Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства

Об основных направлениях государственной политики в сфере энергосбережения в рамках реализации мероприятий Директивы Президента РБ от 14 июня 2007 года № 3 рассказал на XIII Белорусском энергетическом и экологическом конгрессе Виктор Назаренко, первый заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Как отметил в своим выступлении В.Назаренко, итоги 2007 года показали, что необходимым условием выполнения задач, поставленных Директивой № 3, является активное проведение энергосберегающей политики практически во всех отраслях экономики. Только при условии выхода на новый уровень энерго- и ресурсосбережения можно достичь наращивания выпуска конкурентоспособной продукции в условиях роста цен на импортируемые энергоносители.

Беларусь сохраняет тенденцию динамичного развития, в том числе за счет рационального использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих передовых технологий, замещения дорогостоящих импортируемых энергоресурсов местными и альтернативными источниками энергии. Республика относится к государствам, не имеющим значительных собственных топливно-энергетических запасов, но вместе с тем даже в этих условиях, это показывает и опыт передовых европейских стран, в нашей стране можно обеспечить достаточно эффективное функционирование экономики даже в этих условиях.

За последние годы Республика Беларусь стремительно наращивает свой производственный потенциал, не увеличивая потребления энергоресурсов. Об этом свидетельствуют динамика роста ВВП и потребление энергоресурсов на последние 10 лет, сказал первый заместитель председателя Госкомстата.

Показателем эффективного использования энергоресурсов служит такой показатель, как энергоемкость ВВП. Поэтому основная задача, которая сегодня стоит перед энергетиками, промышленностью и всей экономикой – максимально приблизиться к развитым странам по уровню энергоемкости ВВП.

В 2007 году принят ряд нормативных документов, в которых были определены задачи и выработаны приоритетные направления работы по энергосбережению и энергоэффективности. К ним в первую очередь относятся Директива Президента № 3, Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, Государственная комплексная программа по модернизации основных производственных фондов белорусской энергосистемы энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года, Республиканская программа энергосбережения на 2006 – 2010 годы и другие документы.

Так, например, до 2010 года энергоемкость ВВП должна быть снижена не менее чем до 31 % к уровню 2005 года, получена суммарная экономия топлива не менее 7,55 млн. тонн условного топлива, обеспечено суммарное замещение местными видами импортируемого топлива в объеме 6,48 млн. тонн условного топлива, введено в эксплуатацию 1650 МВт энергогенерирующих мощностей. Для того чтобы реализовать эти задачи, считает В.Назаренко, необходима очень высокая концентрация сил, новые формы работы, применяемые в этой области, и четкое взаимодействие всех уровней госуправления и в отраслях.

В балансе республики доля природного газа занимает 77 %, в системе Минэнерго – 95 %, поэтому рост цен на природный газ значительно влияет на экономику всей страны. В связи с этим сегодня перед энергетиками и отраслевыми министерствами стоит непростая задача ускорить процесс строительства источников с использованием угля.

Вторым важнейшим направлением в настоящее время является использование в качестве топлива местных ресурсов. В мировой практике доказано, что наиболее эффективный способ использования топлива – это комбинированная выработка технологии электроэнергии. За счет этого метода на базе современных парогазовых, газотурбинных и газомоторных технологий республика может приблизиться за 3-5 лет к европейскому уровню энергоемкости ВВП. Эффективность использования комбинированной выработки электроэнергии подтверждается высокими технико-экономическими показателями, важнейшими из которых являются низкие удельные расходы топлива, высокий коэффициент полезного действия, низкая себестоимость электрической и тепловой энергии. Из вырабатываемых 107 млн. гигакалорий тепловой энергии только около 26,9 млн. участвуют в комбинированной выработке, что позволяет повысить примерно 10,5 млрд. кВт/ч электроэнергии. Если увеличить долю комбинированной выработки в 2 раза, можно получить экономию в 1,5 млн. тонн условного топлива.

В процессе прямого сжигания природного газа в технологическом процессе происходит выработка около 30 млн. гигакалорий тепла без выработки электроэнергии. Например, на Белорусском цементном заводе установка ГТУ 16 МгВт позволила выработать 118,9 млн. кВт/ч электроэнергии в год. При этом доля себестоимости продукции снизилась с 55 % до 43 %.

Достигнутая экономия топливно-энергетических ресурсов составила 11 тыс. 400 тонн условного топлива в год. В качестве примера В.Назаренко назвал Гродненскую область, где при потреблении электроэнергии 3,5 млрд. кВт/ч собственно выработка составляет 25 % от потребления.

Особое внимание в стране уделяется вопросам вовлечения использования местных видов топлива и сырьевых ресурсов, возобновляемых источников энергии. При этом вовлечение местных и возобновляемых энергоресурсов сегодня должны базироваться на экономической целесообразности. Как считает В.Назаренко, основной прирост использования местных видов топлива должен быть обеспечен за счет древесного топлива, лепнины, торфа и гидроресурсов. С этой целью к 2010 году в республике должно быть построено 16 крупных мини-ТЭЦ на двигательном топливе и торфе, реконструированы топливные добывающие предприятия, создана инфраструктура транспортирования и подготовки топлива сжиганием.

В современных экономических условиях важнейшим направлением снижения зависимости от импортных энергоресурсов и улучшения экологической обстановки является использование гидроресурсов. Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации в настоящее время осуществляется подготовка проекта программы развития ветроэнергетики на период до 2015 года. Программа находится на согласовании с организациями госуправления и облисполкомами. Согласно программе в республике должно быть размещено ветроустановок с теоретически возможным потенциалом более 1600 МгВт.

