Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Как правильно сориентироваться при выборе объекта или его реализации?

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Как правильно сориентироваться при выборе объекта или его реализации?

С приходом весны заметно оживились потенциальные покупатели, арендаторы минской нежилой недвижимости. Причем в отличие от вчерашних приобретателей сегодняшние хотят больше знать, как будет котироваться желанный объект в будущем, что несомненно готовит почву для развития консалтинговых услуг в сфере недвижимости.

Суть консалтинга, попросту говоря, консультационной услуги состоит в том, чтобы предоставить клиенту объем информации, позволяющей оценить целесообразность покупки, аренды, сдачи в аренду или строительства того или иного объекта. В зависимости от потребности клиента это может быть как просто консультация, если речь идет о небольшом помещении, так и целое маркетинговое исследование, когда клиент собирается инвестировать в создание какой-то недвижимости - бизнес-центр, торговый комплекс, производственную базу и т.д. В зависимости от интересов заказчика консультационная услуга может включать в себя анализ рынка коммерческой недвижимости и интересующих клиента направлений, поиск объекта инвестиций, разработку концепции формирования объекта и бизнес-план его развития, анализ его наилучшего и наиболее результативного использования, расчет стоимости эксплуатации и обслуживания и прочее.

Предположим, фирма или частное лицо решили приобрести нежилой комплекс, включающий производственные складские и административные помещения. И прежде чем осуществить сделку, покупатель желает знать, что лучше - провести реконструкцию и ремонт имеющихся сооружений, поменять их назначение, создать новый офисный или торговый комплекс.

Если консалтингом интересуется арендодатель, то его интересует, по какой ставке ему следует заключить договор аренды, потому что по мере насыщения рынка объектами различных потребительских качеств собственникам все сложнее самостоятельно ориентироваться в ценах. С продавцами аналогичная ситуация. Причем даже по объектам административного назначения сделать какой-никакой сравнительный анализ, не прибегая к услугам профессионалов, достаточно сложно, а тем более по производственной и складской недвижимости, рынок которой еще только формируется. Сложности обусловлены еще и тем, что у объектов каждой отдельной категории в зависимости от функционального назначения своя специфика, которая влияет на цену или арендные ставки.

Те, кто приобретает недвижимость с целью последующей сдачи ее в аренду, задаются вопросом, а какой объект лучше всего приобрести, чтобы он был в будущем востребован на рынке аренды. И если он будет востребован, то по каким ставкам? Или, например, насколько может быть целесообразно участие в долевом строительстве того или иного объекта? Какие площади целесообразно приобрести? Какого уровня отделка должна быть в этом помещении? И почему именно в этом здании лучше покупать и почему там будут именно такие ставки арендной платы? Объекты каких классов - "А", "В" или "С" будут востребованы в дальнейшем?

Следует отметить, что на минском рынке есть ряд фирм, которые, проводят маркетинговые исследования коммерческой недвижимости, предоставляют юридические консультации, занимаются "раскруткой" брэнда того или иного объекта и т.д. Но их очень мало. Тем не менее, становление и развитие данной сферы является неизбежным, потому что все чаще и чаще перед деловыми людьми встает вопрос о том, как наиболее эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. Говорить же о том, что консалтинг в сфере недвижимости может заявить о себе как об отдельной отрасли ранка, еще слишком рано.

В Москве, например, уже есть компании, которые специализируются исключительно на консалтинге в сфере недвижимости. И эта деятельность на московском рынке является достаточно отлаженной. Большинство будущих собственников крупных объектов коммерческой недвижимости советуются с профессионалами, чего сегодня не скажешь о рынке минском. Основная причина в том, что спрос на консультационные услуги в Минске по-прежнему весьма ограничен. В общем объеме заявок на приобретение, продажу, сдачу объектов в аренду доля потенциальных клиентов, которые хотели бы получить такую услугу? не превышает 3 процентов, утверждают специалисты.

Проблема, наверное, в том, что у большей части наших собственников, заказчиков строящихся объектов еще не сложилось представление о возможностях получения максимальной прибыли от недвижимости. В белорусских условиях у руководителей предприятий вопрос "что делать?" возникает чаще всего только тогда, когда появляются проблемы.

Что касается непосредственно рынка нежилой недвижимости, то в последний месяц здесь наблюдается существенное оживление. Растет спрос как на аренду, так и на покупку практически всех видов объектов. Наиболее динамичным выглядит рынок производственных и складских помещений. На рынке офисов наблюдается увеличение спроса на площади свыше 100 кв. метров, тогда как в прошлом году наиболее востребованными были помещения до 70 кв. метров. По мнению риэлтеров, это можно, в частности, объяснить тем, что банки все охотнее предоставляют фирмам кредиты на покупку нежилой недвижимости.

(При подготовке публикации автором были учтены оценки и мнения российских экспертов и специалистов минского агентства недвижимости «Твоя столица»).

Марина СИРОТКО

10.04.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 11

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 14/2006