Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Закон все еще обещает компенсацию

Чем меньше времени остается на перерегистрацию чеков "Жилье", тем длиннее очереди в исполкомах и в агентствах по государственной регистрации недвижимости и земельному кадастру из числа граждан, желающих приватизировать свои квартиры по старым правилам. Чиновники на местах уже поговаривают о том, что 5 месяцев - слишком короткий срок для того, чтобы люди смогли не только успеть перерегистрировать чеки "Жилье", но и использовать по целевому назначению приобретенные не у близких родственников чеки. Некоторые считают, что было бы разумно продлить установленный Декретом № 6 срок еще хотя бы на полгода.

Напомним, что согласно Декрету № 6 от 7 июня 2005 года, который вступил в силу 1 августа 2005 года, до 1 января 2006 года именные приватизационные чеки "Жилье", собственные и приобретенные у близких родственников, подлежат перерегистрации в открытом акционерном обществе "Сберегательный банк "Беларусбанк". Из Декрета следует, что чеки, приобретенные не у близких родственников, перерегистрации не подлежат. Следовательно, их нужно постараться использовать до 1 января 2006 года. Почему?

Потому что все неперерегистрированные чеки после указанной даты считаются недействительными и подлежат сдаче в местные исполнительные и распорядительные органы для уничтожения. Так написано в Декрете.

В то же время в Декрете ничего не говорится о порядке погашения неперерегистрированных чеков "Жилье". Ничего подобного не предусматривается и в принятом во втором чтении проекте закона о внесении изменений в законы РБ по вопросам обращения и использования именных приватизационных чеков "Жилье". Этим законопроектом, в случае вступления его в силу с 1 января 2006 года, лишь закрепляются и конкретизируются нормы, содержащиеся в Декрете № 6.

О внесениях изменений в Закон "О приватизации жилищного фонда Республики Беларусь" мы подробно рассказали в прошлом номере "НБ". Поэтому лишь вкратце напомним, что с 1 января, когда эти изменения должны вступить в силу, на приватизацию жилья можно будет использовать собственные и приобретенные у близких родственников чеки. К близким родственникам относятся супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки. При невозможности использовать чеки на приватизацию жилья, их можно дарить опять же только близким родственникам или использовать, в том числе подаренные и полученные по наследству, для оплаты строящейся, реконструируемой, приобретаемой через куплю-продажу квартиры (дома), а также для погашения кредитов (ссуды), взятых на указанные цели.

Соответствующие законопроектом изменения предусматривается ввести и в Закон "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь", но лишь в части использования чеков "Жилье". В то же время в Законе остается без изменения статья 1, согласно которой чек "Жилье" по-прежнему является государственной именной ценной бумагой РБ, выпущенной на срок, установленный правительством по согласованию с Президентом РБ. При этом, как следует из данной статьи, чек "Жилье" "обеспечен государственной собственностью, подлежащей безвозмездной передаче гражданам РБ. Чек свидетельствует о праве его владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражает размер этой доли (квоту).

Остается без изменений и статья 13 этого закона, согласно которой "государство гарантирует владельцам приватизационных чеков и посредникам свободу распоряжения ими...". При этом "по истечении срока обращения приватизационных чеков не использованные владельцем чеки могут быть предъявлены для погашения по месту выдачи или Национальному банку Республики Беларусь. Государство гарантирует гражданину Республики Беларусь - владельцу погашаемых чеков - выплату компенсации". И далее говорится, что "срок и порядок выплаты компенсации за неиспользованные приватизационные чеки устанавливаются Советом министров" по согласованию с Президентом РБ.

Отметим также, что проект закона, меняющий порядок использования чеков «Жилье», не предусматривает внесения изменений в Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь". А статья 12 этого закона гласит: "Квоты в первую очередь используются гражданами Республики Беларусь по их целевому назначению: жилищная квота - для приватизации жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда..." При этом "неиспользованные по целевому назначению квоты могут быть направлены на другие цели, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо погашаются государством".

Таким образом, если Декрет № 6 подразумевает изъять из обращения чеки, которые не будут перерегистрированы, а это и чеки, приобретенные не у близких родственников и неиспользованных до 1 января 2006 для приватизации либо оплаты строящегося жилья, то указанную дату следует рассматривать как окончательный срок обращения таких чеков. И если такой вывод верен, то тогда получается, что правительство обязано выполнить требования закона о компенсации неиспользованных чеков "Жилье" и соответственно жилищных квот. Реальность же такова, что пока ни о какой компенсации неиспользованных по целевому назначению жилищных чеков речь не идет.

