Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Четверть века в поиске, преодолении, развитии

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » Четверть века в поиске, преодолении, развитии

25-ти летний юбилей отмечает в эти дни агентство недвижимости «БелЦТН».

Николай Павлович Простолупов
А потому разговор с руководителем ООО «БелЦТН» Николаем Павловичем Простолуповым, как уже повелось в таких случаях, мы начали с истории создания организации.

– Время горбачевской перестройки, – заметил мой собеседник – это время, когда у людей появилась реальная возможность начать свой бизнес. Причем сделать это было сравнительно несложно, чем многие и воспользовались. Стремясь реализовать себя в той или иной сфере, они начали заводить свое дело, заниматься частным предпринимательством, создавать, причем массово, различные кооперативы. Именно в это время зародился рынок недвижимости.

– Да, но ведь в то время практически весь жилфонд был государственным…

– Однако были и кооперативные квартиры. Именно они положили начало формированию рынка. Определенное влияние на ситуацию оказал всплеск эмиграции, который пришелся на ту пору. Покидающие страну взамен освобождаемого жилья хотели получить хоть какую-то компенсацию для обустройства на новом месте. Попросту говоря, продать квартиру.

Существенно повлиял на развитие рынка недвижимости Закон о приватизации жилья, который вышел в 1991 году, хотя и налагал определенные ограничения. К примеру, нельзя было выставить квартиру на продажу сразу после приватизации.

В этих условиях инициативные люди стремились найти, как говорят, свою нишу в новой сфере деятельности. И находили ее. Активными молодыми людьми, не побоявшимися начать свое дело, 1 августа 1991 года была зарегистрирована организация «Белорусский центр торговли недвижимостью». Этот момент и стал началом нашей биографии, с него мы ведем отсчет своей деятельности. Кроме нас на тот момент в Минске функционировало не более 3-4 фирм, которые занимались недвижимостью.

– Почему вы отказались от первоначального названия и теперь именуетесь БелЦТН?

– Это пришлось сделать из-за запрета использовать слово «белорусский» в названии коммерческих организаций.

– Мы несколько отвлеклись от основной темы. Хотелось бы подробнее узнать о формировании коллектива БелЦТН, первых риэлтерах.

– Нужно сказать, что в те времена профессии «риэлтер» как таковой вообще не существовало. А поэтому штат формировался из людей самых разных специальностей и сфер деятельности. И уже к 1998 году у нас сложился устойчивый творческий коллектив, а БелЦТН стал одним из крупнейших агентств недвижимости на рынке.

Конечно, со временем состав по вполне естественным причинам менялся, обновлялся. Однако это никоим образом не отражалось на идеологических устоях БелЦТН, которые остаются неизменными и по сей день. Это внимательное, уважительное, человеческое отношение к клиенту. Каждого из них мы рассматриваем в первую очередь как личность, а не как источник нашего, скажем так, благосостояния. Клиент отвечает нам взаимностью. Именно это и помогает нам не терять стабильности и удерживать высокие позиции на протяжении всех этих 25 лет.

– Итак, как Вы сказали, что к 1998 году БелЦТН был уже одним из крупнейших агентств недвижимости на рынке.

– Совершенно верно. И во многом потому, что старались подходить к делу творчески, проявлять инициативу. Так, в 1995 году наша компания первой из всех агентств занялась коммерческой недвижимостью. Мы стали первопроходцами в этом направлении и на протяжении долгого времени не уступали здесь лидерских позиций.

В том же году БелЦТН открыл еще одно перспективное направление деятельности – оценку рыночной стоимости объектов недвижимости. Дело в том, что на тот момент оценочная стоимость объекта весьма слабо соответствовала стоимости реальной. В нашей стране подобная работа не проводилась вообще, а потому и методик никаких не было. Наши специалисты-оценщики приобретали необходимый опыт за рубежом – в Германии, Польше. И мы до сих пор сохраняем лидерство в этом сегменте.

Вообще, БелЦТН позиционируется как агентство, которое оказывает весь спектр услуг на рынке недвижимости, и по праву является одной из ведущих риэлтерских организаций.

– Надо полагать, что не стоял на месте, а активно развивался и сам рынок недвижимости.

– Да, причем, развивался, я бы сказал, бурно. Посудите сами: только за несколько лет (с 1992 по 1998-й) количество фирм, работающих на рынке недвижимости, выросло более чем в 10 раз, риэлтерские услуги оказывали уже около 120 субъектов хозяйствования. Кстати, многие из них работают и по сей день.

Отсутствие государственного регулирования рынка снимало, по сути, всякие ограничения, и для создания новой фирмы достаточно было внести в устав соответствующий вид деятельности. Вот это бурное, без преувеличения, развитие рынка, резкое увеличение количества игроков на нем, каждый из которых жил и работал по своему уставу, заставило нас всерьез задуматься над проблемой консолидации всех игроков рынка, выработки единых моральных принципов и подходов, разработки единой ценовой политики, а также технологий и общих принципов работы.

