Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

На повестке дня – вопросы жилищного строительства

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » На повестке дня – вопросы жилищного строительства

15 сентября 2004 года под председательством заместителя премьер-министра Республики Беларусь В. Гапеева и председателя правления Национального банка П. Прокоповича состоялось очередное заседание республиканского штаба по решению вопросов, связанных с выполнением заданий на 2004 год по строительству жилых домов и реализацией Государственной инвестиционной программы на 2004 год.

На заседании наряду с анализом хода выполнения и финансирования Государственной инвестиционной программы на 2004 год рассмотрены и первостепенные вопросы жилищного строительства в республике.

Постановлением Совета министров и Национального банка Республики Беларусь от 31.12.2003 г. № 1737/29 «О мерах по выполнению заданий на 2004 год по строительству жилых домов» поручалось республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов за 9 месяцев 2004 года в объеме 70 % годового объема (2450 тыс. кв. метров в целом по республике, в том числе 672 тыс. кв. метров в сельской местности и малых городских поселениях). Фактически по данным Минстата за январь – август выполнение годового задания обеспечено на 58 % (2043,9 тыс. кв. метров) и в сельской местности и малых городских поселениях – на 84 % (809,7 тыс. кв. метров).

Указанным постановлением поручалось также облисполкомам и Министерству сельского хозяйства и продовольствия обеспечить строительство в каждой сельскохозяйственной организации в среднем не менее 5 жилых домов (квартир), в том числе в каждой области не менее 100 деревянных экономичных домов. За 8 месяцев текущего года в целом по республике в сельскохозяйственных организациях за счет средств хозяйств и льготных кредитов, предоставляемых сельскохозяйственным организациям ОАО «Белагропромбанк», сдано в эксплуатацию 4022 дома (квартиры), что составляет 41 % от годового задания. В ходе выполнения задания по возведению деревянных экономичных домов размещены заказы на изготовление 555 таких домов, осуществлена привязка типовых проектов по 473 домам, изготовлено 423 сруба, выполнены нулевые циклы по 284 домам.

По данным Минфина, облисполкомов и Минского горисполкома, на 1 сентября 2004 года на финансирование жилищного строительства направлено 367,3 млрд рублей бюджетных средств (из запланированного на этот период средств льготные кредиты выделены АСБ «Беларусбанк» на 55,9 процента, ОАО «Белагропромбанк» - на 80,6 процента, субсидии - на 99,3 процента, средства по инвестиционной программе - на 98,1 процента, на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС - на 80,5 процента, из местных бюджетов - на 76,5 процента). За счет средств местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на строительство жилья направлено 118,4 млрд рублей, или 58,2 процента от годового плана.

На общем положительном фоне жилищного строительства особую заботу вызывает выполнение заданий в сельской местности. Темпы строительства жилья на селе остаются недостаточными. На начало сентября текущего года не были начаты строительством 1412 домов (в том числе в Брестской области 171 дом, Витебской – 233, Гомельской – 285, Гродненской – 213, Минской – 230 и Могилевской области – 280 домов), что составляет 14 % от годового задания. Сооружение этих домов должно быть завершено в IY квартале 2004 года, но на указанный период отсутствовало заключение экспертизы по 143 проектам домов, не были получены разрешения на строительство органов госстройнадзора по 682 домам и не заключены договора подряда по 585 объектам.

Дальнейшее развитие жилищного строительства в сельской местности должно осуществляться на основе снижения его стоимости, сведения до минимума издержек в строительном производстве, сокращения стоимости проектных работ, совершенствования проектных решений и организации строительства, ужесточения взаимной ответственности заинтересованных сторон за соблюдением сроков строительства и расчетов за выполненные работы, применения более дешевых и эффективных материалов и конструкций, задействования экономических рычагов ресурсосбережения, введения механизма стимулирования участников инвестиционного процесса за снижение материалоемкости и стоимости строительства, совершенствования планирования жилищного строительства в сельской местности, исходя из реальной потребности каждой сельскохозяйственной организации.

По данным Минстройархитектуры и облисполкомов, строительство в текущем году жилых домов в сельскохозяйственных организациях с соблюдением установленного норматива стоимости в эквиваленте 15-18 тыс. долл. США привело к прямым убыткам подрядных строительных организаций (в среднем до 3 млн рублей на один дом). Вызвано это тем, что в силу инфляционного фактора стоимость строительства в белорусских рублях постепенно растет, а курс доллара практически существенно не изменяется.

