Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Принцип «одного окна» оправдал себя

С момента вступления в действие Указа Президента Республики Беларусь № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий», который дал возможность нотариусам работать по принципу «одного окна», прошло уже более пяти месяцев. В этой связи мы обратились к заведующей Первой минской областной государственной нотариальной конторы Лилии Францевне Мороз и попросили ее рассказать, как на практике реализовывается этот Указ, что изменилось в работе нотариусов с принятием документа и что он дал гражданам?

С 14 июня 2005 года вступил в действие Указ Президента Республики Беларусь № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий». Согласно Указу все нотариальные конторы перешли на работу по принципу «одного окна». Это означает, что если у гражданина возникла потребность в совершении нотариального действия, то ему надо только два раза придти в нотариальную контору. Один раз, чтобы заявить о своем намерении совершить то или иное нотариальное действие (например сделку с недвижимостью), а второй раз, оформить сделку и подписать документ. При этом согласно Указу нотариусу он должен представить только один документ - паспорт. Все остальные необходимые для совершения нотариального действия документы, которых у гражданина нет в наличии, по его желанию нотариус истребует самостоятельно, сделав запросы в различные государственные органы и организации. Как только все необходимые сведения будут получены (а на их подготовку различным органам и организациям отводится две недели), нотариус не позднее следующего дня сообщает гражданину, что тот может прийти в нотариальную контору и совершить нотариальное действие. Но это должно произойти не позднее одного месяца со дня обращения гражданина в нотариальную контору. При этом до совершения сделки он должен оплатить государственную пошлину и все квитанции за платные документы. Надо отметить, что услуга нотариусов бесплатная. Если раньше за запрос в нотариате брали 340 рублей (тариф недорогой, но все же он был), то теперь гражданин освобождается от уплаты даже этой незначительной суммы.

Как отметила в беседе Лилия Мороз, с введением в действие Указа нотариусам пришлось строить свою работу по-новому. Вначале был некоторый страх: как организации отреагируют на запросы нотариусов, смогут ли они вовремя исполнять документы, будут ли выдержаны сроки для совершения нотариального действия?

Поэтому, чтобы избежать ошибок, недоразумений и трений в работе, была проведена большая подготовительная работа - организована учеба с нотариусами, разосланы разъяснительные письма в основные инстанции, с которыми приходится в настоящее время работать нотариусам, разработаны образцы запросов и др. Ведь для того чтобы совершить нотариальное действие, необходимо задействовать ряд государственных органов и организаций – агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, органы опеки и попечительства, налоговые и различные жилищные органы и организации и т.д.

По словам Лилии Мороз, особенно тяжело строилась совместная работа с органами опеки и попечительства. Ведь по закону, для того чтобы совершить сделку с недвижимостью, где прописаны несовершеннолетние дети, надо получить разрешение органов опеки и попечительства. И если раньше для того чтобы изучить материальное положение семьи и выяснить ряд иных существенных обстоятельств, которые дают право на отчуждение жилья, они истребовали документы в других организациях, то теперь им самостоятельно в течение двух недель приходится готовить эти документы и представлять в нотариальную контору. А если учесть еще и тот факт, что заседания исполкома проходят раз в месяц и многие документы по срокам просто не могут рассматриваться на заседаниях, поэтому получать подписи членов исполкома приходится по регламенту в рабочее время. Отсюда возникают сложности в работе и трения.

Тем не менее, как отметила заведующая нотариальной конторы, к настоящему времени работа с государственными органами и организациями в основном уже налажена. Хорошо работают по исполнению Указа агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, налоговые инспекции, жилищные организации. Это видно и по тому, что за все время работы еще не было вынесено ни одного представления в адрес организаций по Минской области. Ведь по Указу, если должностное лицо не представляет в срок сведения и документы, необходимые для совершения нотариального действия, нотариальная контора имеет право направить представление в управление юстиции, которое составляет протокол об административном нарушении для суда, где будет рассмотрен этот протокол. Наказание грозит довольно суровое: от 4-х до 20-ти базовых величин. «Мы стараемся не доводить дело до суда, - сказала Лилия Мороз. – Если мы видим, что сроки исполнения документа заканчиваются, а ответа еще нет, звоним в организацию и предупреждаем о штрафных санкциях. Тогда документы привозят даже нарочным. Эта действенная мера». Что касается нотариусов Минской области, то на них тоже пока не было составлено ни одного представления. В случае, если нотариус нарушит сроки и не совершит нотариальное действие в течение месяца, он тоже будет нести ответственность. Ему грозит штраф в размере от 2 до 10 базовых величин.

О налаженности работы с организациями свидетельствует и число граждан, обратившихся в нотариальную контору. Так, если в первый месяц с момента введения принципа «одного окна» в Первую минскую областную государственную нотариальную контору за совершением нотариального действия обратились 20 граждан, то в течение последнего месяца работы (октябрь – ноябрь) количество обратившихся увеличилось до 69. Всего же за это время зарегистрировано 219 обращений, по которым сделано 608 запросов. То есть, как отметила заведующая, с каждым месяцем количество желающих совершить нотариальные действия по принципу «одного окна» растет, потому что люди уже поняли преимущества такой формы работы - они не только экономят свое драгоценное время, но и избавляются от других проблем, связанных с получением документов в различных инстанциях.

Чаще всего граждане обращаются в нотариат по вопросам наследства. Собственно, по наследственным делам и раньше работа строилась по принципу «одного окна». Нотариусы могли делать запросы в любые организации, которые выдавали бесплатные справки – из архивов ЗАГСов, других нотариальных контор, жилищных организаций. Указ же дал право истребовать и платные документы. Сегодня, например, гражданину для получения свидетельства о праве на наследство, достаточно представить в нотариат только паспорт. Остальные документы по его желанию истребует нотариус: справку из жилищной организации о последнем месте жительства умершего; архивную копию правоустанавливающего документа; архивную копию документа, подтверждающего родственные отношения; выписку из агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, а также справку об отсутствии арестов и запрещений.

Часто обращаются в нотариальную контору и по совершению нотариальных действий по договорам дарения. А вот что касается договоров купли-продажи, то здесь обращений меньше. Потому что если есть покупатель, то хочется быстрее оформить договор, чтобы он не передумал и не отказался от сделки. Ведь по Указу, если гражданин ограничен по времени, он может собирать документы и самостоятельно. К примеру, выписка из агентства по государственной регистрации и земельному кадастру готовится 3 дня, справка с налоговой инспекции – тоже 3 дня. Так что ускорить сроки вполне реально. Но те, кто не спешит и согласен ждать 2-3 недели, собирают документы через нотариальную контору.

При этом, как отметила Лилия Мороз, есть граждане, которые отказываются в совершении сделок, к примеру, передумали или поменялись обстоятельства - они просто в положенный срок не являются в нотариальную контору. В таких случаях все запрошенные оплачиваемые документы вместе с квитанциями отправляются обратно в те инстанции, которые их выдали. А предварительное дело хранится в нотариальной конторе.

Судя по высказываниям граждан, многие из них вполне довольны новым принципом работы нотариата. Сейчас им не приходится стоять в очередях за получением документов в других организациях и тратить на это свое время. Теперь вся ответственность за своевременное и достоверное совершение нотариального действия возложена на органы нотариата и государственные организации. Им осталось только четко и своевременно исполнять возложенные на них обязанности, чтобы, как не раз подчеркивал в своих выступлениях президент страны, «отрегулировать все вопросы, где человек сталкивается с властью».

Елена МАСЛОВСКАЯ

28.11.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 12, за месяц 58

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 48/2005