Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Готов ли рынок предложить заказчику качественный консалтинг?

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Готов ли рынок предложить заказчику качественный консалтинг?

Еще года два назад, желая заняться долевым строительством жилья, заказчик интересовался в основном тем, в каком месте надо расположить дом и какие в нем должны быть квартиры, чтобы их можно было продать с максимальной выгодой. Сегодня круг интересующих его вопросов заметно расширился: появилась необходимость в более качественном консалтинге, в знании долгосрочного прогноза поведения потенциальных покупателей жилья. Но готов ли рынок консалтинговых услуг к таким изменениям, есть ли он вообще в Минске и что еще необходимо знать заказчику, чтобы минимизировать свои инвестиционные риски?

В том, что со временем спрос на консалтинговые услуги в сфере недвижимости будет расти, нет никаких сомнений. Но кто может предложить такие услуги? По мнению специалистов, которые уже наработали в этом деле определенный опыт, только крупная риэлтерская фирма может заниматься качественным консалтингом в долевом строительстве жилья. Потому что качественный консалтинг нуждается в достоверной и обширной, систематически отслеживаемой информации о ситуации на рынке. Если этим будет заниматься какая-то специализированная, исключительно консалтинговая организация, то ей придется покупать подобную информацию у риэлтерских фирм. Но специализация в этом деле, по типу конвейера, когда каждый отвечает лишь за участок работы, не стимулирует к качественному консалтингу.

К примеру, агентство недвижимости продает консалтинговой фирме информацию. Но кто из агентств сегодня готов продать свою базу данных? Пожалуй, никто. Но даже если это и будет происходить, то опять же чисто консалтинговая организация несет лишь ограниченную долю ответственности за то, что она в конечном итоге посоветует заказчику. Потому что ее интересы ограничиваются размерами гонорара за выполненную работу.

Совсем иное дело, когда консалтингом всерьез занимается риэлтерская компания, которая в последующем получит право выступить генеральным риэлтером на объекте заказчика. И хотя это мнение не бесспорно, с ним трудно не согласиться. Потому что качественно выполненный консалтинг, на котором агентство недвижимости вряд ли способно зарабатывать в принципе, позволит ему в будущем заработать на оказании риэлтерской услуги по реализации квартир в уже строящемся доме. При этом неважно, какие из агентств (будь то частные или государственные) или все крупные риэлтерские фирмы будут оказывать качественный консалтинг. Главное, чтобы рынок этих услуг развивался, и росла конкуренция, которая, как известно, стимулирует к развитию и совершенствованию. Но это одна сторона вопроса.

Вторая заключается в том, что сегодня, как это ни печально, оказание качественного консалтинга в сфере недвижимости сдерживается дефицитом информации. Речь не идет о сделках, ценах и объемах продаж в узком сегменте рынка, которыми "владеют" риэлтерские фирмы. Чтобы глубоко проанализировать ситуацию, нужна статистика квартирных сделок в целом по городу, чтобы можно было отследить динамику рынка и не за короткий, а за длительный промежуток времени. Необходимо иметь сведения о перспективах градостроительного развития того или иного района, в котором заказчик намерен строить объект, а возможно и соседствующих с ним территорий. И что немаловажно - нужна информация о готовящихся изменениях административно-правового характера. Поскольку, как считают специалисты, именно административный фактор как никакой другой способен наиболее сильно влиять на ситуацию на рынке недвижимости, и не только жилой.

Уместен и такой вопрос: есть ли спрос на консалтинговые услуги со стороны тех же заказчиков? Риэлтеры говорят, что есть, но не достаточный, чтобы сильно стимулировать развитие рынка консалтинговых услуг. Основная причина – дефицит предложения объектов, строящихся по долевому участию. В среде заказчиков довольно сильно укоренилось мнение: сегодня В Минске что ни построй, все будет раскуплено. Впрочем, здесь тоже наметились определенные изменения.

