшить свои жилищные условия, стимулировала рациональное использование жилищного фонда. Она позволила малообеспеченным и другим домохозяйствам, располагающим жилыми помещениями с повышенными потребительскими свойствами и (или) имеющим площадь, размеры которой больше того чем им нужно, улучшить своё материальное положение посредством получения дополнительного дохода за счет самоограничения при его потреблении.

Посредством приватизации была сформирована в относительно короткий срок объектная база вторичного рынка жилья. Это обеспечило возможность свободного перемещения граждан и домохозяйств по территории республики, позволило сотням тысяч домохозяйств улучшить жилищные условия, стимулировало их жилищную, социальную и трудовую мобильность, предпринимательскую активность.

Приватизация жилых помещений открыла доступ миллионам граждан к недвижимому имуществу в новом качестве, а именно, в качестве собственника. В системе реформирования жилищной сферы эффективный собственник занимает ключевое положение. Его появление оказывает стимулирующее воздействие на всех участников процесса производства и потребления ресурсов и услуг, заставляет их повышать результативность своей деятельности не за счёт потребителя, а путём рационализации производства и сокращения издержек.

Кроме того, приватизация предоставила гражданам широкие возможности индивидуализации принадлежащего им жилья. Они получили право обустраивать жилые помещения в многоквартирных домах (в пределах, разрешенных нормами и правилами), исходя из своих эстетических представлений и потребительских предпочтений. Это стимулировало инвестиционную активность домохозяйств, направленную на обустройство, ремонт, повышение комфортности принадлежащих им жилых помещений.

В результате в республике получил развитие сектор экономики, который занимается производством, поставкой, продажей материалов, изделий, оборудования и инструмента для выполнения ремонтно-строительных работ и самим их выполнением. Сформировался рынок современных строительных материалов и соответствующих услуг, который продолжает развиваться и становиться все более цивилизованным. Он оказывает позитивное влияние не только на развитие промышленности строительных материалов, но и всего реального сектора экономики.

Весьма важным является то, что приватизация обусловила необходимость радикального реформирования системы управления многоквартирными домами и жилищным хозяйством в целом. Следует признать, что в результате приватизации жилья в управлении фондом, представленным многоквартирными домами, появилось определенное несоответствие: помещения в доме принадлежат множеству собственников, а дом управляется единолично старым собственником или по его поручению третьим лицом. Разрешение этого противоречия, а также передача и реализация законного права управления своим имуществом сообществу множества собственников возможно только в условиях разгосударствления и демонополизации сферы жилищно-коммунальных услуг, воспроизводства жилищного фонда и инфраструктуры для его обслуживания. Следовательно, приватизация государственного и общественного жилищного фонда является фактором, который катализирует реформирование экономики в целом, создание рыночных институциональных основ, конкурентной среды.

В конечном счете, приватизация жилищного фонда является одним из значимых преобразований переходного периода не только в жилищном секторе экономики, но и в социально-экономическом развитии республики. Она положила начало перехода от социалистической жилищной системы к системе, ориентированной на рынок, превратила Беларусь в страну собственников жилых помещений. Приватизация привела к радикальным количественным и качественным изменениям в отношении к собственности, к существенному повышению имущественной обеспеченности почти каждого второго домохозяйства. Она создала предпосылки для формирования современных механизмов финансирования воспроизводства жилищного фонда, рационального и эффективного его использования, улучшения жилищных условий на рыночных принципах.

Конечно же, результаты проведенной работы по массовой приватизации жилищного фонда, реформированию жилищного сектора экономики требуют серьезного аналитического исследования, глубокого изучения, что позволит осмыслить суть жилищной проблемы в республике, скорректировать государственную жилищную политику, уточнить цели и задачи дальнейшего реформирования жилищной сферы.

Для обобщения накопленного в течение двух последних десятилетий опыта реформирования жилищного сектора экономики в республике, удовлетворения потребностей населения в жилищной услуге, повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижения его энергопотребления представляется целесообразным провести в средствах массовой информации (СМИ) широкое обсуждение этой темы с участием научных работников, правоведов, специалистов предприятий и организаций, работников республиканских и местных органов государственного управления, а также провести республиканский жилищный форум.

В рамках такого форума можно было бы провести научно-практическую конференцию, выставку-ярмарку инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организовать для зарубежных участников посещение успешно функционирующих объектов жилищно-коммунального хозяйства и строительства и др. Реализация такого комплекса мероприятий, связанных с 20-летием приватизации государственного и общественного жилищного фонда, которая положила начало реформированию не только жилищного сектора, но и экономики в целом, позитивно скажется на международном имидже республики.

Это позволило бы подготовить и соответствующие предложения по уточнению Концепции государственной жилищной политики на 2012-2015гг. и Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, а также разработать план конкретных действий по повышению эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшению качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство.

На наш взгляд, проведение форума способствовало бы активизации сотрудничества с зарубежными партнёрами, что будет содействовать притоку инвестиций в развитие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства республики

Виктор САВИЦКИЙ, Александр СИДОРЕНКО

14.05.2012

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 12

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 19/2012