Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

"Домоуправы" - от властей, обслуживающие организации – по конкурсу

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » "Домоуправы" - от властей, обслуживающие организации – по конкурсу

В предыдущем номере "НБ" мы сообщили о том, что Совет министров утвердил положение об уполномоченном лице по управлению имуществом совместного домовладения. Сегодня мы решили продолжить начатую тему, тем более что одновременно с указанным документом правительство утвердило еще и положение о конкурсе на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда.

Оба положения утверждены постановлением № 342 от 30 марта 2005 года, которое зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов 4 апреля. Данным постановлением правительство поручило Минжилкомхозу разработать и утвердить до 20 мая текущего года критерии оценки предложений претендентов, участвующих в конкурсе на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда, а также форму заявления для участия в конкурсе.

Напомним, что, как следует из постановления, в многоквартирных домах, в которых не созданы товарищества собственников, местными властями будут назначаться управляющие – так называемые уполномоченные лица. Соответствующим положением определены задачи, обязанности и права уполномоченного по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения "до момента реализации собственниками недвижимого имущества совместного домовладения (далее - собственники) своего права на осуществление управления этим имуществом". Под осуществлением своего права как раз подразумевается создание в доме товарищества собственников. А совместное домовладение, как мы отмечали в прошлом номере "НБ" - это когда в доме есть два и более собственников. То есть если в доме, находящемся, например, в коммунальной собственности, приватизирована хотя бы одна квартира, то этот дом уже является совместным домовладением. И до создания на базе этого дома товарищества собственников (юрлицо) домом будет управлять уполномоченное лицо. Последнее будет осуществлять управление общим недвижимым имуществом (точнее домом) не только в процессе эксплуатации, но также на период ремонта и капитального ремонта здания. Кроме управления процессами, уполномоченный будет еще и контролировать, как жильцы выполняют свои обязательства в части бережного отношения к местам общего пользования и своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и т.д. Оно же обязано вести учет и контроль выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту общего имущества, предоставленных коммунальных услуг.

Уполномоченному лицу также поручается проводить конкурсы на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда.

В случае несвоевременной оплаты собственниками расходов по содержанию и ремонту общего имущества, за водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и иные предоставленные им коммунальные услуги уполномоченное лицо обязано принимать меры к ее взысканию задолженности в законодательном порядке. Оно подотчетно и подконтрольно местному исполнительному и распорядительному органу, уполномочившему его управлять недвижимым имуществом совместного домовладения.

Уполномоченное лицо, соответственно, несет и ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

В прошлый раз мы уже отмечали, что положение об уполномоченных принято по той причине, что люди в основной своей массе не хотят самостоятельно управлять домами, в которых они проживают. Отсюда и очень малое количество товариществ собственников. В основном эти товарищества создаются в домах-новостройках.

Кстати, говоря о новостройках, следует остановиться на одном важном моменте. В каждом вновь построенном доме, который еще только сдается в эксплуатацию, есть квартиры (это 2% от общей площади квартир), которые предназначены для заселения специалистами, которые в последующем будут заниматься обслуживанием этого дома. Если дом переходит на обслуживание в ЖЭС, то квартиры передаются в коммунальную собственность. Если же жильцы (опять же в случае создания товарищества собственников) принимают решение нанять частную обслуживающую организацию или создать свою службу, то указанные квартиры остаются в распоряжении товарищества и их дальнейшее целевое использование определяется самими жильцами.

Само собой разумеется, что если в новом доме не создается товарищество, то судьбу все тех же квартир будет определять уполномоченное лицо, которое назначит местный исполком. А насколько в данном случае будет учитываться тот факт, что те же квартиры были построены, например, за средства жильцов – не известно. Во всяком случае в новом положении об этом ничего конкретно не говорится.

Опять же из положения сложно сделать какие-то выводы о том, как и из каких средств будет осуществляться оплата услуг уполномоченного лица по управлению совместным домовладением. Ведь уполномоченное лицо обязано будет вести всю бухгалтерию совместного домовладения, вести переговоры от имени жильцов дома с третьими лицами, подавать иски в суд на неплательщиков и т.д. Спрашивается: эта работа будет оплачиваться за счет жильцов (собственников квартир) по какой-то специальной статье расходов или за счет местного бюджета? Если первое, то каковы будут размеры этой платы, если второе, то опять же из каких дополнительных источников будут изыскиваться соответствующие суммы?

Теперь несколько слов о другом положении, касающемся проведения конкурсов на право заключения договоров на техобслуживание и (или) ремонт жилфонда. Как следует из документа, в конкурсе могут участвовать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Победителю конкурса предоставляется право заключить соответствующий договор с организацией граждан-застройщиков либо с товариществом собственников или с уполномоченным лицом по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения.

Конкурс является открытым. Для его организации и проведения организация граждан-застройщиков (например, ЖСК) либо товарищество собственников, или уполномоченное лицо создает конкурсную комиссию из заинтересованных лиц в составе не менее трех человек. В комиссию входят представители организатора конкурса, местного исполнительного и распорядительного органа, домового совета, домового комитета и другие.

Комиссия до объявления даты проведения конкурса составляет перечень жилых домов, предлагаемых для технического обслуживания и (или) ремонта; составляет акт технического состояния по каждому из домов, с указанием всех имеющихся недостатков, а также перечень работ, которые придется выполнять победителю конкурса.

Комиссия также определяет условия и порядок проведения конкурса,

размещает объявление о проведении конкурса в СМИ не позднее чем за 30 дней до его проведения, проводит консультационную работу с претендентами.

В свою очередь для участия в конкурсе претендент должен подать в конкурсную комиссию заявление по форме, утвержденной Минжилкомхозом. К заявлению, кроме копий учредительных документов и регистрационных свидетельств, прилагаются документы, подтверждающие возможность претендента организовать техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда, сведения о наличии в штате персонала, имеющего соответствующую квалификацию и допуск на выполнение специальных работ. Кроме того, конкурсант обязан предоставить данные о своем финансовом состоянии и свои

предложения о стоимости работ по техобслуживанию и (или) ремонту жилого дома (жилых домов) на основании соответствующей сметы расходов.

Претендентами могут быть представлены следующие дополнительные предложения: обязательства по внедрению мероприятий, направленных на совершенствование технического обслуживания и (или) ремонта жилищного фонда; привлечение собственных средств и кредитов банков для выполнения работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту жилищного фонда; предоставление услуг, повышающих уровень технического состояния и обустройства жилищного фонда;

отзывы заказчиков по выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту жилищного фонда.

Если на участие в конкурсе подано только одно заявление, конкурс считается несостоявшимся. На конкурсе могут присутствовать все участники. В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия вскрывает конверты с предложениями конкурсантов, оглашает эти предложения и заносит в протокол.

Победитель конкурса определяется конкурсной комиссией по результатам оценки предложений в соответствии с критериями, установленными Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Эти критерии, как было сказано выше, министерство еще определит.

Но основным критерием оценки предложений участника согласно положению является стоимость выполнения работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту жилого дома.

После определения победителя организатор заключает с ним соответствующий договор в 20-дневный срок со дня утверждения протокола. В случае возникновения спорных вопросов претенденты и участники конкурса вправе обжаловать соответствующее решение конкурсной комиссии о рассмотрении документов, представленных для участия в конкурсе, а также результаты проведения конкурса в законодательном порядке.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

18.04.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 20

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 15/2005