Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Энергосбережение в жилищном фонде

Постановлением Совета Министров от 24 января 2006 года №137 утверждена Республиканская программа энергосбережения на 2006 -2010 годы.

Энергосбережение является одним из приоритетных направлений национальной экономической политики и одновременно элементом региональных и глобальных природоохранных процессов. Кроме повышения энергоэффективности экономики, снижения зависимости от импорта топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), повышения уровня энергетической безопасности энергосбережение и развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии является одним из путей решения экологических проблем.

Базовыми документами для разработки Республиканской программы были приняты:

Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы и на период до 2015 года, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 года № 1667;

Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года № 1680.

Следует отметить, что в 2001 - 2005 годах ежегодно формировались и реализовывались региональные и отраслевые программы энергосбережения. В целях реализации Республиканской программы энергосбережения на 2001 - 2005 годы и усиления работы по повышению эффективности использования ТЭР принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. №1820 "О дополнительных мерах по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов".

В результате в отраслях экономики республики внедрены энергоэффективные технологии, основное и вспомогательное энергосберегающее оборудование, эффективные теплообменники, регулируемые электроприводы, устанавливались системы автоматического регулирования потребления ТЭР, осуществлялась передача нагрузок на ТЭЦ от ведомственных котельных, замена неэкономичных котлов и другого оборудования на более эффективное, перевод котлов на местные виды топлива и горючие отходы производства и т.д.

Важное место в комплексе мер по энергосбережению занимает тепловая модернизация жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Под тепловой модернизацией зданий и сооружений понимается совокупность работ и мероприятий, связанных с приведением эксплуатационных показателей по термическому сопротивлению всех элементов здания к уровню современных требований в существующих габаритах в соответствии с требованиями строительных норм Республики Беларусь (СНБ) 2.04.01-97 "Строительная теплотехника".

Инструкцией о порядке отнесения затрат при проведении работ по тепловой модернизации жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с учетом источников финансирования и статистической отчетности (утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства, Министерства статистики и анализа, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. №7/41/5) к мероприятиям по тепловой модернизации жилых зданий и объектов социально-культурной сферы, внедрение которых дает энергосберегающий эффект 15 и более процентов отнесены:

Устройство индивидуальных тепловых пунктов, включая пофасадное регулирование отопления, установка циркуляционных насосов на горячем водоснабжении и отоплении в случае их отсутствия;

применение отопительных приборов с улучшенными теплоотдающими характеристиками и регулированием;

изоляция трубопроводов горячего водоснабжения и отопления, прокладываемых в коммуникационных нишах;

доведение сопротивления теплопередаче светопрозрачных конструкций (окон, балконных дверей) до требования современных нормативов (установка стеклопакетов, применение тройного остекления);

уменьшение площади остекления фасадов, устройство систем утепления наружных стен;

установка приборов учета и регулирования тепла, регулирование вытяжной вентиляции.

К другим мероприятиям по тепловой модернизации жилых зданий и объектов социально-культурной сферы отнесены также:

дополнительное утепление совмещенных кровель, дополнительное утепление чердачных перекрытий;

устройство систем утепления цоколей, дополнительная тепловая защита входов и тамбуров;

дополнительное утепление полов 1-го этажа, устройство систем утепления надподвальных перекрытий.

Во исполнение постановлений Совета Министров от 17 января 2003 года №45 «О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения» и от 10 февраля 2005 года № 143 «О доведении заданий по вводу в эксплуатацию в 2005 году общей площади квартир в жилых домах после капитального ремонта» в 2005 году обеспечен ввод в эксплуатацию после капитального ремонта и тепловой модернизации 753 тыс.кв.метров общей площади (106,1 процента от установленного задания). Непосредственно после тепловой модернизации жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, введено в эксплуатацию 167,8 тыс.кв.метров общей площади, что в 1,6 раза больше чем в 2004 году.

На 2006 - 2010 годы поставлена задача при темпах роста валового внутреннего продукта (ВВП) 150 - 157 процентов добиться снижения энергоемкости ВВП на 26,1 - 30,4 процента.

