Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

К оценке государственного имущества - рыночные подходы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » К оценке государственного имущества - рыночные подходы

27-28 мая 2004 года в Минске прошла четвертая международная конференция «Проблемы оценки в переходной экономике», организованная Белорусским обществом оценщиков, на которой были обсуждены различные вопросы оценки государственного имущества Республики Беларусь, в частности, вопросы оценки имущества должника в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве), роль оценки в обновлении основных фондов, рассмотрены вопросы безопасности оценочной деятельности в переходный период и др. В конференции приняли участие представители 9 стран ближнего и дальнего зарубежья из Казахстана, Кыргызстана, России, Азербайджана, Украины, Польши, Нидерландов и США, которые рассказали о развитии оценочной деятельности в своих стран, а также представители министерств, ведомств и учреждений Беларуси, белорусские оценщики.

О развитии законодательной базы в сфере оценочной деятельности и рыночных подходов к оценке государственного имущества рассказал на конференции Олег Мельников, заместитель министра экономики Республики Беларусь. Он, в частности, отметил, что сегодня в условиях переходной экономики как никогда актуальными становятся вопросы совершенствования структуры государственного управления государственными предприятиями, оптимизации количества государственных предприятий, приватизации с целью повышения эффективности производства как отдельных предприятий, так и в целом различных отраслей народного хозяйства, привлечения в них инвестиций и др. Как отметил Олег Мельников, в республике практически завершена инвентаризация государственного имущества, которая приобретена за счет средств союзного бюджета, достаточно отработана нормативная база реформирования народного хозяйства.

С начала приватизации государственного имущества в стране реформировано 26 предприятий республиканской формы собственности и 74 процента предприятий коммунальной формы собственности. Поменяли свой статус 3500 предприятий. В настоящее время завершается работа по реформированию предприятий с численностью до 200 человек. Несмотря на определенные результаты, достигнутые в ходе приватизации, отметил заместитель министра, в этом процессе существует и ряд недостатков, на устранение которых направлены усилия не только Министерства экономики, но и всех органов государственного управления. И в первую очередь эти недостатки связаны с тем, что ряд предприятий не выполняют тех функций, которые на них возложены с точки зрения государственного управления. В результате приватизации большое количество предприятий поменяли форму собственности, стали работать более эффективно, однако коренного улучшения их финансового состояния не произошло. Иногда происходит непоследовательность принимаемых тактических решений, ряд решений противоречат друг другу.

В связи с этим по поручению главы государства правительством были проанализированы действующие нормативные акты. В настоящий момент в республике действуют 126 нормативно-правовых актов, из них 25 - законодательные акты Президента Республики Беларусь, 11 - другого уровня (кодексы, законы и др.), 45 - постановления правительства, 45 - постановления республиканских органов государственного управления, которые направлены на управление, совершенствование имущественных отношений в республике. Эти нормативные акты в основном обеспечивают те требования, которые к ним предъявляются, соответствуют гражданскому законодательству, осуществляют защиту интересов как государства, так и трудящихся. Однако, как заметил выступающий, законодательная база требует совершенствования, в основе которого положен комплексный подход и которое направлено на вовлечение в хозяйственный оборот того государственного имущества, которое используется неэффективно или вообще не используется. В частности, принято несколько нормативных актов, направленных на продажу объектов незавершенного строительства, объектов, которые находятся в военных городках и не используются, объектов сельскохозяйственного назначения, которые передаются фермерам за одну базовую величину, что позволит вовлечь их в хозяйственный оборот.

Одним из направлений, связанных с поступлением средств в бюджет от приватизации, является продажа акций предприятий. На сегодняшний день подготовлен перечень акционерных обществ, пакеты акций которых принадлежат государству и с июня 2004 будут продаваться или через конкурсы, аукционы, или через биржу.

В своем выступлении Олег Мельников коснулся и общих вопросов оценки, отметив важную ее роль в ипотечном кредитовании, при продаже государственного имущества, в вопросах, связанных с банкротством предприятий, при определении стоимости имущества, которое незаконно провозится через границу, в целях налогообложения и т.д. При этом он подчеркнул, что до последнего времени в республике в основном применялся бухгалтерский метод оценки, в том числе и оценка предприятий как имущественных комплексов, достоинство которого, в частности, заключается в том, что он хорошо проработан и позволяет осуществлять контроль за его применением со стороны соответствующих государственных органов государственного управления, к примеру, в части инвентаризации имущества.

Однако Министерство экономики, как отметил выступающий, предлагает сегодня использовать различные гибкие (рыночные) подходы к продаже имущества. К примеру, существуют нормативные акты, в которых четко говорится, что после первого, допустим, несостоявшегося аукциона стоимость имущества может понижаться на 20 процентов, после второго - на 50 процентов. Есть нормативный акт, который позволяет проводить аукцион методом понижения первоначальной цены, то есть непосредственно на аукционе цена может снижаться в 5 раз по сравнению со стартовой ценой. Существуют и подготовлены нормативные акты, позволяющие продавать имущество за 1 базовую величину и т.д. В то же время понятно, что в условиях рыночной экономики наиболее приемлемой является оценка предприятия исходя из возможности получения дохода, то есть определение рыночной стоимости имущества.

Говоря о рыночной стоимости, Олег Мельников отметил, что если раньше термин «рыночная стоимость» применялся лишь в некоторых нормативных актах, одна терминология противоречила другой и это понятие использовалось лишь для отдельных видов имущества, то в последнее время назрела реальная необходимость рыночной оценки не только отдельных видов имущества, но и предприятий как имущественных комплексов. С точки зрения Минэкономики это связано с новым этапом реформирования государственных предприятий. Известно, что на базе государственных предприятий, таких, как Горизонт, Нафтан, Химволокно, Полимир, Азот, Белшина, Белтрансгаз и др. созданы акционерные общества, влияние которых на результаты деятельности не только отрасли , но и в целом народного хозяйств значительны. Создание акционерных обществ со значительной долей акций, принадлежащих государству, это не основная задача, которая стоит перед Минэкономики. Главное - это привлечение инвестиций, продажа акций. Естественно, оценку этих акций необходимо осуществлять рыночными методами. В соответствии с постановлением Совмина Минэкономики разработана Инструкция по оценке рыночной стоимости предприятий. В Инструкции заложены 3 подхода к определению рыночной стоимости, которые соответствуют международной теории и практике, - доходный, затратный и сравнительный. Кроме этого, дается характеристика отчета оценщика.

Принятие Инструкции и ее исполнение - это только промежуточный этап работы министерства, связанной с совершенствованием оценки в рыночных условиях, подчеркнул Олег Мельников. Необходимо, в частности, разработать нормативные акты, которые позволяли бы корректировать стоимость пакета акций в зависимости от его размера.

Остановился О. Мельников и на вопросах регулирования оценочной деятельности. Он отметил, что в республике сократилось количество видов деятельности, которые подлежат лицензированию. С точки зрения оценки остался один вид лицензирования - лицензия на проведение экспертизы достоверности оценки неденежных вкладов. На сегодняшний день таких лицензий выдано 253.

Решение комплекса вопросов, направленных на совершенствование оценки государственного имущества, позволяет определить реальную стоимость объекта, приватизацию предприятий и создать необходимые условия для помещения инвестиций как в развитие предприятия, так и предпосылок для развития рынка ценных бумаг. Это позволят более прозрачно и ясно осуществлять те подходы, которые связаны с использованием государственного имущества, заключил государственный чиновник.

Елена МАСЛОВСКАЯ

07.06.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 27

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 23/2004