Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье для работников предприятий

Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 5 апреля 2006 года № 452/6 республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным правительству, а также другим организациям (с их согласия) установлены задания по вводу в эксплуатацию в 2006 году общей площади жилых домов для работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В ходе совершенствования инвестиционной политики и системы финансирования жилищного строительства все активнее используются различные формы внебюджетного финансирования воспроизводства жилищного фонда. Ввод в эксплуатацию жилья за счет внебюджетных источников постоянно увеличивается. В результате снижается нагрузка на бюджет и создаются предпосылки для дальнейшего снижения инфляции.

В этих условиях весьма важным является наращивание объемов возведения жилья за счет собственных средств населения, предприятий и организаций. Начиная с 2000 года постановлениями правительства предприятиям и организациям независимо от форм собственности доводятся задания по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов за счет собственных средств, включая средства долевого участия, займов и инновационных фондов.

На 2006 год это задание установлено с приростом на 10 процентов к заданию прошлого года и составляет 142,11 тыс.кв.метров общей площади. Наиболее высокие объемы ввода в эксплуатацию жилья доведены предприятиям и организациям Белорусской железной дороги – 36,8 тыс.кв.метров, Министерства промышленности – 26 тыс.кв.метров, Белорусского государственного концерна по нефти и химии – 23,76 тыс.кв.метров, Министерства энергетики – 22 тыс.кв.метров. В системе Министерства внутренних дел подлежит вводу в эксплуатацию 8,04 тыс.кв.метров жилья, Министерства архитектуры и строительства – 6 тыс.кв.метров. На предприятиях и в организациях Министерства лесного хозяйства, Министерства связи и информатики, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства транспорта и коммуникаций, Государственного комитета по авиации, концерна «Белгоспищепром», концерна «Беллесбумпром», Белкоопсоюза объемы ввода в эксплуатацию жилья запланированы в пределах от 1 до 5 тыс.кв.метров.

Заказчиками по строительству жилья в текущем году выступают и отдельные банки. С их согласия им доведены задания по вводу в действие жилья в объеме 6,74 тыс.кв.метров, в том числе «Приорбанк» ОАО – 5,29 тыс.кв.метров, АСБ «Беларусбанк» - 1 тыс.кв.метров, ОАО «Белинвестбанк» - 0,3 тыс.кв.метров и ОАО «Белагропромбанк» - 0,15 тыс.кв.метров.

Направление предприятиями и организациями инвестиций в жилищный сектор экономики стимулируется соответствующими нормативными документами, определяющими как порядок использования средств на эти цели, так и льготы по налогообложению. Так, постановлением Совета Министров от 24 января 2000 г. № 82 "О мерах по обеспечению широкого привлечения средств граждан и юридических лиц на финансирование жилищного строительства" строительство жилых домов за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей (в том числе для продажи) определено как одна из основных форм внебюджетного финансирования жилищного строительства. Причем облисполкомам и Минскому горисполкому поручено обеспечить приоритетное выделение площадок для размещения домов, строительство которых финансируется за счет внебюджетных источников.

Постановлением Совета Министров от 30 марта 2000 г. № 428 "О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства" рекомендовано руководителям организаций всех форм собственности обеспечивать выделение состоящим в штатах этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Утверждено Примерное положение о порядке и условиях предоставления таких займов.

Согласно налоговому законодательству предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

Соответствующие рекомендации по созданию условий для обеспечения работников предприятий жильем даны в Методических материалах федерации профсоюзов Белорусской по разработке коллективных договоров. В соответствии с этими рекомендациями каждое предприятие вправе разработать отдельное положение по обеспечению своих работников жильем, где закрепляются соответствующие льготы по предоставлению жилых помещений своим работникам.

Трудовым коллективам предоставлены широкие полномочия при решении вопросов социального развития. В частности, трудовой коллектив самостоятельно устанавливает для своих работников социальные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение, и предприятие самостоятельно определяет направления использования этих средств. При необходимости эти суммы направляются на улучшение жилищных условий работникам предприятия.

Государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство согласно ст.54 Жилищного кодекса, осуществляют предоставление своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в соответствии с Кодексом и коллективными договорами. При заключении коллективных договоров могут быть, в частности, предусмотрены как льготные основания принятия работников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и порядок предоставления им жилых помещений (включая внеочередность, первоочередность, установление и перенос очередности и др.). Традиционно такие льготы предоставляются рабочим и служащим, имеющим соответствующие права при получении жилья или государственной поддержки по месту жительства, а также новаторам и передовикам производства, добившимся высоких показателей в труде и активно участвующим в общественной жизни.

Вопросы, связанные с определением очередности предоставления жилых помещений, могут возникать и при заключении контрактов с работниками. Пунктом 11 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками (утверждено постановлением Совета Министров от 25 сентября 1999 г. № 1476) определено, что стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и гарантии для работника. Они могут касаться сроков предоставления жилья или оказания материальной помощи для приобретения его в собственность и т.д. Вместе с тем, наличие записи в контракте о предоставлении такой льготы не освобождает администрацию предприятия и профсоюзный комитет от включения соответствующих мер, обеспечивающих реализацию льгот, в коллективный договор.

Говоря о стимулировании экономической заинтересованности предприятий и организаций в инвестировании жилищного сектора экономики, нельзя не отметить ряд негативных моментов, связанных с еще имеющими место некоторыми ущемлениями прав предприятий и организаций как при осуществлении ими жилищного строительства, так и при использовании жилищного фонда.

