Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Приватизация, хоккей и обманутые дольщики

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » Приватизация, хоккей и обманутые дольщики

Вот уже месяц как в Беларуси действует новый закон о приватизации госимущества. Но каким бы совершенным он ни был, эффективная приватизация как часть эффективного управления госимуществом будет оставаться проблематичной без полного реестра государственного имущества, считают в правительстве. Об этом и о другом говорилось на коллегии Государственного комитета по имуществу 26 января.

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества» был принят 16 июля 2010 года и вступил в силу с 1 января текущего года.

Эффективная приватизация

Документ, как отмечается в официальных комментариях, направлен на совершенствование правовых и экономических отношений в области приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в целях создания условий для привлечения инвестиций и развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

В частности, новый закон призван улучшить ситуацию в сфере оценки. Положительные изменения, как ожидают разработчики закона, коснутся выкупа арендованного государственного имущества и подходов к оценке госимущества для указанных целей, чтобы результаты оценки (полученная стоимость объекта) были понятны не только продавцу (государству), но и покупателю.

С 2011 года появляется возможность проводить оценку основных фондов прямым методом, что позволит определить реальную, справедливую их стоимость и отразить в балансе предприятия. Это будет способствовать улучшению экономики предприятия, минимизации затрат и себестоимости. Теперь при оценке предприятий будет учитываться реальная стоимость основных фондов.

Закон также предусматривает исключение таких способов приватизации, как выкуп арендованного госимущества арендным предприятием, а также продажа работникам предприятий и приравненным к ним лицам принадлежащих государству акций ОАО, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, за денежные средства на льготных условиях и в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество».

В сопроводительном комментарии к закону также отмечается, что документ предоставляет возможность продажи объектов приватизации в случае если аукцион или конкурс признан несостоявшимся в силу того, что заявка на участие в них подана одним участником.

Законодательный акт учитывает рекомендации МВФ и Всемирного банка. Их предложения заключаются в том, чтобы в Беларуси частная собственность превалировала над государственной.

Однако, как заявил 26 января заместитель премьер-министра Сергей Румас на коллегии Госкомимущества, одним из проблемных мест приватизации по-прежнему остается отсутствие полного реестр государственного имущества.

Искусство управлять неизвестностью

По словам вице-премьера, на которые ссылается БЕЛТА, если по республиканской собственности информация о государственных объектах есть, то по коммунальной общего списка имущества нет. А как же можно распоряжаться имуществом, не зная, сколько предприятий находится в собственности, приводит слова С. Румаса информационное агентство.

По мнению заместителя премьер-министра, Госкомимущество должно быть главным, кто должен поднимать проблемные вопросы, чтобы органы госуправления их решали. И этого требует Директива №4. «Задача должна быть поставлена так, чтобы органы госуправления, которые за много лет настроили бюрократических рогаток, с подачи вашего ведомства потеряли покой. А комитет должен четко видеть, что и где мешает движению в данном процессе, он должен изучать и остро ставить вопросы перед правительством, если сами не можете их решить», – цитирует вице-премьера БЕЛТА.

На коллегии комитета было заявлено, что план приватизации на 2011-2013 годы по-прежнему не утвержден. «Не сформулирована четкая позиция по вопросам реализации политики приватизации. Это привело к тому, что сегодня мы живем без плана приватизации на три следующих года», – сказал Сергей Румас. Также говорилось о неэффективном управлении государственным имуществом. В некоторые из предприятий были вложены колоссальные деньги на модернизацию и обновление, но работают они по-прежнему нерентабельно. Спрашивается, зачем вкладывать деньги, если они не приносят отдачи? Впрочем, это проблема сегодня существует во многих сферах.

Похожие, но такие разные

Например, столичный хоккейный клуб покупает дорогих зарубежных игроков, платит баснословные по белорусским меркам гонорары тренеру, но толку от этого никакого. На игру, если кто разбирается в хоккее, смотреть просто стыдно.

Аналогичными «успехами» могут похвастаться сегодня белорусские немногочисленные театры. Да простят автора этих строк читатели за столь вольное отклонение от темы недвижимости, но зачем театру ставить малорентабельные спектакли с участием далеко не самых популярных и талантливых зарубежных артистов, режиссеров, дирижеров в ущерб своим собственным, на которых всегда аншлаг.

И почему, например, на одной стройке порядок, а на другой?.. Почему у одного застройщика и с договорами все нормально, и с ценами, и объект его пользуется интересом у потребителей, а другой за что ни возьмется, все испортит.