При планируемых объеме и структуре ВВП, объемах импорта электроэнергии, потребления местных видов топлива, ввода жилья и других показателях экономического развития необходимо в 2006 - 2010 годах обеспечить за счет внедрения энергоэффективных мероприятий в целом по республике экономию ТЭР в объеме 7,7 -9,1 млн. т усл.т.

Наряду с другими к основным мероприятиям Программы отнесено повышение энергоэффективности в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, бюджетной сфере, а также снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве. Прогнозируемая величина экономии ТЭР и увеличения использования местных энергоресурсов должна быть достигнута за счет организационно-экономических и технических мероприятий по энергосбережению. В этих целях разрабатываются отраслевые программы по энергосбережению на 2006 - 2010 годы, в которых содержатся крупные энергоэффективные проекты и другие мероприятия с распределением по годам планируемой экономии ТЭР, увеличения использования местных энергоресурсов, объемов и источников финансирования.

Прогнозными заданиями по тепловой модернизации крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, намечено осуществить в 2006 - 2010 годах модернизацию 770 домов общей площадью 2926 тыс.кв.метров. Конкретные задания по тепловой модернизации планируется доводить ежегодно и одновременно с доведением заданий по капитальному ремонту жилых домов с учетом реальных источников финансирования.

В целях эффективного расходования бюджетных средств в 2006 году и последующих годах намечается также производить работы по тепловой модернизации домов (включая кирпичные, блочные и др.), в которых нарушен температурно-влажностный режим в жилых помещениях и требуется проведение энергосберегающих мероприятий по техническому состоянию конструктивных элементов, инженерно-технических систем и оборудования.

Основными источниками финансирования энергоэффективных проектов будут собственные средства предприятий. Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов, инновационных фондов республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также организациям, внедряющим эффективные мероприятия по приоритетным направлениям энергосбережения.

Так, по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» на эти цели в 2006-2010 годах планируется направить сумму, эквивалентную 406,1 млн.долларов США, в том числе за счет: средств организаций 58,1; инновационного фонда Минэнерго на цели энергосбережения - 71,8 (в том числе на возвратной основе - 13,9); других инновационных фондов - 1,4; кредитов, займов - 45,6; средств республиканского и местных бюджетов - 229,2 млн.долларов США.

В состав Республиканской программы энергосбережения включен и базовый перечень международных проектов, планируемых к выполнению в 2006 - 2010 годах. В их числе находится и такой проект, как «Создание энергоэффективного экологически чистого малоэтажного жилья из местных природных материалов». Реализовать его предполагается в 2006 - 2009 годах в два этапа.

На первом этапе планируется:

разработка программы строительства экодомов с участием местных исполнительных и распорядительных органов и заинтересованных государственных органов;

разработка нормативной базы экотехнологии строительства (стандарт Республики Беларусь на соломенные блоки, испытания их на огнестойкость, пособие проектировщика);

разработка ряда типовых проектных решений по строительству жилых домов с низким энергопотреблением;

проработка технологий и производственных структур для изготовления, антисептирования и реализации соломенных блоков для строительства жилых домов;

постройка нескольких демонстрационных энергоэффективных экодомов с высокими потребительскими свойствами;

проведение широкой кампании в средствах массовой информации по преимуществам использования этой технологии.

На втором этапе в рамках разработанной программы предусматривается строительство 150 - 200 малоэтажных домов жилой площадью 16600 - 22100 кв.метров.

Получателем международной технической помощи для реализации указанного проекта (объем планируемых средств составляет 1 млн.долларов США) определен Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, а в качестве донора этой помощи выступит Глобальный экологический фонд.

Социально-экономическая эффективность комплекса мер по энергосбережению будет заключаться в снижении энергетической составляющей в себестоимости продукции организаций республики, снижении затрат на энергоснабжение жилищно-коммунального сектора без ухудшения комфортных условий и уровня жизни населения, уменьшении зависимости республики от импорта топливно-энергетических ресурсов, улучшении экологической обстановки.

Виктор САВИЦКИЙ

27.03.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 41

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 12/2006