Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

«Минск-Сити» – город в городе?

В ближайшее время минчане смогут ознакомиться с окончательным вариантом проекта застройки комплекса «Минск-Сити».

О том, как идет работа над проектом «Минск-Сити», чем он будет отличаться от предыдущего варианта и как не испортить архитектурную чистоту Минска – на эти и другие вопросы отвечает один из авторов проекта, московский архитектор Игорь Норманн.

– Прежде всего хочу подчеркнуть, что проект «Минск-Сити» – продукт коллективного творчества архитекторов и проектировщиков из различных организаций, начало и основу которому положил проект детальной планировки (ПДП), выполненный еще в 2006 году институтом «Минскградо». На всем этапе проектирования работу проектных коллективов курировал и продолжает курировать главный архитектор Минска Виктор Никитин.

Что касается меня, то когда у площадки будущего строительства в 2007 году появился стратегический инвестор – МГК «Итера», руководством компании мне было предложено организовать разработку новой концепции застройки, базирующуюся на несколько других принципах девелопера. Мы взяли себе в соавторы архитектурную студию «Русский проект» (Москва) во главе с архитекторами И.З.Лозинским и И.И.Андреевым.

Мы долго мучились над тем, что могло бы служить главным композиционным акцентом комплекса, делающим его узнаваемым для любого человека, пока Лозинскому не пришел в голову образ птицы-аиста – одного из наиболее часто встречающихся символов Беларуси. Так главный небоскреб – 80-этажная башня – обрел запоминающиеся черты и стал основой всего проекта. И работа сразу быстро пошла.

Мы определили основные принципы застройки: выраженная композиционная ось, повторяющая взлетно-посадочную полосу и таким образом сохраняющая «генетическую» память о выводимом с территории «Минск-Сити» аэродроме. Здесь – концентрация зданий с офисно-деловой функцией вокруг главной башни-»аиста» и будущей станции метрополитена; неразрывность жилой застройки с широкими зелеными бульварами и парками с искусственными водными системами, что является своеобразной «визитной карточкой» Минска; членение застройки на различные по высоте части с постепенным понижением в сторону городского центра.

Разработанная нами концепция получила одобрение в Минске, с ее учетом институт «Минскградо» в 2008 году откорректировал ПДП, на основе которого по проекту Минского института «Проектинжстрой» началось строительство первой очереди в районе пересечения улиц Аэродромной и Володько.

После того как Президент Беларуси своим указом № 216 от 21 апреля 2009 года разрешил пользоваться расчетными нормативами для жилой застройки, принятыми в г. Москве, заказчик обратился к нам с просьбой скорректировать площади строительства, с учетом усредненной нормы белорусских и московских норм, и саму концепцию застройки. В итоге появилась концепция 2010 года, основные объемно-планировочные решения которой были принципиально одобрены городскими архитектурными властями.

Сейчас по заданию заказчика СООО «Минск-Сити» мы практически тем же коллективом (к нему присоединились специалисты-градостроители во главе с руководителем архитектурно-планировочной мастерской О.В.Пятковой) на базе одобренной концепции занимаемся корректировкой Плана детальной планировки(ПДП) территории. Мы не собираемся что-то радикально менять в уже утвержденных документах. Изменения коснутся только соотношения площадей в пользу жилья, соответственно, корректируются все решения по структуре социальных объектов (школы, детские сады, магазины и пр.), парковкам, инженерному обеспечению. А главное (то, чего не было ранее) – разрабатывается генеральный план со зданиями, с определением их основных параметров (габариты в плане, этажность, функция), озеленением и благоустройством.

В предлагаемом проекте решено отказаться от строительства в центральном ядре большого количества высотных административных, офисных зданий и гостиниц. В результате этажность их понижена, а акценты повышенной этажности расставлены по территории более дискретно, образуя локальные композиционные центры.

Эта идея вызвала к жизни более развитую центральную ось комплекса, которая сформирована пластичными изогнутыми в плане объемами протяженных зданий, фланкируемыми с двух сторон просторными зелеными бульварами с каскадами искусственной водной системы. С северо-западной стороны эту ось замыкает развитый по массам высотный комплекс бизнес-центра с гостиницей. В связи с этим изменились расположение и ориентация основного здания-символа (башня – «аист»), что обусловлено понижением высотности деловой части и ориентацией на центральную ось.

– Игорь Борисович, «Минск-Сити» в вашем понимании – это город в городе, крупный жилой микрорайон или что-то еще?

