Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Риэлтерская деятельность регулируется государством

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » Риэлтерская деятельность регулируется государством

4 мая 2004 года прошла республиканская конференция «Государственное регулирование риэлтерской деятельностью, организованная РУП «Институт недвижимости и оценки» при Министерстве экономики Республики Беларусь - организации, являющейся на сегодняшний день единственным органом в республике по сертификации риэлтерских услуг и аттестации риэлтеров. На конференции речь шла об изменениях в законодательстве о недвижимом имуществе и в СТБ 1098-98 «Услуги риэлтерские. Общие требования». Риэлтеры обсудили различные вопросы, касающиеся качества предоставления риэлтерских услуг и заключения сделок с недвижимостью. В конференции приняли участие представители Национального собрания Республики Беларусь, Верховного суда, республиканских органов государственной власти и руководители 67 столичных и региональных субъектов хозяйствования, занимающихся в республике риэлтерской деятельностью.

Конференцию открыл генеральный директор РУП «Институт недвижимости и оценки» Леонид Русьянов. Он, в частности, отметил, что сегодня, в условиях переходной экономики, регулирующая функция государства в становлении и развитии рыночных отношений в республике, все более воспринимается как необходимость. Однако государство должно выполнять главное требование, которое предполагает государственное регулирование, - динамично и гибко реагировать на изменение условий в зависимости от уровня и качества развития рыночных отношений и региональных традиций, иначе оно не сможет положительно влиять на развитие всех сфер нашей экономики, в том числе и риэлтерской сферы.

В мировой практике государственного регулирования рынков недвижимости известны механизмы минимального вмешательства в этот процесс государства. Например, в США и Великобритании оценочная деятельность полностью регулируется общественными профессиональными объединениями. В то же время в Германии действует соответствующее законодательство. В ряде стран существуют определенные ограничения для деятельности иностранных лиц на рынках недвижимости и т.д. То же самое можно констатировать и в отношении риэлтерской деятельности. Примером минимального регулирования риэлтерской деятельности может служить Литва, где нет ни лицензирования, ни обязательной сертификации. Зато оценочная деятельность очень жестко регулируется, и крайне сложно получить лицензию на этот вид деятельности. А вот в Башкортастане, к примеру, в июне 2000 года даже принят закон «О риэлтерской деятельности в Республике Башкортостан».

В России в свое время также было введено достаточно серьезное госрегулирование риэлтерской деятельности. В ноябре 1996 года решением правительства введено лицензирование, а в феврале следующего года установлен порядок аттестации. Однако в 2002 году лицензирование риэлтерской деятельности отменено. Российская гильдия риэлтеров пытается заполнить эту нишу добровольной сертификацией (в феврале 2002 года система сертификации зарегистрирована Госстандартом РФ). За первый год работы сертифицировано всего лишь 128 агентств недвижимости. Однако сегодня в России существует страхование профессиональной ответственности риэлтеров, что, конечно, по словам выступающего, является позитивным фактором для развития риэлтерской деятельности.

В Беларуси цивилизованный рынок недвижимости начал формироваться только в начале 90-х годов, в это же время появились первые риэлтерские организации. До этого времени рынок существовал стихийно, и риэлтерская деятельность не была закреплена нормативными и законодательными актами. Как отметил Леонид Русьянов, большую роль в развитии белорусского рынка недвижимости и в формировании правовых подходов к государственному регулированию риэлтерской деятельности сыграла Белорусская ассоциация «Недвижимость», организованная в апреле 1994 года и отметившая недавно свой 10-летний юбилей. Пути, по которому шло развитие этого регулирования, были выбраны правильно, обоснованно и аргументировано, заключил генеральный директор.

Напомним, что в 1998 году в республике был принят государственный стандарт СТБ «Услуги риэлтерские. Общие требования», в котором предусмотрены основные требования к предоставлению риэлтерской услуги, ее качеству, а также к исполнителям этой услуги. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 30 декабря 1999 года № 2047 «О лицензировании и обязательной сертификации риэлтерских услуг при совершении сделок с объектами недвижимости» в Беларуси было введено лицензирование риэлтерской деятельности, которое регулировалось постановлением Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 5 июня 2000 года № 11. С этого момента, отметил Леонид Русьянов, значительно усилилось государственное регулирование риэлтерской деятельности. С одной стороны, появилось лицензирование, с другой, сертификация риэлтерских услуг. Все процессы, которые происходили дальше, позволили поставить заградительный барьер для тех людей, которые приходили на рынок, чтобы только заработать деньги любым путем. По словам генерального директора РУП «Институт недвижимости и оценки», в Беларуси за все время существования рынка недвижимости при всей массовости его представителей известны только единичные случаи и факты мошенничества при совершении сделок с недвижимостью, по которым возбуждены уголовные дела и проведены серьезные расследования (Минск, Бобруйск, Барановичи, Брест). Конечно же, в этом заслуга правильно организованного государственного регулирования, заметил Леонид Русьянов.

