Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

На повестке дня: отселение граждан из ветхого и аварийного жилья

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » На повестке дня: отселение граждан из ветхого и аварийного жилья

На очередном заседании Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов под председательством заместителя премьер-министра В. Гапеева рассмотрен ход выполнения заданий по отселению граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

Жилищный кодекс Республики Беларусь содержит ряд норм, регламентирующих порядок переселения граждан из домов, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом, подлежащих сносу, непригодных для проживания и подлежащих переоборудованию в нежилые.

Ведется и статистический учет такого жилья, причем достаточно детальный. При этом органы статистики руководствуются постановлениями Совета министров от 3 сентября 1999 года № 1372 «О порядке государственного учета жилищного фонда», от 7 сентября 1999 года «О порядке обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания» и постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства (согласованным с Минстройархитектуры и Минздравом) от 2 мая 2000 года № 4 «Об утверждении условий, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания». Согласно указанному нормативному документу Минжилкомхоза к жилым помещениям, непригодным для проживания, отнесены каменные жилые дома с фактическим износом свыше 70 процентов и деревянные жилые дома (и со стенами из прочих материалов) с износом свыше 65 процентов, а также жилые помещения в аварийном состоянии, устранение которого невозможно.

По данным Минстата, общая площадь ветхого и аварийного жилья в республике составляет более 703 тыс. кв. метров, или 0,3 процента от всего жилищного фонда. Почти 57 тыс. кв. метров - это аварийные дома, проживание в которых вообще невозможно, так как они представляют собой реальную опасность не только для здоровья, но и для жизни людей.

Больше, чем у других, такого жилья насчитывается в Гомельской (152,3 тыс. кв. метров), Минской (150,9 тыс. кв. метров) и Витебской (129,9 тыс. кв. метров) областях. Для ветхого и аварийного жилья в этих областях превышает среднереспубликанский показатель и составляет 0,43 – 0,44 процента от общего объема жилищного фонда в каждой из этих областей.

Меньше ветхого и аварийного жилья в Гродненской области (35 тыс. кв. метров) и г. Минске (54,5 тыс. кв. метров). Здесь его удельный вес в общем объеме жилфонда значительно ниже среднереспубликанского уровня и составляет 0,13-0,16 процента. Если рассматривать наличие только аварийного жилья, то «лидирующее» положение занимает Гомельская (15,8 тыс. кв. метров), Витебская (12,7 тыс. кв. метров) и Могилевская (12,4 тыс. кв. метров) области. Меньше, чем у других, такого жилья в Брестской области (3,2 тыс. кв. метров), г. Минске (3,4 тыс.кв.метров) и Гродненской области (3,6 тыс. кв. метров).

Характерен и еще один показатель. Если в целом по республике ветхого и аварийного жилья находится больше (почти в 3 раза) в городской местности (на селе оно составляет 0,3 процента от общего объема сельского жилищного фонда), то в сельской местности гораздо выше доля аварийного жилья (14 процентов), чем в городах (5,9 процента) в соответствующих общих объемах ветхих и аварийных жилых домов.

Проблема наличия ветхого и аварийного жилья осложняется постоянным «недоремонтом» жилищного фонда, невыполнением в установленные сроки плановых ремонтно-профилактических работ. Недостаток средств, направляемых на ремонт, реконструкцию и модернизацию жилья, приводит к его ускоренному износу.

Источники финансирования должны определяться при формировании проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития на очередной год. В частности, Законом о бюджете Республики Беларусь на 2005 год предписано областным и Минскому городскому Советам депутатов направлять для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях ветхих и непригодных для проживания жилых домов средства местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов. На эти цели могут быть также направлены ресурсы для льготного кредитования граждан, средства, предусмотренные на предоставление одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Причем, для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, установлены льготы на получение государственной поддержки. Так, в соответствии с пп. 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» указанные граждане вне очереди включаются в списки на получение льготных кредитов. Согласно пп. 1.11 этого Указа им предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Местные исполнительные и распорядительные органы имеют также право предоставлять гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди субсидии на строительство и приобретение жилых помещений. При этом базовая доля субсидии указанным гражданам начисляется независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом всех остальных установленных критериев для определения величины субсидии.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2003 г. № 45 "О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг" облисполкомам и Минскому горисполкому установлены задания на 2005 год по отселению 3450 человек, проживающих в ветхих и аварийных домах, признанных непригодными для проживания, и строительству для этих целей 67,5 тыс. кв. метров жилья с привлечением средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, льготных кредитных ресурсов и средств населения.

Республиканский межведомственный совет отметил неудовлетворительную работу облисполкомов и Минского горисполкома в 2005 году по строительству жилья для отселения граждан из ветхих и аварийных домов. Фактически за первое полугодие 2005 г. отселено 522 человека, или 8 процентов от задания. Построено в целом по республике для этих целей 3900 кв. метров, или только 5,7 процента от установленного задания. В Брестской, Гродненской и Минской областях за данный период строительство жилья для этих целей вообще не осуществлялось. В Витебской области построено 1600 кв. метров, в Гомельской области – 1700 кв. метров, что составляет 29,2 процента и 11,7 процента соответственно от установленных заданий.

В результате рассмотрения данной проблемы на заседании межведомственного совета поручено облисполкомам и Минскому горисполкому рассмотреть вопросы строительства жилья для отселения граждан на заседаниях исполнительных комитетов и принять исчерпывающие меры по обеспечению безусловного выполнения установленных на 2005 год заданий. Одновременно предложено Минэкономики совместно с Минжилкомхозом, облисполкомами и Минским горисполкомом при разработке программы жилищного строительства на 2006 год предусмотреть задания по строительству жилья для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, с определением источников и объемов необходимого финансирования.

В решении освещаемой проблемы есть и определенные организационные особенности. Дело в том, что ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться так, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз и недостаточно строится жилья или вообще не запланировано жилищное строительство.

Здесь очень велика роль местных исполнительных и распорядительных органов. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год ими разрабатываются конкретные графики строительства жилых домов с учетом всех местных особенностей, и переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений.

В сельской местности для этих целей могут быть использованы пустующие дома. По данным статистики, на 1 января 2005 года там насчитывалось около 36 тыс. жилых домов (квартир), в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и может быть заселена после проведения необходимых ремонтных работ. Покупка таких домов сельскохозяйственными организациями может осуществляться по ценам, которые значительно ниже стоимости нового строительства. Таким образом, вовлечение в оборот пустующих домов является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более что в соответствии с постановлением Совета Министров от 23.03.1999 г. № 394 разрешено направлять для выкупа их у собственников не менее 15 процентов годового объема выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.

Активизация на всех уровнях работы по ликвидации ветхих и аварийных жилых домов и переселению проживающих там семей в благоустроенные жилые помещения явится конкретным проявлением заботы государства о реализации предусмотренного ст. 21 Конституции Республики Беларусь права всех граждан на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

26.09.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 10, за месяц 37

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 38/2005