По мере увеличения числа участников рынка долевого строительства и объектов, у потребителя появился выбор. Потенциальный дольщик уже не с такой решительностью, как раньше, готов выложить большие деньги за любой, предложенный ему товар лишь потому, что этот товар называется квартирой. Потребителю уже недостаточно предложить любую жилплощадь в новом доме, он стал более требователен к планировке и к габаритам квартиры, к соотношению жилой и общей площади, к тому, кто будет его соседом по подъезду, по дворовой территории. Его интересует, как будет вестись обслуживание в доме, как этот дом будет охраняться, куда придется ставить машину, а то и две, и многие другие вопросы.

Поэтому дефицит предложения минского жилья на первичном рынке хотя и ощутим по-прежнему, но уже не является гарантией того, что любые квартиры в любом строящемся доме, независимо от его местоположения, имиджа заказчика, будут раскуплены на стадии возведения объекта. В этой связи не только увеличивается, пусть и медленно, спрос на консалтинговые услуги в сфере недвижимости, но и повышаются требованиям к их качественной и количественной составляющей.

Замечено, что еще год-полтора назад заказчика в основном интересовало, какие типы квартир должны быть в доме, соотношение этих квартир, должны ли быть однокомнатные, востребована ли будет та или иная планировка жилых помещений. Но сегодня, помимо этих вопросов, заказчик желает видеть в консалтинговом отчете тот массив информации на базе, которой он делается. Его также интересует долгосрочная перспектива, то есть как будет вести себя рынок и будут ли востребованы квартиры в будущем доме к началу строительства. А от начала подготовки проектной документации до получения разрешения на строительство может пройти, как известно, и год, и два, в зависимости от готовности выделяемой площадки. Заказчику небезынтересно знать, каковы долгосрочные прогнозы по ценам, анализ рынка в конкретных районах и местоположения предполагаемого к застройке участка. То есть уровень застройщика и требований его к консалтингу, безусловно, растет и будет расти дальше, считают специалисты.

Одновременно будет расширяться и круг интересующих заказчика вопросов, например, касающихся способов, сроков проведения маркетинговой компании, и в какие затраты она обойдется. Это очень важные моменты, хотя они пока не принимаются в расчет фирмами, которые намереваются заниматься долевым строительством. Например, сроки на проведение рекламной кампании, соответственно затраты, во многом зависят от имиджа самого заказчика, его известности, района и, в частности, участка предполагаемого строительства.

Еще один важный вопрос: в какой момент реализации проекта лучше всего начать привлекать средства дольщиков, нужно ли их привлекать вообще на стадии строительства или лучше продавать готовые квартиры? Необходимо сформулировать четко и недостатки площадки. Например, строительству дома может предшествовать снос существующей застройки. В этом случае, с учетом наработанной практики, необходимо рассчитать заранее сколько времени уйдет на освобождение площадки, в какие затраты это обойдется в зависимости от того, что придется сносить: жилье, производственное здание или склад. И еще заказчику необходимо получить ответ на один из самых главных, по мнению специалистов, вопросов: не станет ли соседство будущего дома с каким-то окружением препятствием для реализации проекта вообще.

(Материал подготовлен при консультационной поддержке Информационного центра долевого строительства АН "Твоя столица".)

Сноска

КОНСАЛТИНГ - деятельность по консультированию производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу экономических и других вопросов, связанных с хозяйством и правом, в том числе во внешнеэкономической сфере. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги: по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, "ноу-хау" и т.д.), цен мировых товарных рынков; по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий; по проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ; анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий с учетом внутренней и внешней среды и др.

В развитых странах консалтинговые фирмы широко распространены. Они специализируются на региональных рынках, товарных группах и имеют отраслевую специализацию. Если крупные концерны для обеспечения такого рода работ в состоянии иметь собственные подразделения с разветвленной сетью отделений в различных странах, то средние и мелкие фирмы предпочитают обращаться за помощью к консультативным фирмам, так как информационное обеспечение исследований требует больших затрат, отлаженных информационных каналов, а также высокого профессионализма консультантов.

Марина СИРОТКО

20.02.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 30

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 7/2006