Госстандарты в сфере энергосбережения

На повышение эффективности использования всех видов топливно-энергетических ресурсов направлена реализуемая в республике программа разработки и внедрения государственных стандартов в сфере энергосбережения. В этом году завершается реализация программы развития системы техники нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения, в результате чего будет утверждено 129 технических нормативно-правовых актов на нефтяное топливо, двигатели внутреннего сгорания, теплогенерирующее оборудование, бытовые электроприборы, теплоизоляционные материалы, тепловую защиту зданий и сооружений и др., сказал В.Назаренко. Переход на использование показателей энергоэффективности госстандартов на самые различные виды оборудования и продукции является очень серьезным шагом, потому что это переход на системную основу практически всего комплекса работ в области энергосбережения.

В настоящее время введен в действие комплекс госстандартов, формирующих правила регламентации показателей энергосбережения и методов их подтверждения. Особое внимание уделено установлению технической документации Госстандарта и технических условий на конкретную продукцию показателей энергосбережения. То есть, как пояснил первый заместитель председателя Госкомстата, не только те, кто пользуется оборудованием, но и те, кто производит это оборудование, будут производить оборудование с учетом тех показателей энергосбережения, которые будут установлены в технических условиях и госстандартах. Это позволит реализовать единый порядок формирования показателей энергоэффективности и создать условия для государственного управления этими показателями.

Разработан 31 госстандарт по нефтяному топливу и топливу из внешних ресурсов. Они обеспечивают реализацию технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергоресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Также разработаны госстандарты, обеспечивающие использование биокомпонентов из возобновляемого сырья для производства смесевого дизельного топлива.

В этом году завершается разработка госстандартов, устанавливающих требования к альтернативным видам топлива и возобновляемым источникам энергии – топливо, гранулы древесные древесно-топливные, брикеты топливные на основе торфа, природное топливо на основе древесной биомассы и др.

Для повышения эффективности отопительных и водонагревательных котлов, воздухонагревателей для промышленных и сельскохозяйственных предприятий внесены изменения в госстандарты, предусматривающие повышение КПД на 3,5 %.

Введены также госсстандарты, устанавливающие требования к информированию потребителей об энергоэффективности электробытовых приборов – холодильники, стиральные машины, электрические лампы, кондиционеры и др.

При проведении работ по обязательной сертификации с 1 июля 2008 года включены показатели энергоэффективности годовых электрических приборов, на которые уже есть соответствующие госстандарты.

Жилые и общественные здания сертифицируют

Как отметил В.Назаренко, в настоящее время завершается разработка технического регламента, устанавливающего требования к конструкциям зданий и сооружений при их проектировании, строительстве и реконструкции в части энергосбережения и тепловой защиты. Ведется разработка 22 госстандартов с целью установления требований к функциональным свойствам и качеству строительных и теплоизоляционных материалов, которые соответствуют аналогичным требованиям европейских стандартов.

Применение этих документов позволит внедрить современные технологии к конструкции теплоизоляции зданий и сооружений и снизить теплопередачи от 40 % до 70 %. По мнению выступающего, это будет не только способствовать экономии энергии при применении современных технологий, но и создаст в республике условия для выпуска продукции, конкурентоспособной в Евросоюзе.

Госстандарты, а также находящиеся в разработке технические условия в области строительства, устанавливающие требования к правилам проектирования тепловой изоляции, создадут условия для регламентации требований к энергетическим и эксплуатационным характеристикам новых и реконструируемых зданий, сказал В.Назаренко. На их основе планируется ввести классификацию по показателям энергетической эффективности жилых и общественных зданий с последующим введением сертификации по показателям энергетической эффективности, установление класса энергоэффективности здания и нанесения соответствующей маркировки на каждое здание.

Сегодня такая сертификация проводится в ряде стран – наших ближайших соседей. Сертификация позволяет определить сроки, до какого времени может быть разрешено строительство того или иного класса зданий и до какого времени должна быть проведена соответствующая инновация зданий, которые по своим характеристикам не соответствуют установленным требованиям.

Оборудование поделят на классы энергетической эффективности

Сегодня в республике ставится задача создания конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих эффективное использование всех видов ресурсов. В управлении этой эффективностью предприятий особое внимание уделяется энергетическому обследованию организаций, проинформировал участников конгресса В.Назаренко. Введены в действие соответствующие технические нормативно-правовые акты, которые устанавливают требования к организациям по проведению энергетического обследования и требования к экспертам.

В настоящее время в целях реализации положений Директивы № 3 подготовлен проект постановления Совета Министров «О некоторых мерах по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов». Проектом постановления предусматривается введение с 1 января 2009 года классов энергетической эффективности на оборудование В и С, а с 1 января 2010 года - классов для промышленного оборудования и светильников. Таким образом, пояснил выступающий, все оборудование будет определяться по классам. То оборудование, которое соответствует госстандартам, будет отнесено к классу В. Несоответствующее госстандартам и отстающее от современного уровня развития промышленности и экономики оборудование будет отнесено к классу С. В каждом конкретном случае будет решаться, до какого времени должно применяться оборудование в промышленности и в энергетике.

Постановлением будут установлены сроки перехода на изготовление и реализацию бытовых электрических приборов с учетом классов и энергетической эффективности.

В постановлении также даны поручения, в соответствии с которыми должны быть определены и до 1 июля 2009 года включены в госстандарты перспективные показатели энергетической эффективности оборудования и светильников, а также произведена закупка оборудования и светильников только класса А и В с целью энергосбережения.

Елена МАСЛОВСКАЯ

27.10.2008

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 9, за месяц 48

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 43/2008