Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Форматы торговых центров с учетом спроса и госпрограммы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Форматы торговых центров с учетом спроса и госпрограммы

До 2010 года в Беларуси будет открыто 16 гипермаркетов и 665 иных объектов торговли и общественного питания. Эти планы были озвучены 11 мая на заседании Президиума Совета Министров, где обсуждался проект программы развития внутренней торговли Беларуси на 2006-2010 годы. Планируется, что торговля будет развиваться за счет внедрения информационных технологий, автоматизации процессов складирования, транспортировки и т.д. При этом, как считает глава правительства, заработную плату на предприятиях торговли необходимо поставить в зависимость от того, как они торгуют. В этой связи, как считают эксперты, потенциальным заказчикам при разработке концепции крупных торговых центров следует учитывать возможность трансформации объектов, их способность более гибко реагировать на ожидаемые изменения в сфере торговли.

За последний год в Минске заметно активизировался спрос со стороны отечественных и российских фирм на покупку магазинов площадью более 70 кв.метров в строящихся торговых центрах. Это, по мнению специалистов, говорит о вступлении рынка торговой недвижимости в новую фазу своего развития, что несомненно должны учитывать потенциальные заказчики, приступая к реализации проектов по строительству крупных торговых комплексов.

Занимающиеся торговлей субъекты хозяйствования всегда интересовались возможностью приобрести торговое помещение в собственность. В последние же полгода рост спроса стал более ощутим, а интересы покупателей сместились в пользу более габаритных объектов. Сегодня отечественные игроки на рынке торговли хотят покупать магазины площадью от 70 до 300 кв.метров. А российские фирмы, кроме указанных объектов, готовы покупать даже торговые центры целиком до 2 тыс.кв.метров. Тем самым оправдываются прогнозы специалистов Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) АН «Твоя столица» как относительно изменений структуры спроса, так и последующей активизации «сетевиков». Кстати, увеличение присутствия «сетевиков» в торговле, причем не только в Минске, но в целом в Беларуси, прогнозировали в прошлом году и в Минторге: доля «сетей» в розничном товарообороте будет постепенно приближаться к 30 процентам как в развитых странах, а доля представителей малого бизнеса (индивидуальные предприниматели и мелкие фирмы) уменьшиться до 15-20 процентов.

Примечательно, что в связи с увеличением спроса пошли вверх и цены на строящиеся объекты. Сегодня, например, магазины площадью от 30 кв.метров в строящихся многофункциональных торговых центрах предлагаются и приобретаются уже от 1.600 долл./кв. м без отделки. И в дальнейшем этот показатель будет увеличиваться.

Причем, некоторые профучастники рынка недвижимости отмечают, что интерес тех же россиян не ограничивается только торговой недвижимостью. Сегодня ими приобретается все, что в последующем можно продавать либо сдавать в аренду. Те же профучастники утверждают, что это не спроста. По их мнению, активность россиян дает основания полагать, что уже в ближайшем будущем на минском рынке нежилой недвижимости следует ожидать ажиотажного роста цен. Другие же риэлтеры строят более скромные прогнозы – в среднем рост цен на вторичном рынке будет постепенным и в пределах 15 процентов в год. При этом не исключается, что некоторые торговые объекты могут вырасти в цене и на 40-50 процентов в зависимости от местоположения и степени раскрученности объекта.

Специалисты также отмечают, что изменения в структуре спроса на торговые площади подталкивают заказчиков изменять форматы строящихся торговых объектов. Появившиеся вслед за рынками и торгово-выствочными центрами «мелкой нарезки» специализированные гипермаркеты уже начинают уступать место многофункциональным комплексам. И это не случайно.

Дело в том, что в Беларуси в силу объективных причин гипермаркеты не могут функционировать по тем же принципам, как в западной Европе и России – выигрывать за счет больших объемов продаж товаров по более низким ценам. Поэтому заказчики, заявившие о своем намерении строить такие объекты и вовремя сориентировавшиеся, стремятся насыщать их сопутствующими услугами, элементами дополнительного сервиса, которые притягивали бы поток покупателей и позволяли бы конкурировать с сетью менее крупных торговых объектов и уже действующих ТЦ, отмечают специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости.

