Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Демографическая ситуация и жилищная политика

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Демографическая ситуация и жилищная политика

На заседании Президиума Совета министров Республики Беларусь рассмотрен проект Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.

Государственным заказчиком, координатором и основным разработчиком Программы является Министерство труда и социальной защиты. В составе основных разработчиков также Министерство здравоохранения, Министерство экономики, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете министров Республики Беларусь, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Белорусский государственный университет, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком.

Как отмечается в проекте Программы, специфика социально-экономических преобразований, изменения в системе ценностных ориентаций в течение последних лет обусловили ряд негативных тенденций. Начиная с 1993 года имеет место отрицательный естественный прирост населения, когда численность умерших превысила численность родившихся на 11,2 тыс. человек, в 2004 году это превышение составило 51,1 тыс. человек.

Снижение рождаемости обусловлено воздействием ряда факторов: ухудшением экономического положения населения в середине 90-х годов; ухудшением репродуктивного здоровья населения; изменениями шкалы жизненных ценностей молодого поколения. Вместе с тем в последние годы наметились определенные позитивные изменения. Отмечается стабилизация числа родившихся. В течение 2000-2003 годов число заключенных браков выросло на 12 процентов (в 2004 году несколько снизилось). Количество разводов, достигнув пика в 1997 году (4,7 на 1000 населения), сократилось более чем на 36 процентов и составило в 2004 году 3,0 на 1000 населения.

Сегодняшний крайне низкий уровень рождаемости обусловлен снижением социальных норм детности и степени их реализации. В настоящее время преобладает ориентация супружеских пар на 1 2-детную семью. Доля семей с одним ребенком в общей численности семей, имеющих несовершеннолетних детей, в 1999 году по данным переписи составила 59 процентов (в 1989 году - 48 процентов). Двоих детей имеют 35 процентов семей, троих и более детей – 6 процентов.

Согласно социологическим опросам в настоящее время только у 70 процентов молодых семей ожидаемое число детей соответствует желаемому. Закрепление социальной нормы однодетности в массовом сознании может привести к необратимости процесса сокращения рождаемости, а следовательно, и численности населения. При условии принятия соответствующих мер, включая целенаправленные меры по оказанию всесторонней поддержки семье, можно повысить долю семей, которые смогут полностью реализовать свои планы.

1990-2004 годы характеризуются ростом численности населения в трудоспособном и старше трудоспособного возрастах, а также сокращением численности лиц моложе трудоспособного возраста. На начало 2005 года численность населения трудоспособного возраста превысила 6 млн. человек и составила 61,6 процента всего населения. Такой высокой доли населения трудоспособного возраста в стране ранее не отмечалось.

При общей долговременной тенденции постарения населения численность и доля лиц старше трудоспособного возраста в последние годы стала уменьшаться. После переписи 1999 года численность населения в пенсионном возрасте уменьшилась на 80,2 тыс. человек. Эта тенденция не будет продолжительной, так как по мере выхода в ближайшие годы из трудоспособного возраста лиц, родившихся в 50-е годы, численность и доля лиц старше трудоспособного возраста будут возрастать.

Прогнозируемое сохранение тенденции сокращения доли населения в возрасте до 15 лет в дальнейшем может вызвать негативные социально-экономические явления, связанные с неизбежным уменьшением трудовых ресурсов страны, возрастанием демографической нагрузки, демографическим старением населения.

Рост доли населения старших возрастов обусловит снижение экономической активности населения, общественной производительности труда, увеличение демографической нагрузки на работающее население, повышение государственных расходов на социальное обеспечение и социальное страхование, возрастание показателей смертности и заболеваемости, то есть увеличение депопуляции даже при стабилизации рождаемости.

В целях предотвращения дальнейшего ухудшения демографической ситуации и формирования предпосылок улучшения демовоспроизводственных процессов в Республике Беларусь Программа предусматривает следующие приоритетные направления в этой области:

- формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми;

- создание условий для реализации репродуктивных установок семей и укрепление семьи;

- реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми;

- совершенствование системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

- совершенствование законодательства в части предоставления льгот семье в зависимости от количества детей в ней, от наличия детей-инвалидов;

- совершенствование практики льготного кредитования строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений молодыми семьями;

- обеспечение строительства жилья социального пользования для малообеспеченных семей с детьми;

- совершенствование практики предоставления различных видов льготных потребительских кредитов семьям с детьми.

