Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Каждому - по метру в год: задача поставлена, дело - за реализацией

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Каждому - по метру в год: задача поставлена, дело - за реализацией

Намерение правительства остановить рост цен на рынке жилья в Беларуси и намеченные в связи с этим меры в случае их реализации могут возыметь в обозримом будущем должный эффект.

В последние две недели ноября жилищная тематика была чуть ли не самой обсуждаемой: о проблемах улучшения жилищных условий белорусских граждан говорилось и в парламенте, и в правительстве, и в отдельных министерствах. И общим во всех прозвучавших выступлениях явилось мнение, что остановить рост цен на квартиры и уменьшить число очередников можно лишь путем резкого увеличения объемов жилищного строительства с государственной поддержкой.

Одновременно с обсуждением мер была озвучена информация о готовящихся и уже подготовленных нормативных актах, которые направлены на снижение цен и наведение порядка в строительстве, в сфере использования под индивидуальное строительства земельных участков. Состоялось и принятие документов, которые в последующем могут существенно повлиять на ситуации на рынке жилья.

И если все сказанное, принятое и готовящееся к принятию будет введено и начнет реализовываться с 1 января 2006 года, то этого будет достаточно, чтобы рынок жилья чуть-чуть «накренился». Правда, в какую сторону произойдет крен – в сторону минуса или плюса, сказать однозначно невозможно.

Ситуация вынуждает действовать

Первое и, пожалуй, самое главное, что намерено сделать правительство – это каким-то образом резко увеличить объемы жилищного строительства для очередников. Потому что тех объемов, которые ежегодно вводятся, явно недостаточно, чтобы сдвинуть очередь нуждающихся с мертвой точки.

В текущем году в Беларуси запланировано ввести в эксплуатацию 3,5-4 млн. кв. метров общей площади жилья за счет всех источников финансирования. И уже сегодня есть основания предполагать, что этот план удастся выполнить. В частности, за первых 10 месяцев года сдано 2 млн. 990 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 85,4% к минимальному значению прогнозного показателя на текущий год. По данным Министерства статистики и анализа, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ввод в действие жилья увеличился на 238 тыс. кв. метров, или на 8,7%.

При этом хуже всего обстоит дело с выполнением плана в Минске - введено 609 тыс. кв. метров жилья (76,1 % от минимального прогноза). Регионы в этом смысле выглядят несколько лучше столицы. Так, в Брестской области сдано 500 тыс. кв. метров (100,8 процента), Гродненской - 401 тыс. (94,2 процента), Могилевской - 281 тыс. (87,7 процента), Минской - 563 тыс. кв. метров (84,1 процента), Гомельской - 369 тыс. (83,4 процента) и в Витебской - 267 тыс. кв. метров (77,3 %). Но эта успешность областей, судя по всему, достигается в первую очередь благодаря активной реализации программы жилищного строительства на селе. В большинстве городов жилья строится по-прежнему недостаточно.

Так, в сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 1 млн. 006 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 33,6 процента от общего объема. В итоге на каждого сельского жителя страны пришлось примерно 0,366 кв. метров введенного с начала года жилья (в сельской местности на 1 января 2005 года проживало 2 млн. 744,1 тыс. граждан). В Минске этот показатель составил 0,356 кв. м - из расчета на одного столичного жителя. В других городах Беларуси в среднем получилось около 0,25 кв. м на человека (численность населения Беларуси на начало 2005 года составляла 9,8 млн. человек, в том числе 7 млн. 56 тыс. – городское население, включая жителей Минска).

На жилищное строительство было использовано за январь-октябрь около 2 трлн. рублей инвестиций, что эквивалентно 930,232 млн. долл. США. В том числе 176 тыс. кв. метров введено за счет бюджетных средств, 171 тыс. кв. метров - за счет собственных средств организаций, 1 млн. 099 тыс. кв. м - за счет кредитов банков, 1 млн. 543 тыс. кв. м - за счет собственных средств населения.

На первый взгляд, если сравнивать с тем, сколько строилось 10 лет назад, показатели выглядят не так уж плохо. Между тем, как считают в правительстве и в ряде министерств, чтобы снизить социальную напряженность, связанную с нехваткой квартир, нужно увеличить долю жилья, строящегося с государственной поддержкой.

Очередники – в первую очередь

Коррективы в сложившуюся систему жилищного строительства белорусское правительство намерено внести уже в следующем году. Как сообщил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский 22 ноября на заседании Совета министров, 80 % жилья должно возводиться под контролем государства, 20 % - на коммерческой основе. В настоящее время, по словам С. Сидорского, происходит наоборот: коммерческое жилье составляет 80 процентов. Не будем подвергать сомнению данный показатель – правительству виднее, тем не менее отметим, что в Минске, например, доля коммерческого жилья до недавнего времени не превышала 40%. Остальное строилось для очередников с привлечением льготных кредитов. Но как бы там ни было, этого все равно мало, поскольку не удается хотя бы остановить рост очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, если в прошлом году с очереди в связи с приобретением жилья путем строительства было снято 10 тысяч минских семей, то за этот же период на учет было принято около 17 тысяч. И это происходит уже лет шесть подряд.