На днях в редакцию позвонил читатель и рассказал историю о том, как фирма-застройщик со скандально-известным именем, у которой сроки ввода многоквартирного дома в эксплуатацию закончились года 3 назад, умудрилась при временно приостановленной лицензии попасть в список коммерческих новостроек, в которых граждане-очередники могут строить квартиры с привлечением льготных кредитов в соответствии с решением Мингорисполкома №101. И что в результате? Люди получили льготные кредиты, банк их перечислил застройщику, правда не в полном объеме, а застройщик снова намерен продлить сроки ввода дома, о чем собирается в ближайшее время уведомить «счастливых» дольщиков. Люди в растерянности: куда кроме как в суд обращаться – в Комитет госконтроля или сразу с открытым письмом к Президенту?

В Мингорисполкоме на сей счет говорят: надо срочно решать вопрос со страхованием договоров долевого строительства, иначе армия обманутых дольщиков будет только расти. И где это решение?

По законам эволюции или по профпригодности?

А, может, все эти и другие множественные проблемы – в порядке вещей? Может, бесхозяйственность, повсеместное желание обмануть и ощущение вседозволенности, какое-то варварское отношение к общей, не своей собственности – это неотъемлемые признаки развивающегося общества, находящегося на самой первой ступеньке эволюционной лестницы. Хочется, чтобы все происходило быстро, но это противоречит законам эволюции – быстро никак нельзя. С таким объяснением можно было бы и согласиться, если бы не многочисленные положительные примеры, лишний раз показывающие, что причины бесхозяйственности следует искать не в законах эволюционного развития, а в людях – в их желании или не желании, умении или неумении работать профессионально.

Иначе как объяснить, например, те семимильные шаги, которыми развивается в Беларуси та же система регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним? Достаточно сказать, что в рейтинге «Doing Business-2011» по показателю «регистрация собственности» Беларусь поднялась с 10 на 6 место.

Кроме того, в Беларуси раньше, чем планировалось, создана автоматизированная информационная система реестра адресов государственного земельного кадастра Республики Беларусь (АИС РА). Создатели системы считают, что она послужит дальнейшему развитию в стране эффективных институтов управления недвижимостью, повысит надежность рынков недвижимости в стране, а также создаст условия, необходимые для эффективного налогообложения, правовых гарантий по владению и пользованию недвижимостью, включая жилье. Меньше станет лишних процедур, меньше станет ошибок.

В частности, устранение неточностей в адресах или их нормализация в дальнейшем должны исключить случаи присвоения объектам в Беларуси, зданиям и сооружениям одинаковых адресов, неправильных и несуществующих адресов. При этом смена адреса капитального строения, а не местоположения юридических лиц не влечет за собой изменения устава организаций, а физическим лицам не придется в обязательном порядке менять запись о регистрации местожительства.

Внесение и предоставление адресной информации Республики Беларусь будет осуществляться с помощью адресного портала в режиме реального времени. Сам портал разработан в рамках создания АИС РА специалистами сектора геоинформационных технологий ГУП «Национальное кадастровое агентство». В реестре содержатся адреса застроенных земельных участков, капитальных строений (за исключением линейных сооружений) и изолированных помещений. Всего в базу данных загружено 2 млн. 742 511 адресов. Все они имеют географическую привязку.

Реестр адресов постоянно пополняется. Внесение адресной информации осуществляют агентства по государственной регистрации и земельному кадастру и их структурные подразделения. На сегодняшний момент подключено около 200 пользователей с правами внесения адресной информации и (или) просмотра. Выдача сведений из реестра адресов может осуществляться в любой точке страны. Сведения об адресах и истории их изменения можно получить в виде электронных сообщений или в виде выписок в бумажной форме. Разве это не достижение?

Идея хороша, дело – за исполнением

И последнее, на чем хочется остановиться – это Директива №4. Сегодня все с нетерпением ждут, во что же выльется ее принятие.

Директива №4 – это такой тезисный документ, своего рода легкий эскизный рисунок будущей картины. Она, как известно, гарантирует добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользование этим имуществом. Установлена необратимость приватизации государственного имущества при соблюдении субъектами хозяйствования требований законодательства. Установлена защита и развитие института частной собственности, комментируют в Минэкономики. Но когда и как все это будет претворено в жизнь?

Также упрощен порядок предоставления земельных участков. По предложению местных органов власти впервые введен такой критерий, как механизм отчуждения за одну базовую величину имущества, которое находится в государственной собственности и не использовалось более двух лет. Сюда отнесены и незавершенные строительством объекты. В этой связи даже планируется создать реестр неэффективно используемых объектов. Но вопрос опять же в том, кто и за чей счет будет его создавать и не получится ли снова так, как с регистрацией государственного имущества: объекты республиканской собственности зарегистрировали, а вот на коммунальные не хватило не то сил, не то денег, не то желания, а возможно, того, другого и третьего.

Марина СИРОТКО

30.01.2011

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 23

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 4/2011