Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Каждый выживает в одиночку

С 24 по 26 ноября текущего года в выставочном павильоне НВЦ «БелЭкспо» проходила Международная специализированная выставка-ярмарка «Жилая и коммерческая недвижимость – 2011». Даже по сравнению с весенней выставкой «Недвижимость-2011», которая не отличалась многочисленностью, в нынешней ярмарке приняло участие и вовсе ограниченное количество участников. Даже те крупные строительные и риэлтерские компании, которые на протяжении многих лет были неизменными участниками подобных мероприятий, почему-то на этот отказались от участия в выставке.

Выставки недвижимости уже стали в столице традиционными. Человек, посетивший выставку, может одновременно решить для себя сразу несколько вопросов: познакомиться с ситуацией на рынке жилья и крупными игроками строительного и риэлтерского бизнеса, получить квалифицированную консультацию специалистов, выбрать подходящий вариант квартиры и т.д. Но самое главное, что именно в ходе выставок заказчики и застройщики строительства, риэлтеры предлагают для посетителей различные скидки, акции, программы, которыми можно воспользоваться при строительстве или покупке жилья.

Выставка «Жилая и коммерческая недвижимость – 2011» проходила совместно с 6-й специализированной выставкой финансовых услуг «Банк. Страхование. Лизинг». Получилось, что на этот раз основными участниками данного мероприятия стали банки и страховые компании. А вот застройщиков жилой и коммерческой недвижимости и риэлтерских компаний, которые приняли участие в выставке, можно было пересчитать по пальцам. По всей видимости, виной всему явился экономический и финансовый кризис, который напрямую затронул сферу недвижимости. Проблемы на валютном рынке, острый дефицит стройматериалов, который заморозил строительство большинства объектов, а затем и проблемы с банковским кредитованием – все это поставило бизнес в очень сложные условия работы. С другой стороны, крупные строительные компании не остановили стройки, и им есть что предложить покупателям. А в агентствах недвижимости как совершались, так и совершаются сделки. Поэтому не понятно, почему компании отказались принимать участие в выставке. Может быть, потому, что в последние годы выставки по недвижимости являются больше имиджевыми мероприятиями, нежели связанными с продажей объектов. Поэтому крупные застройщики и агентства недвижимости решили, что их хорошо знают и так. Ведь они проводят большие рекламные кампании, причем во всех средствах массовой информации – в печатных изданиях, на радио, телевидении, сайтах по недвижимости и др.

И все-таки, нашлись активисты и среди застройщиков, и среди риэлтерских компаний. Например, компания «Юнивест-М» активно продвигала на выставке свой крупный проект миниполис «Каскад» и презентовала новую акцию «Квадратные метры в подарок». Мы поинтересовались у генерального директора группы компаний «Юнивест-М» Владимира Здобного, почему застройщик является неизменным участником подобных мероприятий? Отвечая на этот вопрос, В.Здобный сказал, что их компания собирается работать на рынке недвижимости достаточно долго (только один проект по ул.Кальварийской будет закончен в 2018 году), поэтому невзирая ни на что – ни на взлеты, ни на падения рынка, она неизменно принимает участие в выставках. «К тому же, есть какие-то определенные традиции, которые надо поддерживать. Самое главное для нас – это постоянство участия в подобных мероприятиях», – добавил генеральный директор компании. По мнению В.Здобного, несмотря на то, что на такие мероприятия приходят в основном неподготовленные люди, которые не определились с выбором жилья, компания заключила на выставке 10 предварительных соглашений на покупку квартир в миниполисе «Каскад». «Мы всегда рады каждому покупателю», – сказал генеральный директор компании «Юнивест-М».

На выставке мы смогли пообщаться и с представителем компании «ГородСтрой» Аленой Данилюк. «Мы довольны результатами выставки, потому что достигли той цели, которую ставили перед собой, принимая решение об участии в этом мероприятии. Мы видели интерес к нашим проектам со стороны потенциальных покупателей, наши квартиры резервировали. И мы этому очень рады», – сказала в беседе А.Данилюк.

Представитель компании рассказала, что на выставке был представлен жилой комплекс «Престиж», расположенный в Советском районе по ул. Белинского, 54. В октябре текущего года завершено строительств первого пускового комплекса, который включает 3 секции по 10 этажей и подземный паркинг на 73 машино-места. К концу следующего года предполагается завершить строительство второго пускового комплекса, который включает 4 секции по 10 этажей и 1 секцию в 12 этажей, а также подземный паркинг на 56 машино-мест. Сейчас компания путем жилищных облигаций и долевым способом реализует квартиры во втором пусковом комплексе.

Также на выставке предлагались квартиры в клубном доме по ул. Тепличной, 9, который совмещает в себе комфорт городской квартиры и неповторимую атмосферу загородного дома. Жилой дом, рассчитанный на проживание всего 19 семей, будет построен по эксклюзивному архитектурному проекту с использованием дорогих, высококачественных стройматериалов. На первом этаже клубного дома будут располагаться офисные помещения. Проектом предусмотрен подземный паркинг на 29 машино-мест. Территория вокруг дома будет огорожена. Квартиры оборудуют самостоятельными системами приточно-вытяжной вентиляции с фильтрацией воздуха. Система центральной диспетчеризации или «Умный дом» позволит производить управление, контроль и мониторинг инженерных систем квартиры, а также обеспечит защиту от протечек воды и утечки газа. Окна в доме будут дерево-алюминиевые с двухкамерными стеклопакетами. Стоимость квадратного метра жилья в доме по сравнению со стоимостью квадратного метра в жилом комплексе «Престиж» выше и составляет 1840-2000 долл.США.