Впрочем, можно допустить, что в других городах Беларуси строится 80% коммерческого жилья, хотя тоже вряд ли, потому что платежеспособность населения в областях гораздо ниже, чем в Минске – дорогое жилье в регионах просто строить не для кого.

И все же, если доля строящегося с господдержкой жилья увеличится, хотя лучше всего если не доля, а объем, то будет неплохо. Вопрос лишь в том, выдержит ли такую нагрузку бюджет, если при увеличении строящихся квадратных метров не уменьшится доля государственной помощи в общем финансировании этого строительства. Кстати, по последним данным в Минске на следующий год запланировано около 75 % жилья строить для очередников – то есть с освобождением от инфраструктуры. Это станет возможным благодаря изменению подходов к строительству жилья частными фирмами. Во вновь заключаемых с ними инвестиционных договорах Мингорисполком будет впредь обязывать частников около 30% квартир в новых домах строить для очередников.

Ценам не избежать контроля

Возвращаясь к выступлению Сергея Сидорского, отметим, что «правительство разрабатывает предложения по снижению стоимости строительства жилья». В настоящее время уже действует программа уменьшения стоимости сельских домов и точно такую же работу необходимо провести по всему жилищному строительству республики. "Каждый квадратный метр, начиная от малого населенного пункта и заканчивая столицей, должен быть известен власти, правительству. Таким образом можно удержать рост цен на жилье", - убежден Сергей Сидорский. К слову заметим, что с начала года квадратный метр жилья на вторичном рынке в Беларуси вырос в среднем на 20-41 % (больше всего - в Минске). Строящиеся с господдержкой квартиры подорожали в пределах роста официального индекса цен на строительно-монтажные работы – на 10-11 %. На первичном рынке коммерческого жилья цены выросли на 15-20%.

Тема жилищного строительства и удешевления квартир была продолжена 25 ноября в Палате представителей Национального собрания РБ, где члены правительства отвечали на вопросы депутатов.

В частности, депутат Василий Хрол обратил внимание на то, что

недостаток возведения жилья приводит к повышенному спросу на него и, соответственно, к необоснованному росту цен. В ответ вице-премьер Василий Гапеев сообщил, что правительство также обеспокоено данной проблемой и уже подготовило "программу действий" по снижению стоимости жилья.

Вице-премьер согласился с депутатом, что для снятия остроты жилищной проблемы ежегодно необходимо строить не менее одного квадратного метра жилья на каждого жителя, однако, по словам В.Гапеева, пока это не получается, так как производственная база в строительстве "очень слабенькая". В качестве одной из мер по снижению стоимости жилья правительство предлагает ограничение стоимости проектных работ. Стоимость этих работ уже удалось сократить на 18% для элитного жилья и на 35% - для многоквартирных панельных домов. "Но этого мало. Надо строить больше. Жилья не хватает, особенно в Минске. Соответственно растут и цены. В среднем в столице однокомнатная квартира стоит около 30 тыс. долл., в то время как 5 лет назад она оценивалась в 12-15 тыс. долл.", - отметил вице-премьер.
В то же время, по словам Василия Гапеева, стоимость жилья, построенного с государственной поддержкой, невелика. Что касается коммерческого жилья, то цены на порядок выше. При этом В.Гапеев повторил озвученное несколькими днями ранее премьер-министром намерение правительства "перевернуть пирамиду строительства жилья" - до 80 % квартир строить для очередников, а оставшиеся 20 % оставить на долю коммерческого элитного жилья. Эту идею поддерживают и в Министерстве архитектуры и строительства.

Увеличение объемов - задача не из легких

"Прийти к цифре 80 процентов, пусть не за год, не сразу, но надо обязательно. Иначе очередь граждан, нуждающихся в жилье, - это 560 тыс. человек - будет двигаться очень-очень медленно", - сказал министр архитектуры и строительства Геннадий Курочкин 25 ноября, отвечая на вопросы журналистов в парламенте.
Министр отметил, что механизм регулирования есть. Ежегодно на уровне постановлений Совмина областям доводятся конкретные задания, объемы по банковским кредитам, в том числе с господдержкой. Можно, конечно, привести некоторую статистку по выполнению этих планов. Например, «за прошлый год по Орше недовыполнено задание по возведению жилья и сдано менее тысячи квадратных метров новых квартир. И это при том, что в Орше и ее пригородах Барани и Болбасово 10.865 семей нуждаются в получении жилья», - отмечает «Витебский курьер». – По данным издания, с выполнением задания по строительству жилья проблемы не только в Орше, но и в других районах области. Причем не всегда выполненные объемы соответствуют тем, которые звучат в официальных отчетах: «за завышение объемов реально построенного жилья прокурорами Бешенковичского, Сенненского, Лепельского и Дубровенского районов возбуждено в общей сложности 10 уголовных дел», - сообщает со ссылкой на официальные источники корреспондент «Витебского курьера» Юрка Оршица. Судя по результатам проверок, регулярно проводимых контролирующими органами, подобные факты приписок есть и в других областях, не только в Витебской. Нас же интересует несколько иное – есть ли у правительства резервы для того, чтобы строить в год по одному квадратному метру жилья на одного жителя? И ответ на этот вопрос отчасти прозвучал на заседании Президиума Совета министров, состоявшегося 29 ноября – то есть примерно через неделю после того, как было впервые объявлено о намерении правительства «перевернуть пирамиду».