Однако лицензирование просуществовало не долго. Уже в июле прошлого года главой нашего государства был подписан Декрет № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который по сути дела отменил лицензирование деятельности по оказанию риэлтерских услуг. 28 января Минэкономики приняло два постановления № 19 и № 20 о признании утратившими силу приказа и постановления Мингосимущества. 23 марта (через два месяца) постановления Минэкономики были зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь (вступили в силу задним числом – с 1 ноября 2003 года).

Но истории с лицензированием риэлтерской деятельности на этом не закончилась. В начале этого года Министерство юстиции подготовило и направило в Совет министров письмо, в котором предложило реанимировать лицензирование риэлтерской деятельности. По мнению Минюста, сертификации, которая осталась действовать, явно недостаточно, потому что в риэлтерской услуге велика юридическая составляющая.

Как отметил на конференции Владимир Хлабордов, начальник юридического управления Минэкономики, недавно Министерство экономики ответило на поставленный вопрос Совета министров о целесообразности повторного введения лицензирования риэлтерской деятельности. По словам Владимира Хлабордова, в своем ответе Минэкономики констатирует, что риэлтерская деятельность, безусловно, связана с применением тех или иных нормативно-правовых актов, требует специального образования, а , следовательно, является подразделением юридической деятельности. Однако сводить в целом риэлтерскую услугу к юридической нет никаких оснований. Глубокий анализ свидетельствует о том, что любая деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования и работниками субъектов хозяйствования, регламентируется в той или иной мере нормативно-правовыми актами.

Сегодня на уровне Совета министров, налоговых и других органов продолжается поиск новых подходов к государственному регулированию риэлтерской деятельности, подчеркнул в заключении генеральный директор РУП «Институт недвижимости и оценки».

Кирилл Холопик, депутат Палаты представителей Национального собрания, заместитель председателя постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации познакомил присутствующих с изменениями в законодательстве о недвижимом имуществе.

Как отметил К. Холопик, Закон «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который так долго ждали риэлтеры, разрабатывался депутатами и был принят в прошлом году. В мае этого года заканчивается переходный период, и он должен вступить в силу в полном объеме. По мнению К. Холопика, основной момент, который должен повлиять на состояние рынка недвижимости, заключается в том, что с 1 мая этого года отменяется нотариальное удостоверение договора о совершении сделки с недвижимостью. По закону сейчас органы государственной регистрации обязаны не только регистрировать сделку, но и удостоверять ее. Правда, как отметил выступающий, на сегодняшний день еще не подготовлена нормативно-правовая база, нет и тарифа на эту услугу.

Готовится к принятию в первом чтении проект новой редакции Кодекса Республики Беларусь о земле, который разрабатывался Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете министров. Подготовка новой редакции Земельного кодекса обусловлена необходимостью внедрения экономических методов регулирования земельных отношений в стране. Разработчики проекта предлагают расширить возможности для вовлечения в гражданский оборот земельных участков, которые на сегодняшний день используются неэффективно. Сегодня действуют пять видов земельного права – права собственности и аренды, права пожизненного наследуемого владения и постоянного и временного пользования. В проекте предлагается оставить только два первых права, которые по-сегодняшнему законодательству могут отчуждаться и быть оборотоспособными. Это означает, что в случае принятия предлагаемых нововведений, чтобы продать индивидуальный дом, его собственнику придется оформить участок либо в собственность, либо в аренду. В этом случае будет отчуждаться не сам дом, как это делается сегодня, когда участок находится в пожизненном наследуемом владении, а земельный участок вместе с домом.

Готовится ко второму чтению и Жилищный кодекс Республики Беларусь. По словам депутата, подготовка Кодекса идет тяжело, в документ внесено много изменений, причем не все они еще окончательные.

