Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Правительство приняло постановление по решению социально значимых проблем населения

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Правительство приняло постановление по решению социально значимых проблем населения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2006 года № 343 утвержден план мероприятий по обеспечению поэтапного решения социально значимых проблем населения.

Данный план мероприятий разработан во исполнение поручения Главы государства на основе анализа социально значимых проблем населения, поднимаемых в обращениях граждан в республиканские органы, местные исполнительные и распорядительные органы и на встречах информационно-пропагандистских групп с трудовыми коллективами.

Мероприятия, утвержденные правительством, предусматривают, в частности, разработку в установленные сроки проектов и последующее принятие в установленном порядке нормативных правовых актов для поэтапного решения наиболее социально значимых в настоящее время проблем в сфере жилья и жилищных отношений.

Так, во многих обращениях граждан отмечается высокая стоимость строительства и немотивированный рост цен на вторичном рынке жилья, ограничивающие права многих семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на участие в индивидуальном или коллективном жилищном строительстве, приобретение жилых помещений в собственность.

Одной из мер, направленной на решение указанной проблемы является освобождение граждан, осуществляющих жилищное строительство с финансовой поддержкой или за счет собственных средств, полностью от платы за создание и развитие объектов социальной инфраструктуры, а также инфраструктуры, связанной с инженерным и транспортным обеспечением указанных объектов, и в пределах нормируемого законодательством размера общей площади жилого помещения – от платы за создание и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры к жилым домам. Нормативное решение данной проблемы по договорам на строительство жилья, заключаемым после 1 января 2006 года, содержится в пункте 8 постановления Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2005 года № 1588/16. Здесь же определено, что размер платы за создание и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры к жилым домам сверх нормируемого законодательством размера общей площади строящегося жилого помещения устанавливается облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством архитектуры и строительства и Министерством экономики и указывается в договорах, заключаемых между гражданином и застройщиком.

В целях защиты интересов граждан и надлежащего урегулирования порядка осуществления долевого строительства жилых домов, включая отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан, Министерством архитектуры и строительства с участием других республиканских органов разработан и направлен правительством 1 февраля 2006 года на рассмотрение Главы государства проект Указа «О долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости». В нем предусмотрен порядок заключения и исполнения договоров, гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Мероприятия предусматривают также разработку Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров в 1 квартале текущего года проекта Указа Президента Республики Беларусь о совершенствовании порядка и правил проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков под строительство жилых домов. Министерству архитектуры и строительства, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено в апреле текущего года подготовить проект постановления правительства о совершенствовании порядка проведения подрядных торгов по выбору подрядных организаций при строительстве жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также нормативный правовой акт по вопросу сокращения объемов проектной документации.

В обращениях граждан отмечалась неурегулированность вопроса государственной поддержки в виде льготных кредитов и безвозмездных субсидий при строительстве жилого помещения, общая площадь которого менее нормируемого размера (20 кв.метров на одного члена семьи, в сельских населенных пунктах – 30 кв.метров), при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такая необходимость возникает при подходе очереди на получение господдержки у граждан, финансовые возможности которых ограничены (среди них немало проживающих в общежитиях и на частных квартирах).

Для решения данного вопроса предусмотрено поручить Минстройархитектуры, Минфину, Минэкономики, АСБ «Беларусбанк» с участием облисполкомов и Минского горисполкома подготовить в мае 2006 года проект Указа Президента Республики Беларусь и соответствующего постановления правительства о внесении изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих возможность предоставления гражданам права на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения с использованием государственной поддержки общей площадью менее установленного норматива (15 кв.метров на человека) при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим правом постановки данной семьи на такой учет только в случае изменения ее численного состава по отношению к тому, с каким она улучшала жилищные условия с использованием государственной поддержки (льготного кредита и (или) субсидии).

До принятия Указа Главы государства от 29 ноября 2005 года № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» отсутствовало право постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до наступления совершеннолетия – с момента устройства таких лиц на воспитание в детские интернатные учреждения, опекунские и приемные семьи.