Отдельным направлением, и такие примеры уже реализуются в Минске, становится строительство торгово-развлекательных комплексов, которые одновременно могут работать как гипермаркеты и как объекты культурного назначения. Один из примеров – торгово-развлекательный центр «Глобо». Кстати, высокий спрос на этот объект со стороны покупателей говорит о том, что авторы концепции, в том числе и специалисты ИЦКН, сумели предугадать новые веяния на рынке.

Примерами торговых комплексов нового формата, в которых торговля представлена полноценными магазинами и сочетается с объектами развлекательного назначения, могут служить также офисно-торговые центры «Александров Пассаж» и «Европа». К тому же в первом, кроме нарезки площадей на магазины, предусмотрено их зонирование по товарным группам. Во второй очереди «Европы» в соседстве с торговлей разместятся не только объекты развлекательного профиля (дискобар, кегельбан и т.д.), но и физкультурно-оздоровительный комплекс.

Кроме перечисленных объектов продажа магазинов предусмотрена еще в двух-трех строящихся торговых комплексах, что явно недостаточно, чтобы удовлетворить все возрастающий спрос на покупку. В остальных торговых комплексам – из них сегодня крупных около 10 – площади предлагаются в аренду, а не в собственность.

Говоря о новых тенденциях на первичном рынке торговых объектов, нельзя не сказать о том, что и у властей изменились планы относительно гипермаркетов. Примерно год назад власти планировали построить в ближайшие 5-6 лет около 30 таких объектов: 11 - в Минске, 7 - в Могилеве, 4 – в Витебске , по 3 - в Гродно и Бресте и 2 - в Гомеле. Сегодня речь идет пока только о 16 гипермаркетах и о 665 объектах торговли и общественного питания, которые откроются до 2010. Эти планы озвучил министр торговли Александр Иванков 11 мая на заседании Президиума Совета Министров, где обсуждался проект программы развития внутренней торговли Беларуси на 2006-2010 годы. В этом проекте большое место отводится оптовой торговле: она будет развиваться за счет ускорения внедрения информационных технологий, автоматизации процессов складирования, транспортировки. В целом же внутренняя торговля Беларуси должна обеспечивать растущие потребности населения, считает премьер-министр РБ Сергей Сидорский. По расчетам, через пять лет объем денежных доходов населения Беларуси возрастет до 58 трлн. руб., а товарооборот достигнет 41,2 трлн. руб. "Мы должны связать эту денежную массу и создать такие условия торговли, чтобы люди захотели купить товар, тогда деньги останутся в нашей стране, - подчеркнул премьер-министр. - Сейчас не стоит задача произвести и поставить в торговлю большое количество товара. Необходимы ассортимент, постоянное обновление товаров, его доступность, возможность выбора для потребителя". Кроме того, отметил глава правительства, торговые предприятия должны уметь продать товар, привлечь покупателя, поэтому их заработную плату необходимо поставить в зависимость от того, как они торгуют.

В этой связи, потенциальным заказчикам при разработке концепции торговых центров следует учитывать возможность трансформации объектов, их способность гибко реагировать на ожидаемые изменения в сфере торговли. Понятно, что возврата к принципу «мелкой нарезки» уже не будет. А вот что касается разбивки торговых центров на магазины по 100-150 кв. метров, причем с расчетом на их укрупнение, то этого вполне следует ожидать. Минск – столица государства и имеет все предпосылки к развитию. Поэтому в последующем он будет привлекать внимание крупных международных операторов, которые само собой не захотят размещаться на площадях, по своим габаритам и качественным характеристикам не отвечающих современных требованиям торговли.

Марина СИРОТКО

22.05.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 21

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 20/2006