Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

В предоставлении социальных квартир «порядка будет больше»

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » В предоставлении социальных квартир «порядка будет больше»

К концу текущего года, а, возможно, и раньше в Беларуси подвергнутся изменению правила предоставления и использования социального жилья. Соответствующий проект указа президента, который сейчас находится на согласовании, до 1 августа должен быть представлен в Совет Министров. Об этом 18 июля на пресс-конференции сообщил министр жилищно-коммунального хозяйства Владимир Белохвостов.

По словам министра, главной причиной для разработки проекта указа послужили многочисленные нарушения и отклонения от законодательства при выделении социального жилья, выявленные проверками Комитета госконтроля. Наиболее распространенные случаи нарушений положений действующего Жилищного кодекса зафиксированы в части выделения социального жилья - когда при вынесении решения местными исполнительными и распорядительными органами не всегда указывался статус предоставляемых бесплатно жилых помещений. "Это приводило к тому, что жилые помещения соцпользования в дальнейшем приватизировались, продавались или производился их обмен. Граждане до получения жилых помещений соцпользования имели возможность продать или произвести отчуждение имеющейся в его пользовании квартиры", - сообщил Владимир Белохвостов. По его словам, в настоящее время решаются вопросы по возврату в госсобственность необоснованно предоставленных и отчужденных жилых помещений.

На вопросы журналистов, каким образом будут возвращаться незаконно предоставленные и приватизированные квартиры, В. Белохвостов ответил, что другого способа как через суд нет. Каждый конкретный случай должен быть рассмотрен исполкомами. И если нельзя будет изменить статус квартиры административным путем, то тогда придется подавать иск в суд. И последний будет решать, что делать с незаконно занимаемым жильем. Министр также сообщил, что все случаи нарушения должны быть рассмотрены до 1 августа, а виновные должны быть привлечены к ответственности.

Что касается проекта указа, то он, по словам В. Белохвостова, обязывает местные органы власти ежегодно проводить инвентаризацию социального жилого фонда для обеспечения полного и достоверного учета жилых помещений. По результатам проведенной недавно (кстати, впервые с 1994 года) инвентаризации в Беларуси насчитывается сегодня 4026 социальных квартир, из них 1402 предоставлены гражданам в прошлом году. Для сравнения: всего в 2004 г. построено за счет всех источников и сдано в эксплуатацию 25 641 квартир.

В целях упорядочения распределения социального жилья в проекте определены критерии для семей, претендующих на предоставление жилых помещений соцпользования. "Ранее такой конкретики не было, что давало возможность двояко толковать законодательство", - отметил В. Белохвостов. Проект также предусматривает вычитание из предоставляемой социальной жилплощади площади квартиры, которая ранее находилась в собственности претендента и была им отчуждена (продана или подарена) в течение 5 лет, предшествующих дате принятия решения о предоставлении социального жилья. Например, семья претендует на получение трехкомнатной социальной квартиры площадью 60 кв. м. Но реально, как следует из проекта указа, ей могут предоставить квартиру не более 46 кв. м, потому что 4 года назад глава семьи продал свою комнату площадью 14 кв. м. Правда, не совсем понятно, как будет решаться вопрос в том случае, если, например, семья будет претендовать на площадь квартиры 40 кв. м, а размер отчужденной в течение предыдущих 5 лет жилплощади составляет 35 кв.м. Также не совсем понятно, почему предлагаемый к рассмотрению срок ограничивается пятью годами. Почему не семью или не десятью?

Кроме прочего, принятие указа, как заметил В. Белохвостов, не позволит "иметь и социальное жилье, и квартиру в собственности одной семье". Вместе с тем, по словам министра, "в течение срока действия договора найма гражданам, проживающим в жилом помещении социального пользования, предоставляется право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Таким образом, права граждан не нарушаются, но порядка будет больше".