Этот пробел в законодательстве ликвидирован пунктом 2 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного данным Указом. Установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до наступления совершеннолетия с даты их определения на воспитание, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, – с даты их постановки на учет в семье родителей, если они не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Данная норма заложена и в предусмотренном планом мероприятий проекте законодательного акта о внесении изменений в действующий Жилищный кодекс.

При помещении детей на воспитание в детские учреждения, к родственникам, опекунам или попечителям за ними должны закрепляться жилые помещения по месту их жительства и, следовательно, сохраняться право на жилое помещение на весь период пребывания в детских учреждениях, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Такая норма была четко прописана в прежнем Жилищном кодексе (ст.70). Действующий ЖК не содержит такой специальной нормы и в ст.84 лишь определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) предоставляются вне очереди жилые помещения социального пользования, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли.

Министерство образования полагает, что необходимо урегулировать порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Данное жилье не должно изыматься местными исполнительными и распорядительными органами, а органам опеки и попечительства должно быть предоставлено право сдавать по договору поднайма жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетними, выбывшими в детские интернатные учреждения, к опекуну, попечителю, в учреждения образования.

В связи с этим планом мероприятий предусмотрена разработка Минобразованием и Минжилкомхозом проекта нормативного правового акта о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в случае направления их в детские интернатные учреждения, опекунскую или приемную семьи и другие государственные учреждения.

Правительством предусмотрено и решение такого важного вопроса, как расширение государственной поддержки многодетных семей. Речь идет о малообеспеченных многодетных семьях, которые не могут из-за низкой платежеспособности воспользоваться весьма значительными действующими льготами при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья в собственность. В то же время по действующему Жилищному кодексу им не предоставлено право на получение в пользование жилых помещений социального пользования.

Данная коллизия устранена подпунктом 62.9.5 пункта 62 нового Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, где предусмотрено, что право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане из числа многодетных семей, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения (постановлением Совета Министров от 25 января 2006 года № 90 БПМ утвержден в размере 158120 рублей), исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и которые располагают заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования на одного члена семьи.

В соответствии с планом мероприятий в целях обеспечения реализации указанного права многодетных семей постановлением правительства от 28 февраля 2006 года № 301 утверждено Положение о порядке определения среднемесячного совокупного дохода и стоимости имущества граждан и членов их семей для предоставления жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда.

Кроме того, Минфину, Минэкономики, Минтруда и соцзащиты совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом поручено ежегодно при разработке проекта бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривать выделение дополнительных финансовых средств для строительства жилых помещений социального пользования для малообеспеченных многодетных семей.

Нашла отражение в плане мероприятий и такая проблема, как отсутствие служебного жилья для предоставления отдельным категориям молодых специалистов, направляемых на работу по распределению в сельскую местность (работники образования, здравоохранения, культуры), что негативно сказывается на закреплении кадров на селе. Для ее решения Минсельхозпроду, Минжилкомхозу, Минобразованию, Минздраву, Минкультуры поручено подготовить в 1 квартале 2006 года предложения об отнесении указанных молодых специалистов, направляемых на работу по распределению в сельскую местность, к числу лиц, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения. Соответствующим республиканским органам предписано ежегодно при разработке проекта бюджета предусматривать выделение дополнительных финансовых средств для строительства служебного жилья в сельской местности для предоставления указанным категориям граждан.

Предусмотрено и устранение несовершенства порядка предоставления безвозмездной финансовой помощи для строительства жилья военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе уволенным в запас (отставку), и связанных с этим проблем в реализации такими лицами права на получение безвозмездной финансовой помощи

В этих целях Минобороны и другие заинтересованные республиканские органы должны в первом полугодии 2006 года подготовить проекты Декрета Президента Республики Беларусь и постановления правительства о внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 17 ”О порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 58, 1/2734) и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2001 г. № 1443 ”Об утверждении Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 95, 5/9133).

Своевременное выполнение утвержденных правительством мероприятий по поэтапному решению социально значимых проблем в сфере жилищных отношений будет способствовать обеспечению реализации конституционного права граждан на жилище.

Виктор САВИЦКИЙ

06.03.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 12, за месяц 43

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 13/2006