Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Реформирование государственного имущества: реальность и перспективы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости компаний » Реформирование государственного имущества: реальность и перспективы

О том, чего удалось достичь к настоящему времени в реформировании государственного имущества и что предстоит сделать в ближайшие годы, рассказала на Международной научно-практической конференции «Экономика, оценка и управление недвижимостью» директор фонда государственного имущества Наталья Жерносек.

По словам директора фонда государственного имущества Натальи Жерносек, процесс реформирования государственной собственности в республике осуществляется с конца 1990 года, когда были приняты законы о собственности, об аренде, о предприятиях, а также ряд правительственных нормативных актов по вопросам отношений собственности, управления государственным имуществом, порядка поведения разгосударствления и приватизации и антимонопольного регулирования.

Это позволило уже в 1991 году начать практическую работу: в этом году реформировано 19 государственных предприятий республиканского уровня, при этом 6 были выкуплены трудовыми коллективами, в 9 случаях арендованное имущество выкупили коллективы арендаторов, 3 предприятия преобразованы в открытые акционерные общества и 1 было продано по конкурсу. Численность работающих на реформированных предприятиях составила около 18 тыс. человек.

Как отметила Наталья Жерносек, в этом же году преобразования проведены и на предприятиях коммунальной (муниципальной) собственности. Здесь из 42 реформированных объектов 32 предприятия были выкуплены трудовыми коллективами, а 10 объектов проданы по конкурсу.

Таков был старт в реформировании государственной собственности. При этом выступающая отметила, что в 1991-1992 годах разгосударствление и приватизация государственной собственности осуществлялись по инициативе трудовых коллективов, в основном небольших предприятий путем преобразования их, как правило, в народные предприятия, а затем в акционерные общества.

Определенной ступенью в белорусской приватизации явилось завершение строительства законодательного фундамента, обеспечивающего дальнейшее проведение в стране работ по реформированию государственной собственности, приватизации государственного имущества. Произошло это в 1993 году, когда были приняты закон о разгосударствлении и приватизации государственной собственности, закон о приватизационных чеках, а также ряд других нормативных правовых документов, регламентирующих процесс реформирования.

К началу ноября этого года в республике реформировано почти 4000 предприятий, из которых в акционерные общества преобразованы около 1840, а немногим менее 1400 проданы по конкурсу и на аукционе. Наиболее значительные результаты реформирования достигнуты в таких отраслях, как деревообработка, где преобразованы все предприятия, а также в легкой промышленности, общественном питании и в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - здесь реформировано более 70 % объектов, а в торговле – более 80 % объектов.

Особенностью реформирования объектов республиканской собственности в 2002-2003 годах явилось преобразование в открытые акционерные общества крупных промышленных предприятий с применением в отдельных случаях процедуры реструктуризации, сказала директор фонда. Так, в 2002 году созданы АО на базе известных предприятий белорусской нефтехимии: новополоцких объединений «Нафтан» и «Полимир», предприятия «Азот» в г. Гродно, Белорусского шинного комбината (г. Бобруйск), объединений «Химволокно» в г. Гродно и г. Могилеве.

Акционирование «Горизонта», отметила Н. Жерносек, осуществлялось на базе единого имущественного комплекса. Таким же образом акционированы 25 предприятий РУП «Белзооветснабпром» Минсельхозпрода.

В 2003 году реформирование объектов республиканской собственности осуществлялось в соответствии с постановлением Совета министров РБ от 3 февраля 2003 года № 127 о создании в первом квартале текущего года ОАО «Белтрансгаз» и от 26 июня 2003 года № 857 «О преобразовании в 2003 году в процессе разгосударствления и приватизации организаций, находящихся в республиканской собственности, в открытые акционерные общества», в который было включено 94 объекта, подлежащих реформированию.

В 2003 году осуществлена работа по созданию 57-ми акционерных обществ на базе предприятий республиканской собственности. К числу наиболее крупных из реформированных предприятий относятся: РУП по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз», РУП «Неман», РУП «Лидский завод электроизделий», РУП «Бобруйский машиностроительный завод им. Ленина» и др.

На преобразованных в 2003 году предприятиях республиканской собственности, подчеркнула Н. Жерносек, работает более 34 тыс. человек, стоимость государственного имущества, внесенного в уставные фонды созданных ОАО, составила свыше 1,6 трл рублей. Работники реформируемых предприятий и население страны получили возможность обменять на акции созданных в 2003 году ОАО 40 млн именных приватизационных чеков «Имущество». От приватизации объектов республиканской собственности в государственный бюджет поступило 3,3 млрд рублей.

По словам выступающей, более активно процесс реформирования протекал в коммунальной собственности. В 2003 году реформировано 177 коммунальных предприятий, из них 92 % преобразовано в АО, по конкурсу и на аукционе продано 14 объектов, выкуплено 1 предприятие. По конкурсу и на аукционах продано новому собственнику 14 объектов. В основном это объекты бытового обслуживания населения и торговли со средней численностью работающих на одно предприятие около 20 человек. При продаже этих объектов по конкурсу и на аукционных торгах начальная цена продажи превышена в среднем в 2,1 раза, а общая сумма проданных объектов составила 725,4 млн рублей.