В проекте дается четкое определение состава семьи, на которую может быть предоставлено социальное жилье. Для предотвращения выбытия жилья из состава социального установлено, что в случае выезда нанимателя либо его смерти, смены места жительства договор найма на квартиру расторгается. При этом в случае, если у другого совершеннолетнего члена семьи нет другого жилья, договор найма может быть заключен вновь. Вводится также норма о выселении членов семьи нанимателя социального жилья после расторжения договора найма, если у них имеется в собственности другое жилье.

Аналогичные нормы предусматриваются проектом указа и в отношении служебного жилья. Например, раньше, если гражданин получил служебное жилье и по каким-то причинам ему необходимо было поменять место жительства, а члены его семьи не имели права на это служебное помещение и не подлежали выселению, то зачастую принималось решение по выводу этой квартиры из состава служебного. В результате квартира приватизировалась и выбывала из фонда служебного жилья. Чтобы этого не происходило, проект указа допускает перезаключение договора найма служебного жилого помещения с другим совершеннолетним членом семьи в случае выбытия главного нанимателя.

Ряд изменений вносится и в правила предоставления социального жилья детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей. Об этом, в частности, сообщил начальник управления социальной и воспитательной работы министерства Георгий Бутрим. "Сейчас постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений социального пользования осуществляется после достижения сиротами совершеннолетия, - пояснил он. - Наша инициатива заключается в том, чтобы это происходило с момента получения детьми сиротского статуса", - заметил чиновник. По его словам, в министерстве считают, что данный принцип должен распространяться не только на тех сирот, которые не имеют вообще никакого жилья, но и на тех, которые после достижения совершеннолетия и возвращения на жилплощадь родителей попадают в категорию нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Георгий Бутрим также сообщил, что на 1 января 2005 года в Беларуси насчитывалось 32 тыс. детей-сирот, из них 12,5 тыс. не обеспечены жильем. Для решения этой проблемы Министерство образования разработало также ряд других предложений. Одно из них касается, в частности, выделения льготных кредитов для строительства жилья сиротами.

В ходе пресс-конференции было уточнено, что жилищный фонд социального пользования формируется из жилья, построенного за счет средств республиканского и местных бюджетов, и освобождаемых жилых помещений государственного жилищного фонда после придания им на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов статуса социального. Особый статус жилья социального пользования, равно как и служебного, заключается в недопустимости его приватизации, обмена, раздела, одноразовости предоставления.

По законодательству право на получение социального жилья имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий на территории других государств; члены семей погибших (умерших) при исполнении воинских (служебных) обязанностей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС; реабилитированные граждане, пострадавшие от репрессий в 30-50-х годах; малообеспеченные нетрудоспособные граждане, а также граждане, которые утратили жилье в результате техногенных катастроф.

На пресс-конференции было сказано, что на получение государственного жилья имеют право граждане, страдающие активной формой туберкулеза, только если после 6-месячного специального лечения опасность передачи заболевания окружающим сохранилась. Это правило действует с 2001 года. Кстати, журналистам сообщили, что сейчас проводится проверка законности предоставления социального жилья, которое получали в последние несколько лет граждане, страдающие активной формой туберкулеза.

Что касается малообеспеченных нетрудоспособных, то к этой категории относятся одинокие пенсионеры (женщины – старше 55 лет, мужчины – 60 лет), а также инвалиды 1-й и 2-й групп (инвалидность бессрочная). При предоставлении социальной квартиры также учитывается достаток претендента – то есть его ежемесячный доход, наличие в собственности имущества (земельного участка, дачи, гаража и т.д.). То есть из сказанного следует, что получить бесплатную квартиру не так-то просто. К тому же и очередь нужно отстоять – не менее 10 лет, если только гражданин (семья) не имеет первоочередного права на получение социального жилого помещения. А чтобы срок получения квартиры уменьшить хотя бы до 5-6 лет, как это было до 1992-1994 гг., облисполкомам и Мингорисполкому поручено пересмотреть жилищные программы с учетом увеличения средств, направляемых на строительство социального жилья.

В заключение отметим, что по состоянию на 1 января 2005 года на учете нуждающихся состояло 15123 семьи, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

01.08.2005

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 14, за месяц 172

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 30/2005