Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОРОТ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОРОТ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА

Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Республики Беларусь является проведение глобальной технологической реструктуризации и повышения эффективности использования национального богатства страны.

Национальное богатство должно быть целью и одновременно средством развития общества. Оно включает в себя все природные и трудовые ресурсы, различные виды имущества и финансовые активы. Дальнейшее наращивание темпов экономического развития государства в условиях изношенности и устаревания физического капитала представляется проблематичным. Для осуществления технологического прорыва и успешного экономического развития нужны огромные средства, а значит, и новый механизм привлечения внешних и внутренних инвестиций. В основу такого механизма может быть положено недвижимое имущество, которое может выступить в качестве дополнительного источника пополнения бюджета страны и основного актива в отношениях с инвесторами. Сегодня более половины, а в отдельных случаях до 3/4 стоимости активов предприятий, есть недвижимость (земля, здания и сооружения), остальное - оборудование, в основном изношенное физически и морально и денежные средства (при этом "нематериальные активы" в стоимости основной массы предприятий практически равны нулю из-за отсутствия методик по их оценке). Недвижимость имеет устойчивую стоимость и ее невозможно скрыть, что является основным гарантом пополнения бюджета и возврата инвестиций. Сегодня нужно сформировать экономический механизм управления недвижимостью, способствующий повышению эффективности ее использования, инвестиционной привлекательности недвижимости и привлечению внутренних и внешних инвестиций. Через систему налогообложения (льгот и санкций) можно стимулировать предприятия обновлять свою недвижимость, сделать ее более привлекательной для внешних инвестиций, в т.ч. иностранных. Рост инвестиций и стоимости национального богатства приведет к увеличению поступлений в бюджет страны через налог на недвижимость. Пока мы слабо используем институт вещных и обязательственных прав на недвижимое и другое имущество как инструмент экономического регулирования. Только чуть более 10% процентов городского бюджета формируется за счет налогообложения собственности (налога на недвижимость и земельного налога). В развитых странах эта цифра достигает 80%. Государство имеет реальную возможность существенно повысить эффективность использования собственности.

В то же время усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы доходов от налогообложения собственности. Речь идет о создании, во-первых, стройной, экономически и логически выверенной системы критериев отнесения тех или иных объектов под непосредственное налоговое воздействие, во-вторых, жесткого, детально регламентированного механизма эффективного управления собственностью и контроля за ней, в-третьих, использование собственности в качестве основного актива для привлечения инвестиций.

Серьезными сдерживающими факторами активизации хозяйственного использования национального богатства являются несовершенство законодательства и неразвитость рыночных институтов. Существует проблема отсутствия полной и достоверной информации о наличии и стоимостной оценке основных элементов национального богатства и, прежде всего, недвижимости как важнейшей части национального богатства, о базе данных экономических, инвестиционных и приватизационных процессов на территории республики. Без наличия таких сведений в виде геоинформационной системы значительно осложнены принятие правильных управленческих решений и выработка каких-либо реальных планов. Динамические ряды оценочных показателей, например по недвижимости, могли бы стать одними из важнейших количественных показателей динамики национального богатства, благополучия страны, в известном смысле подводя регулярные итоги качества государственного управления (использования, сохранения, развития и т.д.) национальным недвижимым имуществом. Действительно, не будет лишним иметь количественную оценку следующих моментов: с каким имуществом государственное, региональное руководство вступило в период своего правления и с каким имуществом завершает его; что из богатства, а главное насколько, приумножено, что утеряно или целенаправленным образом реализовано, по каким причинам и т. д. Кроме того, интегральные стоимостные оценки различных типов недвижимости являются своеобразной обратной связью, откликом социально-экономической системы на осуществляемую правительством политику (как целенаправленное управление) в том или ином секторе рынка недвижимости, например, жилищную и строительную политику, программы приватизации, работу в направлении роста инвестиционной привлекательности и снижения рисков инвестирования, государственное стимулирование малого бизнеса, поддержку современных форм организации торговли, изменение принципов налогообложения имущества физических и юридических лиц, введение единого налога на недвижимость и др. Именно такие регулярные (раз в пять лет) оценки недвижимости в национальном богатстве страны стали проводиться начиная с 1985 года в Великобритании. Сегодня они проводятся регулярно во всех развитых странах.