В 2003 году проводилось отчуждение неиспользуемого и неэффективно используемого имущества коммунальной собственности. За год отчуждено 557 объектов, в том числе конкретному покупателю продано 267 объектов, 219 продано с аукциона, 33 – по конкурсу. Общая стоимость проданных на аукционах и конкурсах объектов составила 21,6 млрд рублей.

От реализации государственного имущества, от приватизации объектов коммунальной собственности, с учетом дивидендов от принадлежащих государству акций за 2003 год в местные бюджеты поступило 34,2 млрд рублей при плане 30,5 млрд рублей. Анализируя поступление средств по статьям дохода, можно сделать вывод, подчеркнула Н. Жерносек, что наибольшая сумма средств поступила в местные бюджеты от выкупа и реализации государственного имущества и составила 59 процентов от общей суммы средств без дивидендов, удельный вес средств от приватизации государственного имущества путем продажи на аукционах и конкурсах составил 26,9 процента, на долю средств от продажи принадлежащих административно-территориальным единицам в АО, созданных при преобразовании государственных и арендных предприятий, приходится 11,6 процента.

Благодаря проводимой работе по реформированию государственной собственности в стране сложился заметный негосударственный сектор экономики. Так, например, удельный вес промышленной продукции, произведенной в 2003 году негосударственными предприятиями, составил 60 %, а объем розничного товарооборота частного сектора в четыре раза превзошел этот показатель в госсекторе. В то же время, отметила выступающая, государственный сектор в нашей стране остается еще слишком обширным, а темпы приватизации многие специалисты оценивают как медленные.

Как сказала Н. Жерносек, оценка результатов работы государственных и негосударственных предприятий за разный период времени, как правило, в пользу последних: они имеют более высокие показатели и по темпам производства промышленной продукции, и по объему полученной прибыли, и по оплате труда работников. Поэтому целесообразность проведения приватизации и расширения негосударственного сектора экономики не ставится под сомнение. Спор может вестись лишь о темпах осуществляемых преобразований.

В республике выбраны постепенные, эволюционные методы реформирования при активном участии государства в формировании рыночной инфраструктуры, поддержке им важных отраслей народного хозяйства путем прямого субсидирования и налогового стимулирования.

По мнению директора фонда, невысокие темпы реформ нельзя оценивать однозначно как негативный фактор. Медленные преобразования в нашей экономике имеют и положительные последствия. Так, отсутствие глобальной приватизации при ужесточении контрольно-административных функций государства, при одновременном поддержании высокого внутреннего спроса позволили удержать на плаву большинство предприятий при одновременном росте ВВП и объема промышленного производства, обеспечить самый низкий в постсоциалистических странах уровень открытой безработицы, сохранить социальную стабильность в стране.

На ближайшую перспективу принципы государственной политики, приоритетные направления и задачи в области реформирования государственной собственности определены Концепцией управления государственным имуществом в РБ на 2001-2005 годы.

Согласно Концепции к 2005 году предполагается завершить преобразование в открытые акционерные общества предприятия с численностью работающих до 500 человек, одновременно будет осуществляться реформирование и реорганизация малых предприятий с численностью работающих до 100 человек.

Основным способом приватизации государственных предприятий будет преобразование их в открытые акционерные общества с последующей продажей акций, принадлежащих государству, отечественным и иностранным инвесторам. Предусматривается расширение инструментария приватизации за счет таких предприятий, как организация купли-продажи акций на биржевом и внебиржевом рынках; продажа акций на аукционах по методу понижения их начальной цены.

Основными направлениями повышения эффективности распоряжения государственным имуществом в настоящее время и в перспективе является вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых объектов недвижимости путем продажи, сдачи в аренду, а также передачи в хозяйственное ведение и оперативное управление других юридических лиц без изменения формы собственности, либо передачи их в коммунальную собственность.

Сокращению количества объектов незавершенного строительства будет способствовать реализация комплекса мер республиканского характера по снижению сверхнормативного незавершенного строительства на 2003-2005 годы, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 2 ноября 2003 года № 221. В соответствии с этими мероприятиями 6066 объектов будут завершены строительством, 3237 – законсервированы, 1700 – ликвидированы путем их разборки, 915 будут проданы и перепрофилированы. Только в этом году предприятиями от реализации государственного имущества получено около 6,7 млрд рублей.

В заключение Н. Жерносек отметила, что белорусский вариант реформирования собственности и приватизации не претендует на мировой образец, но, очевидно, имеет достаточно положительных моментов, поскольку на сегодняшний день многие макроэкономические показатели оцениваются авторитетными отечественными и зарубежными экспертами как положительные.

Елена МАСЛОВСКАЯ

13.12.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 13, за месяц 123

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 50/2004