Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Долевое строительство через УКС: предложение не удовлетворяет спросу

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Долевое строительство через УКС: предложение не удовлетворяет спросу

В нынешнем году в столице планируется ввести в эксплуатацию 800-840 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. В следующем ставится задача по достижению 1 млн. кв. метров. Но при этом объем долевого жилищного строительства для очередников, готовых строить квартиры через УКС Мингорисполкома без привлечения льготных кредитов, практически не увеличится. Причем в списки счастливчиков на общих условиях смогут попасть, как и в текущем году, только те граждане, которые были приняты на учет лет 20 назад.

В 2006 году через УКС планируется построить около 215 тыс. кв. метров жилья, не считая домов ЖСК, которые формируются при администрациях районов, и ведомственных. При этом из указанного объема примерно 126,7 тыс. кв. метров предназначены для очередников, списки которых готовят администрации районов, для строительства по договорам долевого участия. Остальной объем будет строиться за счет средств местного бюджета. Это социальное жилье, жилье для чернобыльцев, для участников и инвалиды ВОВ и иных лиц, которым государство предоставляет квартиры бесплатно.

При этом те же 126,7 тыс. кв. метров жилья распределяются в администрациях районов между очередниками, которые имеют право на льготный кредит по общей очереди (принятые на учет нуждающихся до 1 января 1993 года, и многодетными семьями, независимо от даты их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Многодетным семьям предоставляются самые льготные условия - кредит на 40 лет под 5% годовых в размере 95% стоимости строящейся квартиры и субсидия на оставшиеся 5% стоимости.

При этом, как пояснили в жилищном отделе Первомайского исполкома, предпочтение отдается многодетным семьям, поскольку, по заданию главы государства, эта категория нуждающихся в улучшении жилищных условий должна обеспечиваться жильем в первоочередном порядке. К примеру, если на квартиру претендует очередник, имеющий право на льготный кредит и принятый на учет до 1 января 1993 года, и многодетная семья, принятая на учет в 2002 году, то право заключить договор долевого строительства может быть предоставлено второму претенденту.

Что касается очередников, которые готовы за собственные средства строить жилье, то их участие в долевом строительстве жилья, по которому заказчиком выступает УКС Мингорисполкома, в следующем году, как и в нынешнем, весьма ограничено. Например, в Заводском районе, чтобы попасть в списки дольщиков, которым предоставляется возможность построить квартиру без привлечения льготных кредитов, нужно состоять на учете нуждающихся до 1983-1984 года. Аналогичная ситуация и в других административных районах столицы.

Одна из читательниц "НБ" рассказала нашему корреспонденту, что она живет в общежитии и состоит на учете нуждающихся с 1990 года. Когда подошла ее очередь на включение в списки дольщиков или членов ЖСК и получение льготного кредита, то оказалось, что ее заработок превышает предельный размер, дающий право на льготный кредит. Тогда она попросила включить в списки дольщиков без льготного кредита. Но ей в администрации снова отказали, объяснив, что списки таких дольщиков в текущем году формировались из очередников, принятых на учет аж в 1984 году.

Заметим, что и в прошлом году доступ к долевому строительству без привлечения льготных кредитов тоже был ограничен сроком нахождения на учете нуждающихся. Причем, чем меньше квартиру намеревался строить за свои деньги очередник, тем больше времени он должен был находиться на учете нуждающихся. Наиболее сильное ограничение по срокам действовало в отношении одно- и двухкомнатных квартир. Что касается трехкомнатных и особенно четырехкомнатных, то на них претендентов среди очередников-ветеранов было намного меньше, чем на малогабаритные жилые помещения. Поэтому УКС Мингорисполкома заключал договоры с теми, кто был принят на учет позже - например в 1993-1994 годах.