В Программе также отмечается, что важной демографической характеристикой является миграция населения. В Беларуси внутренние миграционные потоки направлены в основном из сельской местности в городскую. При этом 90 процентов населения, выбывающего из сельской местности, составляет молодежь, среди которой доминируют лица женского пола. Основные миграционные потоки приходятся на внутриобластную и межобластную миграцию.

Внешние миграционные потоки характеризуются положительным сальдо: численность лиц, прибывающих в Беларусь, превышает численность лиц, выбывающих из Республики Беларусь. Всего за 1993-2004 годы миграционный прирост составил 60,5 тыс. человек, при этом около 80 процентов прибывших составляли лица моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте. Однако роль миграционного прироста в смягчении процесса депопуляции постоянно уменьшается.

На протяжении длительного периода остается неизменной направленность внутренних миграционных потоков – из сельской местности в городскую, в результате чего село в значительной мере утратило свой демовоспроизводственный потенциал. Другой особенностью внутриреспубликанской миграции является концентрация мигрантов в г. Минске.

Основную часть (90 процентов) миграционного потока из села в город составляет молодежь, выезжающая на учебу. Усиливается поток трудовой миграции из села, в составе которого специалисты, квалифицированные кадры. В результате обостряются проблемы обеспечения отраслей экономики в сельской местности квалифицированными работниками.

Регулирование внутренней миграции должно быть направлено на повышение территориальной мобильности населения для удовлетворения потребностей экономики в рабочей силе. В настоящее время это наиболее актуально для сельской местности, где первостепенной задачей является, с одной стороны, предотвращение оттока молодых специалистов из сельской местности, с другой стороны, привлечение в село молодежи, получившей образование и профессиональную подготовку по профессиям и специальностям, необходимым селу. Приток молодежи в сельскую местность будет способствовать улучшению демографической структуры сельского населения. Данные задачи решаются в рамках реализации мер, предусмотренных Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

В области регулирования внутренних миграционных потоков с учетом социально-экономических условий и демографической структуры регионов республики Программа предусматривает также следующие задачи:

- государственная поддержка развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;

- улучшение информированности населения о возможности переселения на новое место жительства и работы, в том числе в сельскую местность;

- реализация системы мер, направленных на привлечение и закрепление в сельской местности специалистов, в том числе посредством: совершенствования порядка оказания единовременной материальной помощи выпускникам профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, направленным на работу в сельскую местность (помимо выплат, предусмотренных законодательством);

- предоставления жилья либо возмещения молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, расходов по найму жилья в течение первых двух лет работы.

В области регулирования внешних миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения Программой предусматривается:

- содействие оформлению документов для въезда на постоянное жительство в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь, в упрощенном порядке, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы;

- предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Беларуси и о порядке приобретения гражданства Республики Беларусь;

- содействие социально-бытовому обустройству иммигрантов, их интеграции в белорусское общество, реализации их конституционных прав и свобод;

Достижение целей и задач Программы будет обеспечиваться путем разработки Министерством труда и социальной защиты совместно с республиканскими органами государственного управления мероприятий по ее выполнению, а также принятия и реализации региональных (областных и г. Минска) программ демографической безопасности на 2006-2010 годы.

Региональные программы демографической безопасности разрабатываются на основе мониторинга демографической ситуации в административно-территориальных единицах с учетом положений настоящей Программы и мероприятий по ее выполнению. Эти программы принимаются облисполкомами и Минским горисполком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и представляются в названное Министерство для осуществления контроля за реализацией программ демографической безопасности.

Достижению прогнозных параметров демовоспроизводства в стране будет также способствовать реализация других государственных программ, в частности:

- Государственной программы возрождения и развития села на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республика Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 1/6339);

- Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2004 г. № 855 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 110, 5/14540).

На достижение указанных целей будут направлены также разрабатываемые на 2006-2010 годы президентская программа "Дети Беларуси", Государственная миграционная программа, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Продолжение следует.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

10.10.2005

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 5, за месяц 19

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 40/2005