На этом заседании вновь было сказано, что строительство жилья в Беларуси необходимо оптимизировать и приостановить рост цен на него. И снова прозвучала мысль о том, что на каждого белоруса надо строить по квадратному метру в год.

В частности, как отметил вице-премьер Василий Гапеев, стоимость жилья в Минске в настоящее время самая высокая в Беларуси. Цена на коммерческое жилье с 499 долл. США за один квадратный метр в декабре 2004 года возросла в сентябре 2005-го до 965 долл. США (здесь, по всей видимости, в первом случае имелось в виду самое дешевое коммерческое жилье, во втором – претендующее на элитность). А рост цен, как было сказано на заседании, в значительной степени усложняет реализацию квартир, снижает результативность принимаемых мер по улучшению жилищных условий граждан, приводит к недостаточно эффективному использованию кредитных ресурсов и личных накоплений граждан.

На заседании Президиума был поднят вопрос об использовании средств, направляемых на инфраструктуру. Местные власти утверждают, что денег на создание инфраструктуры в новых жилых районах катастрофически не хватает. Однако у правительства есть на этот счет сомнения. И чтобы этих сомнений не осталось, в ближайшее время муниципалитеты, включая столичный, должны будут представить отчет, куда используются аккумулируемые на жилищную инфраструктуру деньги.

Много претензий на заседании было высказано Минску, где количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, уже достигло 156 тыс. и где нет подвижек к снижению их количества.

На заседании также прозвучало мнение о том, что рентабельность строительных работ необходимо ограничивать. Предложено также ввести реальное планирование по структуре строительства и по виду квартир. Для удешевления работ должны применяться типовые узлы, отечественные материалы. Стоимость проектных работ также необходимо снижать. Предстоит упростить и процедуру выделения земли под застройку. Местные органы власти должны контролировать ход тендеров на строительство. Есть строительные организации из других городов, готовые строить в Минске, но прийти им на этот рынок очень сложно, отмечено на заседании президиума.

На увеличение стоимости жилья влияет также и такой факт, как чрезмерные проверки качества строительных работ. Если в строительстве применяются сертифицированные материалы, то в этом нет необходимости. В стране создана система менеджмента качества, и она работает на конечный результат, подчеркнул Сергей Сидорский. По его словам, необходимо проконтролировать также использование средств жилищно-инвестиционных фондов, их целевую направленность.

Денежные потоки подрядчиков – под особый контроль

Определенные новшества правительство подготовило и непосредственно для участников долевого строительства жилья. В частности, подготовлен и находится в Минюсте на согласовании указ главы государства, в котором предусматривается установить некий государственный контроль за движением денег в долевом строительстве. То есть строительные организации должны будут ежеквартально отчитываться об использовании полученных денег, направленных на подрядную деятельность, закупку материалов и т.д. Эту новость 25 ноября сообщил журналистам министр архитектуры и строительства Геннадий Курочкин.

"Будет сразу видно, если деньги ушли куда-то не по назначению", - пояснил министр. Хотя, по его мнению, в Беларуси "благодаря политике государства куда-то влево уходить опасно, и это очень хорошо, не так, как происходит сейчас в России". Тем не менее, появится еще и "дополнительный элемент контроля", - заметил Геннадий Курочкин. При этом он добавил, что "если очередь двигается нормально, вводится необходимое количество жилья с господдержкой, при этом имеются еще мощности, площадки для коммерческого жилья», то последнее будет строиться.

Что касается непосредственно вторичного рынка жилья и цен на него, то здесь правительство, судя по последней информации, не намерено

предпринимать каких-то кардинальных мер. Самое главное – увеличить объемы строительства жилья для очередников сегодня. Само по себе увеличение предложения по доступным ценам строящихся квартир будет способствовать снижению спроса на вторичное жилье и соответственно его удешевлению. К тому же, как считают в правительстве, введение с 1 января 2006 года подоходного налога на доходы от отчуждения недвижимости, находившейся в собственности продавца менее 5 лет, несколько остудит желание определенной категории граждан приобретать квартиры с целью их перепродажи по более высоким ценам. А это тоже не может не способствовать некоторому снижению спроса на жилье.

Иными словами, начало следующего года, а, возможно, и весь 2006 год для квартирного рынка Беларуси обещает быть весьма интересным и богатым на всякие неожиданности.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

05.12.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней , за месяц 12

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 49/2005