Однако с нынешнего года трех- и четырехкомнатные квартиры стали распределяться между многодетными семьями. Впрочем, многодетная семья может заключить договор и на две квартиры меньших габаритов, которые расположены на одной лестничной площадке. Например, вместо одной трехкомнатной или четырехкомнатной семья может выбрать однокомантную и двухкомнатную. Причем, если еще в прошлом году хотя бы небольшая часть жилья, которая строилась по долевому участию, оставалась в распоряжении УКСа и он напрямую заключал договоры долевого строительства с очередниками, готовыми строить жилье за собственные средства, то с нынешнего года весь объем отдается на реализацию администрациям районов. То есть УКС направляет данные о количестве запланированного к строительству жилья в Управление жилищной политики Мингорисполкома, а оттуда эти данные поступают в администрации районов, и уже там происходит распределение. То есть, согласно разнарядке о количестве квартир в администрациях, составляются списки, согласно которым в последующем УКС заключает договоры долевого строительства.

Правда, как и раньше некоторые граждане приходят в УКС, чтобы попытаться заключить договор напрямую, но УКС им нечего предложить, потому что все распределяется в администрациях районов. Но, как уже было сказано, распределение происходит преимущественно между претендентами на льготный кредит по общей очереди и многодетными семьями.

Утешающим для очередников, готовых строить квартиру без использования льготного кредита, может служить лишь то, что при случайном стечении обстоятельств можно попасть в какой-нибудь ведомственный ЖСК. Что касается ЖСК, которые формируются при администрациях, то в них включаются только те, кто может претендовать на льготный кредит. В целом же получается, что гражданам, которые уже по 15 лет простояли в очереди, ничего не остается, как либо ждать, когда город выделит для них объемы жилищного строительства по льготным ценам - то есть без платы за инфраструктуру, либо пытаться взять коммерческий кредит на 10-15 лет и

В то же время отметим, что УКС вправе самостоятельно заключать договоры долевого строительства только на коммерческое жилье, которое не освобождается от платежей за городскую инфраструктуру, и это жилье по своим ценам ничем не отличается от коммерческого у частных заказчиков. Но реально на сегодня УКС и этого не может предложить потенциальным дольщикам. Дом по улице Червякова уже построен, а другие аналогичные объекты пока только в планах. Основной объем долевого строительства через УКС, запланированный на будущий год - панельные дома -- сосредоточен в районах Сухарево и Лошица, один дома - в Красном бору.

Следует также отметить, что метраж квартир в панельных домах по сравнению с квартирами в домах свободной планировки, хоть и намного меньше, но тоже несколько увеличился в последнее время. Самая большая однокомнатная - 49 кв. метров, минимальная -38-39, но в среднем 45 кв. метров - то есть в полтора раза больше, чем в домах первых массовых серий, где площадь однокомнатных не превышает 35 кв. метров. Двухкомнатные в новых панельных домах от 55 до 68,4 кв. метра (до 45 кв. метров в тех же "хрущевках"), трехкомнатные - 74-81 кв. метров (до 60 кв. метров).

На вопрос, в каких пределах метража квартиры происходит освобождение от платы за инфраструктуру, если квартиру строит очередник, в УКСе ответили следующее. Все дома, которые строятся в УКСе по долевому участию для очередников, освобождаются от платы за инфраструктуру и устройство внутриплощадочных сетей. Естественно, администрация района, когда направляет в УКС, смотрит, сколько положено семье квадратных метров, чтобы метраж соответствовал нормативу - 20 кв. метров на человека.

Из разъяснений следует, что если семья из трех человек строит двухкомнатную квартиру площадью 68,5 кв. метра, то она освобождается от инфраструктуры не в пределах 20 кв. метров на человека, а на всю площадь. То есть, кроме того что семья получает льготный кредит, издержки по которому покрываются за счет государственного бюджета (речь идет о компенсации потерь Беларусбанка, который выдает льготные кредиты под 5% годовых), она еще получает льготу в виде освобождения от платы за инфраструктуру в пределах норматива - 20 кв. метров на человека плюс дополнительную - на оставшиеся 8,5 кв. метра. А один квадратный метр такой квартиры обходится примерно в 700 тыс. рублей.

