Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье для молодежи

Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 года № 200 утверждена республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006 –2010 годы.

Республиканская программа "Молодежь Беларуси" на 2006 –
2010 годы (государственный заказчик и основной исполнитель – Министерство образования) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь" и Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь".

Основной целью программы является создание оптимальных социально-экономических, правовых и организационных условий для всестороннего гармоничного развития личностного потенциала молодых граждан и их самореализации.

В рамках реализации программы предполагается, в частности, решение следующих задач: совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи; формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи; улучшение условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни общества.

Важнейшим направлением в этом деле является улучшение жилищных условий молодых граждан и молодых семей и, в частности, повышение качества жизни сельской молодежи, снижение уровня миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах.

Основой механизма государственной поддержки молодых граждан (семей), нуждающихся в улучшении жилищных условий, является Указ Президента Республики Беларусь от 10 сентября 1996 г. № 358 «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи», которым улучшение жилищных условий молодых граждан определено одним из приоритетных направлений реализации Национальной жилищной программы и Программы первоочередных мер по совершенствованию порядка размещения, финансирования и осуществления индивидуального жилищного строительства.

Главой государства предусмотрены весьма существенные меры по ускорению решения жилищных проблем молодежи. Так, Указом установлены более льготные условия принятия на квартирный учет молодых граждан по сравнению с другими категориями нуждающихся в улучшении жилищных условий. Местным исполнительным и распорядительным органам, предприятиям, учреждениям и организациям предписано принимать на отдельный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий молодые семьи, молодых граждан из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе проживающие (проживающих) совместно с родителями (независимо от уровня обеспеченности жилой площадью), в общежитиях, в служебных жилых помещениях, по договору поднайма в домах государственного и общественного жилищных фондов или по договору найма в домах, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам либо гражданам на праве собственности, а также в качестве временных жильцов (независимо от длительности проживания), если они изъявляют желание осуществить строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений за счет собственных средств, одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

Впервые в практике жилищного законодательства было установлено, что не менее 25 процентов общей площади жилых помещений, построенных за счет средств государственного бюджета для предоставления по договорам найма гражданам, имеющим соответствующие льготы, выделяется следующим категориям молодых граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (с соблюдением принципа одноразовости использования указанными гражданами права на внеочередное или первоочередное получение жилых помещений): инвалидам; семьям погибших или пропавших без вести воинов; воинам-интернационалистам; лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; многодетным семьям, имеющим троих и более детей; семьям при рождении близнецов; одиноким матерям; участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, наряду с другими льготными категориями граждан молодым семьям, а также молодым гражданам в возрасте до 31 года из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе проживающих совместно с родителями (независимо от уровня обеспеченности жилой площадью), в общежитиях, в служебных жилых помещениях, по договору поднайма в домах государственного жилищного фонда или по договору найма в домах частного жилищного фонда (независимо от длительности проживания) было предоставлено право на совместное использование в порядке очередности льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Внесены изменения и в порядок и условия предоставления одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений в части выделения их молодым гражданам (независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) в размере не менее 50 процентов стоимости строительства жилого помещения типовых потребительских качеств с предоставлением при необходимости льготного кредита в размере остальной части стоимости строительства.

В целях закрепления кадров на селе, специалистам, направленным государственными органами на работу в сельскую местность, вне очереди предоставляются субсидии на строительство или приобретение жилья, и они вне очереди включаются в списки льготного кредитования.

Введен в действие институт финансовой помощи государства молодым семьям при рождении детей в погашении задолженности по кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений. Такая помощь оказывалась ранее при рождении детей только молодым семьям в следующих размерах:

при рождении первого ребенка - 10 процентов от остатка задолженности по выданным кредитам; при рождении второго ребенка - 20 процентов от остатка задолженности; при рождении третьего ребенка и последующих детей - 30 процентов от остатка задолженности.

Наряду с этой помощью, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 года № 124 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185» многодетным семьям (независимо от возраста супругов) предоставляется финансовая помощь в погашении задолженности по льготным кредитам в размерах: при рождении третьего ребенка - 30 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам; при рождении четвертого ребенка - 50 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам; при рождении пятого ребенка и последующих детей - 100 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.

Кроме того, Положением об оказании семьям при рождении трех и более детей финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров от 31.03.2004 № 356, принятым во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2004 № 124) определено, что при рождении в семье двойни финансовая помощь оказывается в следующих размерах: если в семье до рождения двойни был один ребенок – 30 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам; если в семье до рождения двойни было два ребенка – на одного ребенка из двойни 30 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам и на другого ребенка из двойни 50 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам, уменьшенной на размер финансовой помощи, рассчитанной на первого ребенка из двойни; если в семье до рождения двойни было три и более детей – 100 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам. При рождении в семье тройни и более детей размер финансовой помощи определяется по аналогии.

Расчет финансовой помощи производится открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк» от суммы задолженности по льготным кредитам, образовавшейся на дату рождения ребенка (детей).