А вообще, надо признать, что проблемы с чеки "Жилье" и их индексацией, да и вообще с чековой приватизацией жилья были с самого начала начатой в 1992 году компании по разгосударствлению жилого фонда. К примеру, по действующему положению о приватизации жилищного фонда, граждане, которые временно выселены из своих квартир на время реконструкции дома, лишаются на 2-3 года возможности приватизировать свои помещения. Причем некоторые из них находятся в таком положении и сейчас. При этом чеки, которые они приобрели в законном порядке для приватизации своих квартир, которые сейчас реконструируются, у них пропадут после 1 января 2006 года.

Кроме того, в течение последних пяти лет местные органы власти периодически принимали решения, препятствующие индексации жилищных чеков. Об этом свидетельствует решение Конституционного суда РБ от 23 мая 2002 года № Р-142/2002 "О решениях Минского городского исполнительного комитета по поводу приостановления приема документов на индексацию чеков "Жилье". В частности, Мингорисполком приостановил в 2000, 2001, 2002 годах прием документов на индексацию подаренных, полученных по наследству и приобретенных в установленном порядке у граждан Республики Беларусь чеков "Жилье" без учета времени нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий. На что КС вынес решение, что предпринятые минскими властями действия не соответствуют Конституции и законам Республики Беларусь. Минскому городскому исполнительному комитету предложено было привести указанные решения в соответствие с Конституцией, законами Республики Беларусь и настоящим решением.

Примечательно также, что несмотря на то, что эмиссия, если ее так можно назвать, чеков "Жилье" произошла в 1992 году (постановление СМ РБ от 29.05.1992 г. № 325), полномочия, связанные с контролем над их обращением, были представлены Комитету по ценным бумагам только год назад. До этого вопросами по обращению чеков «Жилье» занималось Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое к ценным бумагам не имеет никакого отношения. Получив соответствующие полномочия, Комитет по ценным бумагам при СМ РБ принимает постановление от 10 сентября 2004 г. N 15/П "Об утверждении Инструкции об обращении именных приватизационных чеков "Жилье". Одноименное Положение Минжилкомхоза, которое действовало до этого времени, с 18 декабря 1992 года отменяется. Однако, как это не удивительно, новая инструкция, вышедшая из под пера Комитета по ценным бумагам, почти один к одному повторила положение Минжилкомхоза, причем в основном в ней говорится не о чеках, как о ценных бумагах, а о жилищных квотах, как о чеках "Жилье".

А что такое жилищная квота? По закону о приватизации жилфонда "денежная жилищная квота - это стоимостный эквивалент жилья, передаваемого гражданам Республики Беларусь безвозмездно, который определяется отношением остаточной стоимости объектов приватизации в ценах на 31 декабря 1991 года в целом по республике к численности граждан Республики Беларусь, с учетом трудового стажа. Граждане Республики Беларусь имеют право на одноразовое получение жилищной квоты".

Кстати, в инструкции об обращении именных приватизационных чеков "Жилье", которая была принята меньше чем за год до принятия Декрета № 6, есть запись, что, при невозможности использовать на приватизацию жилья, жилищная квота (чеки) может использоваться для приватизации государственной собственности; обмена на ценные бумаги. Но это право граждан было только продекларировано, но не реализовано.

Заметим также, что примерно полтора месяца спустя после вступления Декрета № 6 в силу, прием документов на приватизацию жилья по действующим правилам был приостановлен. Процесс был возобновлен только после того, как в середине сентября появилось разъяснение, что до 1 января 2006 года будут действовать прежние положения о приватизации жилищного фонда и об индексации чеков «Жилье», используемых для приватизации и оплаты за строящееся жилье и для погашения кредитов, взятых на эти цели. То есть, по сути дела, у владельцев чеков осталось чуть больше трех месяцев, чтобы успеть вложить чеки «Жилье» либо в приватизацию, либо в строительство.

Вот поэтому сегодня и скапливаются такие очереди в исполкомах и агентствах по государственной регистрации недвижимости и земельному кадастру. По предварительным оценкам только в Минске за последних три месяца в соответствующие органы были поданы документы на приватизацию примерно от 50 тысяч нанимателей государственных квартир. Не исключено, что это число слишком преувеличено - точных данных на этот счет пока нет. Но, как бы там ни было, нагрузка на исполкомы и агентства увеличилась в разы. И правы те госслужащие и чиновники, которые считают, что сроки приватизации и использования чеков "Жилье" по правилам, которые еще действуют до 1 января 2006 года, следовало бы продлить хотя бы до 1 августа 2006 года. Плюс к этому, правительству следовало бы заранее разъяснить людям все правила игры, а заодно и утвердить порядок погашения неиспользованных по целевому назначению чеков.

В заключение остается напомнить статью 44 Конституции РБ. Статья гласит, что "государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению" и что "собственность, приобретенная законным способом, защищается государством". А чеки "Жилье", приобретенные на законных основаниях, есть не что иное, как собственность гражданина, а точнее, его доля в государственной собственности.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

26.12.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 14

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 52/2005