На ярмарке компания представляла и бизнес-центр «Империал», который будет располагаться по ул. Ф.Скорины. Сейчас он находится в стадии проектирования.

Свой грандиозный проект «Маяк Минска» представила на выставке компания «Зомекс Инвестмент». В выставке также приняли участие АН «Европа», которое предложило посетителям скидки на объекты в двух бизнес-центрах и специальные цены на жилье в доме по Сморговскому тракту, 7. Компания «Квартирные и офисные решения» представляла бюджетные варианты квартир по цене квадратного метра 920-970 долл.США.

Эксперт М. Сологуб отметил еще несколько негативных моментов, препятствующих нормальному развитию инвестиционной деятельности в Беларуси. Несмотря на некоторое упрощение, процедура согласования инвестдоговоров госорганами по-прежнему остается весьма сложной и долгой. «Когда согласуется инвестиционный договор, он рассматривается в пяти-шести министерствах и других структурах. Там люди, как правило, очень толково и профессионально занимаются этим документом. И, возможно, некоторые задержки документов в министерствах вполне обоснованны. Ведь не исключено, что какие-то инвестиционные договоры или их отдельные положения могут быть просто не выгодны для республики. Тем не менее, на все согласования и переговоры уходят и месяцы, а инвестор, в свою очередь, начинает терять интерес к проекту. Процедура согласования не должна быть такой сложной и продолжительной, – отмечает специалист. – Думаю, положительного эффекта (экономического, имиджевого) можно было бы достичь, если бы государство чаще доверяло представление своих интересов профессиональным консультантам. Это нормальная практика во многих странах, которые, как и Беларусь, конкурируют в привлечении иностранного капитала», – полагает М. Сологуб.

Кроме того, сегодня существует психология чиновника-бизнесмена – например, когда чиновник ощущает себя менеджером подчиненного его министерству ОАО. Как будто бы министерство – это холдинг, а чиновник – член его правления. И перспектива отдать предприятие инвестору рассматривается чиновником как потеря контроля над якобы своим собственным предприятием. Он не представляет, как можно исполнять только функции госуправления. «Эта проблема сохраняется, и, я думаю, правительство ее видит, но быстро поменять эту систему, и, скорее, даже психологию людей, невозможно. Меняется ли она в целом? Наверное, все-таки да, особенно с приходом в правительство новых людей и предпринимаемых мер по либерализации экономики», – предположил М. Сологуб.

Еще одной проблемой, особенно когда речь идет о намерении иностранного инвестора приобрести готовое предприятие, является низкий уровень знания иностранного языка у работников. В нашей стране, как отметил собеседник, найти бухгалтера с хорошим знанием английского языка, очень трудно. Поэтому его сложно обучать ведению отчетности согласно международным стандартам. Та же проблема, например, с инженерами, специалистами в строительстве. В областных центрах и более мелких городах вопрос стоит еще более остро. И значительного улучшения ситуации в этом плане в последние годы не ощущается.

Тем не менее, в Беларуси также наблюдается ряд положительных моментов, способствующих улучшению инвестиционного климата. К их числу М. Сологуб отнес внедрение в стране регистрации компаний в онлайн-режиме, да и в целом работу по созданию электронного правительства, что способствует автоматизации различных процедур и, как следствие, сокращению бюрократии. Развивается система «одного окна», которая, по мнению специалиста, сегодня вполне себя оправдывает. Заметным положительным моментом является совершенствование системы регистрации недвижимости, а также системы налогообложения.

Тем не менее, вопреки многочисленным негативным прогнозам на счет экономического будущего нашей страны, партнер компании «Сорайнен» все же не побоялся добавить в бочку дегтя столь необходимую сегодня ложку меда. «Беларусь может немножко отклониться от пессимистических тенденций, которые преобладают в мире и, в принципе, стать своеобразным островом роста оптимизма, если она реализует свой неиспользуемый потенциал путем привлечения частного капитала в экономику. Для этого должна проводиться приватизация в любой ее форме – мелкая, средняя, крупная.

Деньги в мире есть, но, как и в 2008-2009 годах, инвесторы будут на них «сидеть» и бояться куда-то вкладывать. Они обязательно узнают и найдут на карте Беларусь, если они будут видеть здесь экономическую стабильность, безопасность и главенство закона. Конечно, за год такой имидж создать невозможно, над этим нужно работать. А трудное время в экономике может длиться и год, и пять, и десять», – отметил М. Сологуб.

Справка: Компания «Сорайнен» является региональной юридической фирмой с офисами в странах Балтии и Беларуси, которая была создана финским адвокатом Аку Сорайненом в 1995 году. С момента начала своей деятельности фирма специализируется на оказании местным и иностранным компаниям полного спектра юридических услуг, включая консультирование в области слияний и поглощений, сопровождение проектов в сфере недвижимости и строительства, финансов и банковского дела. За 16 лет работы компания оказала клиентам юридическую поддержку при осуществлении инвестиционных проектов совокупной стоимостью свыше 10 млрд. евро, включая приобретение более 500 компаний. Офис фирмы «Сорайнен» открылся в Минске в марте 2008 года.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

05.12.2011

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 38

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 48/2011