– И выступить с инициативой создания для решения этих проблем некой организации, профессионального союза?

– Совершенно верно. И в 1994 году была создано общественное объединение «Белорусская ассоциация «Недвижимость». Главной его задачей стала, как уже говорилось выше, консолидация участников рынка недвижимости и выработка единых для всех правил. С этой целью проводилось обучение специалистов, разрабатывалась этика поведения на рынке. Одним из результатов стало принятие государственного стандарта «Услуги риэлтерские. Общие требования». Кстати, придавший понятию «риэлтер» конкретный статус «профессия».

Развитие цивилизованного рынка недвижимости остается главным в деятельности ассоциации с момента ее основания и по сегодняшний день.

– Николай Павлович, а как Вы оцениваете сегодняшнее, скажем так, состояние агентства и его положение на рынке?

– Мы, по сегодняшним меркам, агентство не слишком крупное. И нишу, которую занимаем, я считаю оптимальной. Конечно, задумки расширения бизнеса были, но их целесообразность сомнительна. Кстати, крайне мало агентств недвижимости, буквально единицы, смогли после расширения удержать свои позиции.

– В чем Вам видится причина такого положения?

– Для расширения любого дела необходимы инвестиции. Риэлтерский бизнес вынужден работать по очень жестким правилам, он строго регламентируется. Ни в каком другом виде деятельности нет столь строгого контроля, вплоть до формирования государством тарифов на услуги.

– …Плюс экономическая нестабильность. Рынок на нее очень чутко реагирует, не так ли?

– Да, мы очень сильно зависим от экономической ситуации в стране. Все спады и кризисы самым существенным образом отражаются на состоянии рынка недвижимости.

Сейчас, к примеру, мы продолжаем ощущать спад покупательской активности. Это результат заметного снижения реальных доходов населения. С другой стороны, высокие ставки по кредитам выступают в роли своеобразной заградительной меры для покупки недвижимости с их использованием. Так что на сегодняшний день ситуация, мягко говоря, продолжает оставаться довольно сложной.

– И что, не видно просвета?

– Нет, почему же. Думаю, что в следующем году стоит ожидать улучшение.

– Николай Павлович, а вот в течение этих 25 лет, что Вы работаете на рынке недвижимости, заметны ли какие-либо изменения, скажем так, клиентуры? И «ассортимента» выставляемой на продажу недвижимости?

– Естественно. Участники сделок помолодели в среднем где-то на 10 лет. Сейчас возраст основной массы клиентов не превышает 40-50 лет. И это понятно. Ведь люди этого возраста сегодня «играют первую скрипку» и в бизнесе, и в госуправлении.

А что касается выставляемого на продажу жилья, то заметно увеличилось количество новых квартир. Что также неудивительно, учитывая объемы строительства в последние годы. Тем не менее, старый жилфонд, естественно, при условии адекватной цены, довольно быстро находит своего покупателя. «Однушка» в «хрущевке» за 30-35 тысяч долларов будет продана за считанные дни. Людей привлекает компактность таких квартир и невысокая сумма сделки в целом. Думаю, что ближайшие 5-10 лет такое положение сохранится.

– А каково Ваше мнение о съемном жилье, столь популярном за рубежом?

– Самое существенное преимущество съемного жилья – это мобильность. Человек не ищет работу рядом с домом, а дом рядом с работой. Но для этого нужен насыщенный рынок арендного жилья. В десятки раз превышающий объемы, которыми обладает наша республика сейчас. С другой стороны, собственное жилье для большинства наших граждан представляется единственным существенным активом, символом стабильности и надежным способом сохранения средств. Поэтому я не думаю, что съемное жилье станет популярнее собственного в нашей стране в обозримом будущем.

– В заключение, вновь обратимся к БелЦТН. Что Вас, как руководителя агентства, больше всего волнует, как видятся перспективы дальнейшего развития?

– Положение, увы, таково, что приходится думать не столько о развитии, сколько о выживании в сложившейся экономической обстановке. И главная задача на ближайшее время – сохранить коллектив, сохранить бизнес. Но это ни в коей мере не означает отказа от наших основных принципов работы. А значит, мы по-прежнему будем активно поддерживать и развивать на рынке партнерские, цивилизованные взаимоотношения, занимать активную позицию в отстаивании интересов риэлтерского сообщества, твердо держать завоеванные позиции.

Редакция «НБ» поздравляет сотрудников БелЦТН по случаю знаменательного события в жизни их коллектива и желает успешного преодоления возникающих трудностей, разрешения всех проблем, реализации намечаемых планов, исполнения надежд и чаяний.

Беседовал Н.Александров.

29.07.2016

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 11, за месяц 77

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 30/2016