Остается, в частности, неурегулированным на законодательном уровне вопрос о порядке и размерах возмещения предприятиями-застройщиками затрат на строительство внеплощадочных инженерных сетей и других объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры районов жилой застройки. На практике эти затраты определяются решениями облисполкомов и Минского горисполкома и достигают 30 и более процентов от стоимости строительства жилья. Отчисления средств на эти цели производятся предприятиями на договорных условиях одновременно с финансированием непосредственно жилищного строительства.

В Минске, например, размер указанных затрат в 1998 – 2000 годах достигал 47 процентов, в том числе: 30 процентов – на развитие инженерной инфраструктуры, 7 процентов – на строительство предприятий торгово-бытового обслуживания, 6 процентов – на обеспечение переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с отводом земельных участков под жилищное строительство, 2 процента – на компенсацию затрат, связанных со сносом зеленых насаждений и отчуждением земельных участков и 2 процента – на служебное жилье для работников, занятых непосредственно обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда.

Не отрицая в принципе необходимости указанных затрат, следует обратить внимание на правовые особенности данной проблемы. Так, еще Законом от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Республике Беларусь» (ст.3) было определено, что правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом осуществляются в пределах, установленных данным Законом и другими законодательными актами. Согласно ст.76 этого Закона изъятие имущества у собственника допускается только при обращении взыскания на это имущество по обязательствам собственника в случаях и в порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Не допускается принудительное изъятие у собственника имущества кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, и в соответствии со ст.236 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

К законодательным актам, как известно, относятся Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь. Ни один из перечисленных законодательных актов не содержит специальных норм об изъятии у предприятий части жилой площади или перечислении соответствующих средств на эти цели. Очевидный пробел в действующем законодательстве может быть устранен при доработке проекта новой редакции Жилищного кодекса или с принятием специального законодательного акта. (Справочно. Жилищный кодекс БССР 1984 года содержал ст.27, регламентирующую порядок передачи застройщиками исполкомам местных Советов и другим организациям для заселения части жилой площади во вновь построенных домах).

Наряду с правовой стороной данной проблемы не менее важной является и ее экономическая составляющая. Совершенно не в равных условиях оказываются предприятия, осуществляющие жилищное строительство, и не принимающие в нем участия. Первые отчисляют значительную часть прибыли на эти цели, в то время как вторые (а их значительно больше) вообще не обременяют себя заботами об улучшении жилищных условий своих работников.

В этих условиях было бы целесообразным принятие решения о полной или частичной компенсации затрат предприятий (осуществляющих жилищное строительство) на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки, например, за счет инновационных фондов или других источников. Возможен вариант и компенсации части указанных затрат за счет продажи определенной части построенного жилья по коммерческим ценам.

Вообще же, если учитывать опыт стран с рыночной экономикой, то строительство объектов инженерной инфраструктуры должно осуществляться самими предприятиями – производителями соответствующих коммунальных услуг (водоснабжение, теплоснабжение, электро- и газоснабжение и др.), которые свой «товар» должны сами доставлять потребителям. Стоимость же этих затрат может быть включена в тарифы и ставки платы за эти услуги. В любом случае принятие решения по данному вопросу явилось бы важным стимулом повышения экономической заинтересованности предприятий в наращивании объемов жилищного строительства.

Нельзя также не отметить и такой проблемы, как повторное заселение жилых помещений, освобождающихся в домах, переданных предприятиями и организациями местным исполнительным и распорядительным органам, и построенных (но не оформленных в собственность) с привлечением в порядке долевого участия их средств. По ранее действовавшему Жилищному кодексу (ст.55) такие помещения, в случае их освобождения, заселялись в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками данных предприятий и организаций. Причем указанный порядок заселения применялся независимо от времени передачи или окончания строительства жилого дома.

В действующем Жилищном кодексе подобная норма отсутствует, что создает известную правовую неопределенность на практике. Актуальность данной проблемы подтверждается тем, что значительное количество квартир, построенных в свое время за счет средств предприятий и организаций, остается заселенным на условиях договора найма, что не исключает возможности повторного их заселения. Тем более, что в последнее время условия приватизации жилищного фонда серьезно ужесточены, а темпы нового жилищного строительства практически остаются стабильными.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565 (вступил в силу с 8 апреля 2006 года) государственные органы, другие государственные организации имеют право повторного заселения высвобождаемых жилых помещений, ранее предоставленных их работникам в домах, переданных этими органами и организациями местным исполнительным и распорядительным органам, независимо от времени передачи таких помещений. Соответствующая норма должна быть предусмотрена и при доработке новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Заслуживает внимания и предложение ряда предприятий о предоставлении права ведомствам, предприятиям и организациям (а не только местным исполнительным и распорядительным органам, как это предусмотрено статьей 20 действующего Жилищного кодекса) на строительство социального жилья (в виде отдельных домов или квартир в порядке долевого участия) для предоставления своим бывшим работникам-пенсионерам или инвалидам, заболевшим или пострадавшим от несчастных случаев на производстве и др. Право повторного заселения такого жилья, построенного за счет средств предприятий и организаций, соответствующими категориями работников при его освобождении также должно быть предоставлено Жилищным кодексом этим предприятиям и организациям.

Устранение указанных и ряда других пробелов в жилищном законодательстве, касающихся прав предприятий и организаций по использованию жилищного фонда, несомненно будет способствовать повышению их заинтересованности в финансировании и наращивании объемов жилищного строительства и тем самым ускорению решения жилищной проблемы в целом.

Виктор САВИЦКИЙ

17.04.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 9, за месяц 73

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 15/2006