Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Страсти вокруг регистрации

Действующая система регистрации прав на недвижимое имущество в Беларуси слишком далека от совершенства. Такой вывод позволяют сделать результаты проверки деятельности Республиканского центра учета и регистрации недвижимости и Бюро регистрации и технической инвентаризации, проведенной службами Госконтроля во второй половине прошлого года.

Как следует из материалов проверки, Республиканский центр учета и регистрации недвижимости (далее Центр или РЦУН) в нарушение порядка государственной регистрации жилищного фонда в течение 2000-2002 годов вел неполный и несвоевременный учет прав на жилые дома (помещения), расположенные на территории Республики Беларусь. При этом за оказанные услуги по регистрации прав на жилые помещения, расположенные только в Минске, Центром в 2001-2002 годах получено около 280 млн. рублей. На основании этого проверяющие сделали вывод, что Центр получал деньги за услуги, которые фактически не оказывались. И этому есть объяснение. Утвержденный в 1999 году порядок регистрации жилых объектов и прав на них изначально был несовершенен. Согласно порядку БРТИ вели начальную регистрацию сделок и предоставляли ее Центру. Специалисты РЦУНа должны были вносить эти данные в Регистр, и затем отправлять в БРТИ регистрационное дело, удостоверение и документы, подтверждающие права нового собственника жилого помещения (здания). При регистрации в Регистре специалисты Центра обязаны были проводить по сути дела экспертизу сделки (с проверкой правильности оформления и подлинности правоустанавливающих и других документов). Однако в связи с большим количеством совершаемых в стране сделок с жилой недвижимостью выполнять все требования инструкции оказалось физически невозможно. Правда в июле 2001 года РЦУН направил в Минжилкомхоз проект изменений в эту инструкцию, которые так и не были внесены.

В ходе проверки были выявлены и весьма странные вещи. К примеру, нежилое помещение, расположенное в районе ул. Олешева в Минске, на момент проверки числилось в Едином государственном регистре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за одним юридическим лицом, а в БРТИ г. Минска - за другим. Два собственника (один зарегистрирован РЦУНом, другой - БРТИ) оказалось и у части здания, расположенного в переулке Козлова. А все потому, что действия БРТИ и Центра по некоторым вопросам регистрации нежилых объектов были недостаточно согласованы.

В 1996 году приказом Минжилкомхоза Центр был определен головной организацией по осуществлению госучета, регистрации, технической инвентаризации и оценки недвижимого имущества. Ему делегированы и права по управлению областными м Минским городским БРТИ. Однако реально управлять этими организациям Центр не мог. РЦУН - республиканская структура, а БРТИ - коммунальные организации, не подчиняющиеся Центру. Последний в свою очередь не наделен правом издания нормативных правовых актов, обязательных для исполнения теми же БРТИ. Об этом Госконтроль информировал Минжилкомхоз еще в 2000 году, однако реальных мер по координации действий РЦУНа и БРТИ не было предпринято. В итоге РЦУН и БРТИ вели до недавнего времени различные невзаимосвязанные реестры прав и сделок. Причем действовавшая система на практике позволяла регистрировать сделки и права на нежилые объекты в разных регистрирующих органах. Следствием этого и стали установленные в ходе проверки вышеупомянутые факты. Они же, как говорится в материалах проверки, позволяют сделать недвусмысленный вывод, что до недавнего времени одно и то же нежилое помещение можно было продать одновременно двум покупателям путем регистрации сделок в БРТИ и РЦУНе.

Кроме этого, информационными ресурсами БРТИ Минска, благодаря установленной системе связи, пользуются Администрация президента, Мингорисполком и другие госорганы, в том числе и РЦУН, тогда как компьютерные базы последнего недоступны внешним пользователям. И выходит, что перечисленные организации до недавних пор пользовались неполной и недостоверной информацией об объектах недвижимости и сделках с ними.

Как следует из материалов проверки, в 2000 году Минжилкомхоз поручил Центру и одному из своих управлений до 1 марта 2001 года доработать методическую документацию по регистрации и технической инвентаризации нежилых зданий и сооружений. Проекты этих нормативных актов, включая соответствующие инструкции, были направлены в министерство в июле 2001 года, но так и не были приняты. Поэтому БРТИ продолжали регистрировать нежилые объекты и права на них в порядке, установленном местными властями (различном в каждой области). РЦУН тоже регистрировал нежилые здания и помещения в Государственном регистре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Хотя в этом регистре можно регистрировать только жилые объекты и права на них (совместный приказ Минэкономики, Минжилкомхоза, Минфина, Минстата от 13 декабря 1999 года).

Но еще более парадоксально то, что действующими нормативными актами Центру вообще, как следует из заключений проверки, не предоставлено право регистрации прав собственности на нежилые здания (помещения). Между тем Центр осуществлял в Минске регистрацию прав на нежилые помещения независимо от форм собственности, назначения и правообладателя нежилых зданий (помещений). Таким образом, при регистрации этих объектов он фактически дублировал работу БРТИ г. Минска, но при этом не информировал Бюро о проведенной регистрации нежилого недвижимого имущества и прав на него.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

03.03.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 8, за месяц 26

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 9/2003