В последнее время задолженностей по платежам от дольщиков-льготников почти не бывает. Если только не считать раннюю стадию возведения дома, когда списки застройщиков уже сформированы, договоры заключены, а кредитные линии еще не открыты и деньги от банков еще не поступили. Открытие кредитной линии - достаточно длительный процесс. Сначала дольщики согласно сформированным в администрациях районов спискам претендентов заключают договор с УКсом. Потом идут в администрацию района, чтобы их включили в списки на получение льготного кредита. Списки утверждаются решением Мингорисполкома. Потом они направляются в банк, который спустя еще какое-то время, получив от потенциальных заемщиков необходимые документы и справки, открывает кредитные линии. В общей сложности с момента заключения договора с УКСом до открытия кредитной линии проходит 2-2,5 месяца. Но дольщики-должники из списков не вычеркиваются, поскольку списки утверждены горисполкомом. Выставляются, естественно, штрафные санкции, и комиссия рассматривает, по чьей вине произошла задержка оплаты по договору. Если не по вине дольщика, значит, никаких процентов ему платить не придется. Если все же по вине дольщика, тогда ему придется платить пеню в размере 0,15% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки".

Как показывает практика, у обычных льготников проблем с задолженностью из-за длительности открытия кредитной линии, как правило, не бывает, потому что первый взнос в размере 10-12% они вносят своими деньгами, а уже остальные - за счет льготного кредита, если нет собственной квартиры. Если есть квартира в собственности, то, естественно, размер кредита уменьшается в соответствии с размером площади имеющегося жилья, если это жилье остается у дольщика после вселения в построенную квартиру. Оставшуюся часть площади дольщик оплачивает собственными деньгами или берет обычный кредит в банке. Если же имеющееся в собственности жилье передается в коммунальную собственность по договоренности с исполкомом, то льготный кредит выдается до 90% площади строящейся квартиры. Задержки же с платежами на ранней стадии строительства, судя по нынешнему году, возникают преимущественно у многодетных семей, поскольку они полностью строят жилье за счет льготного кредита и субсидии.

В заключение отметим, что, по данным Мингорисполкома, за последние 3 года доля строящихся жилых домов с поддержкой государства (в виде льготных кредитов, субсидий, освобождения от платы за инфраструктуру) возросла с 40 до 60%. Об этом сообщил 17 октября заместитель председателя горисполкома Вячеслав Кушнер на оперативном совещании в Мингорисполкоме. По его словам, в настоящий момент стоимость 1 кв. метра жилья типовых потребительских качеств для нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минске самая низкая после Гомеля – Br 714 тыс. в текущих ценах. Поэтому и покупательная способность населения в этом секторе самая высокая в республике. В прошлом году для этой категории граждан было построено 10 тыс. квартир. В то же время в очередь стало 17 тыс. человек. Вячеслав Кушнер также предположил, что придется увеличивать объем предложений коммерческого жилья путем проведения конкурсов и аукционов. Без этой процедуры заявители в этом секторе рынка участвовать не будут.

Известно также, что в связи с запланированным ростом объемов строящегося жилья, городские власти собираются привлекать к строительству домов типовых потребительских качеств областные стройорганизации. В настоящее время в столице уже имеется некоторый опыт по привлечению региональных подрядчиков. В частности, строятся 3 жилых дома с участием витебского домостроительного комбината (ДСК), бобруйских ДСК и комбината железобетонных изделий. Предполагается, что для первых участников конкурса будет подготовлено льготированное предложение: 50% жилья они построят для города, остальной объем - для собственной реализации. Это более выгодные условия, нежели у столичных организаций. Например, МАПИД возводит 85-90% жилья для столицы, остальной объем - для реализации и обеспечения производственной базы.

Так что есть маленькая надежда на то, что доступ к долевому строительству жилья по льготным ценам для очередников, которые хотят строить квартиры без льготных кредитов, в ближайшие год-два хоть немного, но все же увеличится.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

14.11.2005

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 33, за месяц 168

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 45/2005