Пока же можно сделать вывод, что национальное богатство страны используется недостаточно эффективно. Вызывает тревогу ситуация в сфере управления собственностью:

существующая система управления собственностью и, прежде всего недвижимостью, в том числе государственной, недостаточно эффективна и требует кардинального реформирования;

не получила должного распространения практика рыночной оценки объектов и прав пользования природными ресурсами и недвижимостью, что приводит к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению налоговых платежей;

несмотря на то что проводятся структурные преобразования в экономике, разгосударствление и приватизация, данные процессы идут крайне медленно, малоэффективно, и основные поставленные руководством страны цели не достигаются: не сформирован слой эффективных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для развития предприятий; материально-техническая база предприятий ухудшается, приводит к низкой конкурентоспособности предприятий и требует скорейшего обновления.

Остановимся подробнее на этих проблемах с точки зрения некоторых возможностей их решения при помощи недвижимости как важнейшего компонента национального богатства.

Новый экономический механизм управления недвижимостью на макроуровне должен стимулировать собственников через систему налогообложения (в т.ч. льготного для инвестиций в обновление недвижимости) вкладывать внутренние инвестиции в улучшение состояния недвижимости, что будет увеличивать объем национального богатства, а значит увеличивать поступления в бюджет. Более качественная недвижимость привлечет иностранных инвесторов, как это происходит в развитых странах.

С точки зрения стратегии увеличения национального богатства очень важно сформировать механизм эффективного использования земли, недр и природных ресурсов республики. Рентные платежи необходимо превратить из малозначимой налоговой добавки в инструмент экономического регулирования. При этом важно обеспечить полноту сбора налогов, эффективное их расходование.

Важной государственной задачей является также вовлечение в экономический оборот материальных и нематериальных ресурсов государства.

Нужно также повысить эффективность регулирующих функций исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления как собственников имущества, крупных акционеров и кредиторов. Для этого необходимо сделать:

продолжить формирование нормативной базы, регулирующей использование и оборот недвижимости, интеллектуальной собственности, ценных бумаг;

предусмотреть участие органов госуправления в качестве соучредителя при создании элементов рыночной инфраструктуры, связанных с оборотом недвижимости и нематериальных активов;

провести полную инвентаризацию и рыночную оценку объектов собственности, включая незавершенное строительство, с отражением результатов в геоинформационной системе;

разработать автоматизированную систему регулярной переоценки не только земли, но и всех объектов недвижимости, в том числе используя механизмы массовой оценки;

создать систему мониторинга и ужесточения контроля за государственной недвижимостью, деятельностью государственных унитарных предприятий;

активно применять механизмы реструктуризации долгов предприятий в бюджеты всех уровней в целях перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным;

провести сплошную ревизию условий и выполнения действующих договоров аренды имущества, находящегося в государственной собственности;

активно использовать прозрачные механизмы вовлечения в рыночный оборот находящейся в государственной собственности недвижимости (конкурсы по сдаче в аренду, продаже, система госзаказа);

разработать и внедрить систему постоянной переподготовки и переаттестации управляющих государственными предприятиями;

разработать и внедрить систему подготовки управляющих и оценщиков недвижимости.

Система управления недвижимостью на микроуровне должна помочь собственникам более эффективно распоряжаться и управлять своей недвижимостью.

Здесь должно уделяться внимание трем ведущим компонентам недвижимости как ресурса, актива и объекта управления в общей системе управления: функциональному, финансовому и физическому (эксплуатационному). Функциональный компонент управления недвижимостью — это ресурсный компонент в стратегическом планировании и организации управления фирмой. Действительно, поскольку объекты недвижимости являются обеспечивающим ресурсом, следует с учетом долгосрочной перспективы решать: какие ресурсы недвижимости (земельные владения, производственные и офисные площади, технологические сооружения и объекты инфраструктуры) и в каком количестве необходимы для достижения стратегических целей организации. Отсюда управленческая задача номер один: оптимизация, с учетом текущего состояния и перспектив развития, размеров, состава и структуры используемой недвижимости, включая выявление возникающих несоответствий, недостающих объемов и функционального качества объектов недвижимости. В результате такого анализа формулируются задачи нового строительства и приобретений, модернизации технологий и помещений, конверсии и т.д.; выявление излишков недвижимости для их возможной реализации или перепрофилирования направлений их использования. Как итог формулируются задачи продажи, сдачи в аренду, других форм коммерческого использования оказавшихся непрофильными объектов недвижимости.

Николай СИНЯК.

11.04.2005

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 8, за месяц 33

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 14/2005