– «Минск-Сити» – это городское образование, несущее в себе черты как еще одного центра общегородского масштаба, так и жилого района. Будет отрадно, если идеи, заложенные всеми участниками проектного процесса, адекватно реализуются. Я прежде всего имею в виду сохранение архитектурой комплекса индивидуальных черт, следование архитектурно-пространственным традициям г.Минска. Несомненно, реализация проектных замыслов по центральному ядру, в первую очередь башне-символу, потребует серьезных капитальных вложений, привлечения и подрядчиков, обладающих высоким опытом строительства и эксплуатации подобных объектов.

Не исключено, что главный небоскреб должен стать многофункциональным, сочетая функции офиса, гостиницы и жилья типа апартаментов, что в сочетании с развитой стилобатной частью с торгово-развлекательными и культурными объектами позволит сделать проект востребованным с функциональной точки зрения.

– Пару месяцев назад Президент Беларуси, посещая Минскую ратушу, предложил переделать проект застройки «Минск-Сити». Представленный ему для ознакомления проект ему показался слишком железобетонным. Согласны ли Вы с такой оценкой?

– Я думаю, Президент имел в виду не только конкретный проект, а тенденцию упрощения застройки в пользу типовых стандартных решений и опасность потери городом своего неповторимого лица, что для городского центра, конечно, недопустимо. Практически под каждым словом его критики мы готовы подписаться.

Также скажу, что нами был представлен еще незаконченный проект. Выполнив макет, мы сами увидели еще достаточно недоработок, требующих исправления. Поэтому, может быть, даже хорошо, что критика поступила не в самом конце работы. Мы уже занимаемся поиском решений, которые позволят значительно гуманизировать среду обитания в «Минск-Сити», и скоро привезем их в Минск.

– Большинство иностранцев, говоря о Минске, в первую очередь восхищаются тем, что это очень чистый город. В Минске по этому поводу уже даже анекдоты ходят. Мне хотелось бы услышать Вашу оценку Минска как архитектора. В частности, что Вы можете сказать об архитектуре и прежде всего о современной архитектуре города. Не кажется ли Вам, что в современной архитектуре Минска много провинциализма? Какие новые здания и сооружения с точки зрения архитектуры Вам показались наиболее удачными, какие менее?

– Так получилось, что до 2007 года последний раз я был в Минске давно – в 1980 году. Это была специализированная юбилейная экскурсия – группа сотрудников ПИ-2 за 3-4 дня посетила Хатынь, Минск и Брест. В Минске мы осмотрели Курган Славы, музей 1-го съезда РСДРП, ездили и ходили по городу. Не могу сказать, что впечатления тогда были какими-то уникальными – обычная экскурсия.

В 2007 году мы снова приехали в Минск. Было лето, прекрасная погода, тепло, красивые закаты. Мы были уже не туристами – все, что мы видели вокруг, преломлялось в сознании и впитывалось как пища для будущих творческих поисков. Мы сделали сотни фотографий и даже впоследствии смонтировали из них и приложили к нашей концепции фотоальбом «Образы Минска».

Минск – не просто очень чистый с точки зрения чистоты в бытовом понимании город, он «чистый» и в широком архитектурном смысле, как с точки зрения сохранения и воссоздания исторической среды, наличия великолепной комплексной застройки «сталинского» периода, так и с точки зрения современной архитектуры.

В силу практически тотального разрушения Минска после Великой Отечественной войны появилась возможность создания «идеального» с точки зрения человеческой среды обитания города, что и было мастерски реализовано в послевоенный период и, в отличие от многих других городов, сохранено в последующем. При этом в городе много прекрасных образцов архитектуры периода 70-80-х годов прошлого столетия. Видно, что здесь работали и продолжают работать высокопрофессиональные архитекторы, которые понимали и понимают люди во властных структурах.

Может быть, поэтому в городе мало современных зданий, вызывающих внутренний протест, которые хочется снести или замаскировать? Может быть, несмотря на то, что мы теперь частые гости в Минске, мы еще мало видели? Очень хочется приехать в Минск на машине и, не торопясь, поездить по городу. Тем не менее, думается, что это не изменит общего хорошего впечатления. Должен сказать, что я не одинок в своем мнении, практически все в моем окружении – архитекторы или представители других профессий – солидарны со мной.

Поэтому, пусть это немного громко сказано, но, по-моему, миссия архитекторов и всех, кто причастен к реализации проекта «Минск-Сити» – придать ему такие черты и воплотить его в жизнь так, чтобы он был современен и интересен для людей через 50 лет так же, как является предметом гордости и восхищения сегодняшний Минск.


Марина СИРОТКО.

09.05.2011

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 15

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 18/2011