Риэлтерам по роду своей деятельности зачастую приходится заниматься переводом жилых помещений в нежилые, поэтому этот вопрос для них особенно актуален и вызвал повышенный интерес. По новому ЖК собственник помещения, расположенного на первом полуподвальном или цокольном этажах, в котором никто не проживает, и сам он обеспечен жильем, имеет право перевести его в нежилой фонд, представив в исполнительный комитет строительный проект переоборудования жилого помещения в нежилое и заявление. По словам депутата, с одной стороны, наяву упрощение этой процедуры, при которой не так сильно, как сегодня, будет проявлять самоуправство местных органов власти. Кроме того, при необоснованном отказе в переводе помещения в нежилой фонд, как прописано в Жилищном кодексе, вопрос этот можно будет решать в суде. С другой стороны, к проекту переоборудования будут предъявляться очень высокие требования – отдельный вход, соблюдение всех санитарных и противопожарных требований и др., поэтому утвердить его в местных исполнительных комитетах будет не так просто.

Что касается вопроса отселения жильцов из домов частного сектора, подлежащих сносу, то он полностью еще не решен. Существует предложение группы депутатов, которое поддерживается комиссией по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, о том, чтобы при отселении из частного сектора каждой семье не давать отдельную квартиру. Предполагается выделение квартиры той же площади, что и жилой дом, независимо от того, сколько людей там прописано, либо предоставление денежной компенсации, равной рыночной стоимости строения с учетом всех компенсационных выплат для того, чтобы семья могла построить такой же дом примерно в таком же месте. По мнению депутата, это должно привести к резкому удешевлению переселения.

Очень тяжело идет подготовка ко второму чтению Закона «О оценке стоимости объектов гражданских прав», отметил, выступая перед участниками конференции, К. Холопик. Причем, по словам депутата, концептуальных замечаний по законопроекту нет, однако поступает сплошной поток мелких незначительных замечаний, которые осложняют его внесение в зал пленарного заседания для голосования. Кроме того, принято решение вынести законопроект на рассмотрение Пленума Совета министров. Это беспрецедентный случай, которого не было в практике принятия законопроектов, заметил депутат.

Внесение изменений в Закон о подоходном налоге фактически излагается в новой редакции. В Палату представителей документ внесен Президентом и имеет самый высокий статус. В законопроекте предлагается внести серьезные изменения по вопросам купли-продажи недвижимости. Предполагается, что подоходный налог будет уплачиваться со стоимости квартиры, если она продается при владении ею менее пяти лет.

Относительно ставок подоходного налога, то в редакции закона, предусмотренной Президентом, предполагается единая ставка подоходного налога. Однако депутаты предлагают ввести в переходный период две шкалы – 10-15 процентов.

Как отметил депутат Холопик, в 2004 году по плану должен быть разработан закон о риэлтерской деятельности. Однако в ноябре этого года заканчиваются полномочия депутатов, поэтому разработкой этого законопроекта никто заниматься не будет. Кроме того, подчеркнул депутат, если не будет принят Закон «О оценке стоимости объектов гражданских прав», то нет никакого смысла разрабатывать и закон о риэлтерской деятельности. По всей видимости, ему будет уготована та же участь.

В заключении К. Холопик отметил, что в сфере риэлтерской деятельности готовятся серьезные изменения. В соответствии с поручениями Совета министров Беларуси разработан Декрет Президента «Налогообложение риэлтерской деятельности». Предполагается отмена всех видов налогов на риэлтерские предприятия и введение особого налога, который будет составлять 25 процентов с оборота, но не менее 1000 евро в месяц независимо от региона и объема предоставляемых услуг. По мнению депутата Холопика, этим будет нанесен серьезный удар по белорусскому рынку недвижимости. Мелким агентствам недвижимости и индивидуальным предпринимателям вряд ли удастся выжить в таких условиях. А это значит, что большинство регионов страны останется без профессиональных риэлтеров.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

(В последующих номерах газеты мы подробно раскроем другие вопросы, которые обсуждались на конференции).

Количество субъектов хозяйствования, имеющих действующие сертификаты соответствия на риэлтерские услуги

РегионЮридические лицаиндивидуальные предпринимателиВсего
г. Минск9416110
Минская область6 1218
Брестская область91221
Витебская область9615
Гомельская область10212
Могилевская область6814
Гродненская область7512
Всего14161202

10.05.2004

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 13, за месяц 63

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 19/2004