Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Сомнительное освобождение от платы за инфраструктуру

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Сомнительное освобождение от платы за инфраструктуру

С октября месяца прошлого года, когда в правительстве согласились с необходимостью освободить всех граждан, строящих жилье, от платы за инфраструктуру, принято уже три соответствующих постановления. В пользу данного нововведения после очередной проверки высказался и Комитет государственного контроля. Но то ли нововведение оказалось тяжело реализуемым на практике, то ли по какой-то иной причине, но дольщики как отчисляли деньги на городскую инфраструктуру, в частности в Минске, так и продолжают это делать до сих пор.

Для начала напомним, что постановлением правительства от 8 октября 2004 года (пункт 10 постановления) граждане, осуществляющие жилищное строительство с финансовой поддержкой государства или за счет собственных средств, должны освобождаться от платы за создание жилищной инфраструктуры в пределах нормируемого законодательством размера общей площади строящегося жилого помещения. Нормируемый размер общей площади – 20 кв. метров на человека. При этом размер платы за создание жилищной инфраструктуры сверх указанной площади предполагалось устанавливать в договорах между гражданином и застройщиком в ценах, устанавливаемых Минстройархитектуры и по согласованию с Минэкономики. Действие данного пункта, как написано в постановлении, "распространяется на договоры на строительство жилья, заключаемые после 1 января 2005 года". За несколько дней до указанной даты принимается Постановление СМ и Нацбанка РБ от 30.12. 2004 г. №1691/24, которое тоже содержит вышеназванную норму об освобождении от платы за жилищную инфраструктуру (пункт 10). А спустя еще несколько месяцев (постановление СМ и Нацбанка от 09.04.2005 N 376/7) эта норма подверглась корректировке.

Теперь граждане полностью освобождаются от платы "за создание и развитие объектов социальной инфраструктуры, а также инфраструктуры, связанной с инженерным и транспортным обеспечением указанных объектов". А в пределах нормируемого законодательством размера общей площади строящегося жилого помещения (из расчета 20 кв. м на человека) граждане-застройщики освобождаются от платы за создание и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры к жилым домам. При этом размер платы за создание и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры к жилым домам сверх 20 кв. метров на человека должен устанавливаться в договорах между гражданином и фирмой-заказчиком в ценах, устанавливаемых Минстройархитектуры по согласованию с Министерством экономики. Опять же, как и в предыдущих постановлениях, нововведение распространяется на договоры на строительство жилья, заключаемые после 1 января 2005 года.

Как это ни парадоксально, но до сегодняшнего дня цены, по которым должен определяться размер платы за инженерную и транспортную инфраструктуру для жилых домов, не установлены Минстройархитектуры. В министерстве на этот счет объяснили, что их должны устанавливать местные власти по согласованию с заинтересованными министерствами. Именно такую редакцию согласовывало Минстройархитектуры. А как и почему оказалась утвержденной другая редакция, следует спрашивать у разработчиков проекта постановления – специалистов Минэкономики.

Но возможно из-за того, что цены по инфраструктуре не установлены, местные власти, в частности в Минске, по-прежнему работают по старой схеме. А то, что этот так, лишний раз подтверждает публикация в газете "Советская Белоруссия" (номер от 26.04.2005 г., статья "Цена в квадрате"). В ней автор приводит высказывания руководителя одной из частных фирм, которая недавно выиграла тендер на строительство жилого дома в одном из новых микрорайонов. "Выигрыш обошелся недешево и состоял из вклада в развитие инфраструктуры города (не путать с инженерными сетями!), обязательства выделить бесплатно 10 процентов жилья (2 процента – для работников ЖКХ, 6 процентов – под снос, 2 процента – пожарным, перечисления на нужды города 60 тыс. долл. и 200 квадратных метров бесплатных квартир". И все эти затраты, как сообщил руководитель фирмы автору публикации, "лягут в стоимость квадратного метра. Прибыль у нас всего пять процентов". По его мнению, "без накруток", которые Мингорисполком навешивает на фирму заказчика, "цена жилья могла бы быть на треть, а то и наполовину меньше".

То есть получается, что отчисления в бюджет в качестве платы за инфраструктуру делает фирма-заказчик, а источником этих отчислений являются средства граждан. А как же быть с выше упомянутым постановлением правительства?

Кстати заметим, что ни в прошлом, ни в текущем году власти ни прямо, ни косвенно не имели права взимать с граждан плату за инфраструктуру, поскольку такая практика противоречит законодательству.

Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" (то же и на 2005 год) установлено, что плательщиками целевых сборов, включая сбор на содержание и развитие инфраструктуры, являются организации и индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей плательщиков единого налога, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для иных физлиц уплата целевых сборов вышеназванным законом не предусмотрена. Такой вывод был сделан Госконтролем по результатам проводившейся в прошлом году проверки. Но, как говорится, скоро сказка сказывается…

Впрочем можно предположить, что для выполнения требований правительства в части освобождения от платы за инфраструктуру граждан-застройщиков, нужен некий специальный механизм. Допустим, когда заказчиком выступает УКС Мингорисполкома, тогда вопрос об освобождении от соответствующей платы решается проще. А если дом строит частная фирма, тогда все намного сложнее. Деньги за инфраструктуру фирма перечисляет до того, как начинает заключать договоры долевого строительства с гражданами. И что же? Мингорисполкому придется возвращать часть уплаченной фирмой-заказчиком суммы? С учетом льготируемой площади квартир из расчета 20 кв. метров на человека? Вряд ли это возможно. Но тогда может быть следует не брать деньги с заказчиков на инфраструктуру вообще, а право строить жилой дом на определенном земельном участке оценивать исходя из рыночной стоимости земельного участка? При этом плату за транспортную и инженерную инфраструктуру для жилых домов вносили бы непосредственно граждане-застройщики по факту заключения договора на строительство квартиры. Если цена этой инфраструктуры будет известна, то тогда не сложно посчитать сумму, которую должен будет дополнительно заплатить тот же дольщик (причем не фирме-заказчику, а непосредственно горисполкому) с учетом площади строящейся квартиры и льготируемой нормы (20 кв. м на человека), как написано в постановлении? Правда, при такой схеме не ясно, как следует считать эту норму – с учетом или без учета уже имеющегося в собственности у дольщика жилья.

О том, что думают на этот счет в Мингорисполкоме, Минэкономики и других госструктурах, мы попытаемся еще выяснить. Впрочем, автор данной публикации допускает, что ему далеко не все известно, что на самом деле происходит на рынке жилищного строительства и возможно в Минске уже во всю практикуется освобождение от инфраструктуры граждан-застройщиков. Но тогда почему растут цены на квартиры? И почему во всех домах, строящихся частными фирмами, и для всех вновь прибывающих дольщиков цена квадратного метра не корректируется в сторону уменьшения, если у человека нет квартиры, а новая, которую он строит, не выходит за пределы 20 кв. метров на человека?

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

02.05.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 16

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 17/2005