Практика сельского жилищного строительства показывает, что в рамках установленной предельной стоимости строительства возможно возведение только однокомнатных усадебных жилых домов (фактическая стоимость их строительства находится в пределах 15,3 – 17,3 тыс. долл. США), но в структуре жилищного строительства на селе их количество не велико. Востребуются сельскими жителями и специалистами агропромышленного производства в основном двух- и трехкомнатные дома (квартиры). Однако реальная их стоимость составляет 17,5 – 22,9 тыс. долл. ( в зависимости от типа дома, размера общей площади, материала стен и других характеристик).

Осложняет положение и то, что в соответствии с постановлением коллегии Минстройархитектуры от 23.12.2003 г. № 107 «Об утверждении типовых проектов экономичных усадебных домов» из состава затрат по типовым проектам были исключены затраты на перевозку рабочих, премирование за ввод объекта в действие, снижены затраты на временные здания и сооружения, эксплуатацию машин и механизмов, нормы отчислений на накладные расходы и плановые накопления. В результате убытки подрядных строительных организаций при возведении одного усадебного дома, к примеру, в Гомельской области составили от 4 до 6 млн рублей ( в зависимости от удаленности объекта строительства от производственной базы подрядной организации и количества строящихся домов в сельскохозяйственной организации).

Немаловажным фактором в этом деле является и то, что на селе в последние годы не в полной мере используются возможности по возведению жилья хозяйственным способом. Только 3-7 процентов от общего объема вводимого в эксплуатацию жилья на селе построено непосредственно самими сельскохозяйственными организациями (в прежние годы этот показатель достигал 20 процентов).

По итогам рассмотрения указанных вопросов на заседании республиканского штаба поручено облисполкомам совместно с Минсельхозпродом и Минстройархитектуры приступить в сентябре 2004 г. к возведению всех еще не начатых строительством жилых домов в сельскохозяйственных организациях, подлежащих вводу в текущем году, и обеспечить их сдачу в эксплуатацию не позднее ноября 2004 г.

ОАО "Белагропромбанк" предложено совместно с облисполкомами рассмотреть существующую ситуацию на местах с кредитованием сельскохозяйственных организаций и обеспечить в установленном порядке своевременное и в полном объеме финансирование хозяйств с соблюдением условия оказания им государственной поддержки при жилищном строительстве в пределах установленной стоимости (15 – 18 тыс. долларов США) строительства одного усадебного дома.

В целях недопущения убыточной работы подрядных строительных организаций поручено Минстройархитектуры уточнить по итогам 9 месяцев 2004 года расчеты складывающейся реальной стоимости строительства усадебных домов в сельскохозяйственных организациях и подготовить необходимые материалы для рассмотрения у главы государства вопроса о целесообразности начиная с 2005 года определения стоимости строительства указанных жилых домов в белорусских рублях по ежемесячным прогнозным индексам изменения стоимости строительно-монтажных работ с учетом нормативных сроков их возведения.

Кроме важнейших проблем текущего года на заседании штаба было уделено внимание и вопросам обеспечения выполнения программы жилищного строительства будущего года. Облисполкомам предложено представить в Минстройархитектуры графики создания задела на 2005 год для строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях
(из расчета 30 процентов от прогнозного задания по строительству таких домов в 2005 году). Минстройархитектуры должно проанализировать представленные облисполкомами графики и до 25 сентября 2004 г. представить в Совет министров обобщенную информацию.

Учитывая важность расширения использования внебюджетных источников финансирования Минстройархитектуры поручено совместно с Минфином и АСБ "Беларусбанк" выработать согласованную позицию по проекту решения о возможном изменении условий льготного кредитования граждан при жилищном строительстве.

Республиканский штаб потребовал от облисполкомов, Минского горисполкома, Минстройархитектуры, Минсельхозпрода принять меры по безусловному выполнению установленных на 9 месяцев 2004 года заданий по строительству жилых домов, в том числе в сельскохозяйственных организациях. Итоги работы по выполнению указанных заданий и меры по обеспечению безусловного выполнения годовой программы жилищного строительства намечено рассмотреть на заседании Президиума Совета министров Республики Беларусь.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

27.09.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 33

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 39/2004