Наряду с обеспечением реализации изложенных норм в Мероприятиях республиканской программы «Молодежь Беларуси» предусматривается реализация ежегодно комплекса мер по созданию условий для закрепления молодежи на селе, в том числе: предоставление молодым семьям в соответствии с законодательством государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья, включая льготное кредитование индивидуального строительства, а также оказание сельскохозяйственными и иными организациями – нанимателями помощи молодежи на жилищное строительство в виде займов.

ОО «БРСМ», местным исполнительным и распорядительным органам поручено обеспечить проведение в 2007 и 2009 году среди молодых семей республиканского конкурса на лучшее сельское подворье.

Местным исполнительным и распорядительным органам предписано ежегодно осуществлять мониторинг трудоустройства и обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Минобразованию, Минфину, местным исполнительным и распорядительным органам поручено ежегодно обеспечивать возмещение в установленном порядке иногородним студентам (при невозможности поселения их в общежитиях) расходов по найму жилья.

Конкретные меры по улучшению жилищных условий молодежи могут быть предусмотрены и местными исполнительными и распорядительными органами при утверждении региональных программ «Молодежь» на 2006 – 2010 годы, разработка которых предусмотрена Указом Главы государства.

Вместе с тем, необходимо отметить, что остается до сих пор нерешенным вопрос, рассмотрение которого было поручено Главой государства еще в 1996 году (пп.2.2 Указа от 10.09.1996 г. № 358). Речь идет об использовании на финансирование жилищного строительства ранее накопленных средств населения. Это денежные вклады молодых граждан и их родителей в Сберегательном банке «Беларусбанк», суммы по договорам страхования детей по состоянию на 1 января 1992 г. и облигации Государственного целевого беспроцентного займа СССР 1990 года. Эти средства в случае их индексации могли бы быть направлены на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений для бывших на тот период времени молодых граждан, которые сейчас уже имеют свои семьи, воспитывают детей и нуждаются в улучшении жилищных условий.

Способствовало бы решению жилищных проблем семей, воспитывающих детей, и одновременно стимулировало бы привлечение средств населения в жилищную сферу введение специальных накопительных банковских счетов на детей. Попытка введения таких счетов была предпринята в республике в 1994 году. Постановлением Совета Министров от 21 июня 1994 г. № 467 «О целевых вкладах на детей для строительства или приобретения жилья» было принято предложение Сберегательного банка о введении нового вида сбережений – целевого вклада на детей для строительства или приобретения жилья с выплатой дохода по нему в размере 300 процентво годовых. Тогда было определено, что целевой вклад открывается на имя гражданина Республики Беларусь, родившегося после 1 июля 1994 г. (в редакции постановления от 1.07.1994 г. № 19 – после 1 января 1995 г.), на сумму 500 тыс.рублей (в ценах 1994 года) за счет средств Сберегательного банка и хранится до достижения им 18-летнего возраста. Досрочная и частичная выдача вклада и дохода по нему не предусматривалась. По окончании срока хранения вклад должен был использоваться строго по целевому назначению путем безналичного перечисления его вкладчику на строительство или приобретение жилья на территории Республики Беларусь.

В связи с наисложнейшей в тот период в республике экономической обстановкой указанное постановление о введении накопительных банковских счетов было отменено (постановление Совета Министров от 5.01.1995 г. № 5). В настоящее время, когда, как следует из официальных источников, преодолен спад производства и достигнута положительная динамика макроэкономических процессов (обеспечиваются ежегодные приросты ВВП, производство промышленной продукции и потребительских товаров, улучшена система социальной защиты населения) можно было бы вернуться к введению накопительных счетов для детей, определив порядок их открытия и функционирования, адекватный нынешней социально-экономической ситуации (предусмотрев как минимум, в частности, что на такие вклады начисляются проценты, обеспечивающие индексацию накопленных средств в объеме увеличения стоимости строительства жилья).

Известно, что по уровню доходов и материальных ресурсов для удовлетворения насущных потребностей в наихудшем положении находятся многодетные, особенно многодетные неполные семьи. Неполными в соответствии с законодательством считаются семьи, в которых дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. К неполным относятся семьи: женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке; вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети; родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей; родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим; одиноких граждан, усыновивших детей.

Поэтому установление для таких семей новых дополнительных льгот (что в принципе предусмотрено ст.63 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) явилось бы еще одним важным шагом на пути реализации комплекса мер по оказанию всесторонней помощи и социальной защите семьи.

В конечном счете, как дальнейшее совершенствование нормативных правовых документов в этой области, так и реализация мероприятий республиканской программы позволит значительно расширить возможности молодых граждан и молодых семей в улучшении жилищных условий и обеспечить реализацию гарантированных государством жилищных прав, что несомненно будет способствовать и улучшению в целом демографической ситуации в стране.

Виктор САВИЦКИЙ

24.04.2006

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 8, за месяц 106

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 16/2006