Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье в системе социальных стандартов

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Жилье в системе социальных стандартов

Реализация системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1999 года № 322-3 «О государственных минимальных социальных стандартах», определившим правовые основы установления, формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан, и постановлением Совета Министров от 30 мая 2003 года № 724.

Государственные минимальные социальные стандарты установлены в целях обеспечения механизма реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий, а также повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества. Они представляют собой минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

Указанные стандарты применяются для решения следующих задач: удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах; нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды; обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан; оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

В систему государственных минимальных социальных стандартов наряду со стандартами в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки и социального обслуживания включены и стандарты по жилищно-коммунальному обслуживанию.

Так, к государственным минимальным социальным стандартам при обеспечении конституционного права граждан на жилище можно отнести нормируемые размеры общей площади жилого помещения. Законодательно эти нормы закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года №565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (вступил в силу с 8 апреля 2006 года), Жилищном кодексе Республики Беларусь, некоторые из них установлены соответствующими подзаконными нормативными актами.

Введенный в 1999 году новый институт найма жилых помещений социального пользования (квартиры государственного жилищного фонда с типовыми потребительскими качествами) потребовал введения нового порядка предоставления и пользования таким жильем, которое должно предоставляться малообеспеченным нетрудоспособным гражданам (ст. 12 ЖК) по норме в пределах 15-20 кв. метров общей площади на одного человека (ст. 81).

Названным Указом Главы государства наряду с конкретизацией категорий граждан, которым могут предоставляться такие жилые помещения, уточнен и порядок их предоставления (п.65). Если в течение 5 лет до получения жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда жилищные условия гражданина ухудшились путем вселения супруги (супруга), несовершеннолетних, совершеннолетних нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей, не имеющих в собственности жилых помещений в данном населенном пункте, жилое помещение социального пользования предоставляется в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Если в течение 5 лет до получения жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда гражданин, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения или совершил действия, приведшие к ухудшению жилищных условий путем разрушения, порчи, обмена, раздела, изменения порядка пользования жилым помещением или вселения в жилое помещение лиц, не указанных в части первой настоящего пункта, ему предоставляется жилое помещение в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи за вычетом размера жилого помещения, находившегося у него до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Если в результате вычета размера жилого помещения, находившегося у гражданина до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, жилое помещение социального пользования государственного жилищного фонда исходя из его размера не может быть предоставлено на весь состав семьи, то оно предоставляется гражданину, имеющему право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Весьма важной мерой, направленной на обеспечение реализации принципов социальной справедливости, является сохранение в жилищном законодательстве института учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Наряду с существенным уточнением и расширением оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий Указом введены и особенности применения так называемой «учетной» нормы (обеспеченность общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека).

По общему правилу на квартирный учет принимаются граждане, обеспеченность которых общей площадью жилого помещения, где они проживают (независимо от того, являются они нанимателями жилых помещений в государственном фонде или собственниками в частном), на одного члена семьи составляет менее 15 кв. метров. При этом, в соответствии с подпунктом 3.1.2 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565) обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений‚ находящихся в данном населенном пункте в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в их пользовании или в собственности, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

Всем гражданам, проживающим в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке, и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставлена возможность стать на квартирный учет независимо от уровня обеспеченности жильем. Не нормируется также уровень обеспеченности общей площадью жилья при постановке на квартирный учет и для ряда других категорий граждан (проживающих в общежитиях и служебных жилых помещениях, по договору поднайма жилья в домах государственного жилищного фонда или по договору найма в домах частного жилищного фонда, в жилых помещениях, признанных не соответствующим установленным санитарным и техническим требованиям, впервые вступивших в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет отдельной квартиры и др.).

Законодательно нормируется и общая площадь жилых помещений, строящихся (реконструируемых) или приобретаемых гражданами в частную собственность с использованием льготных кредитов и одноразовых безвозмездных субсидий. Статьей 13 ЖК предусмотрено, что размеры субсидий и льготных кредитов определяются исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (п.п. 1.6) нормируемые размеры общей площади строящегося жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются (из расчета на одного члена семьи):

для граждан, строящих жилые помещения в городах и поселках городского типа, а также в многоквартирных жилых домах в сельских населенных пунктах, - 20 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры - 36 кв. метров);

для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих в них одноквартирные жилые дома, а также блокированные жилые дома, - 30 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра).

Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормируемые размеры общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь жилого помещения по перечисленным основаниям.

При предоставлении гражданам одноразовых безвозмездных субсидий базовая доля субсидии начисляется исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, равной 20 кв. метрам на одного человека (при строительстве однокомнатной квартиры для одного человека - 36 кв. метров).

Утверждая систему государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики правительство поручило республиканским органам государственного управления изучить вопрос о целесообразности изменения норм законов, определяющих правовые основы формирования и применения государственных социальных стандартов, и при необходимости внести в установленном порядке предложения по подготовке соответствующих законопроектов.

В рамках изучения данного вопроса было бы целесообразно рассмотреть и ряд проблем, возникших на практике и связанных с реализацией прав граждан на жилище.

Так, многие нормы утвержденных ранее Примерного устава жилищно-строительного кооператива, Положения о молодежном жилищном комплексе, Положения о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков и др. не только не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, но даже противоречат актам действующего жилищного законодательства.

Например, согласно ст. 111 Жилищного кодекса Республики Беларусь члену организации граждан-застройщиков (к которым относятся ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ) предоставляется жилое помещение в соответствии с суммой его паевого взноса и иных взносов, а также нормой общей площади жилого помещения, предусмотренной уставом организации граждан-застройщиков. Примерным же уставом жилищно-строительного кооператива (утвержден постановлением Совета министров БССР от 15.11.1984 г. № 400) предусмотрено, что квартира члену кооператива предоставляется в размере от 8 до 15 кв. метров жилой площади на одного человека.

Как видим, данные нормы не согласуются даже с нормативами площади жилых помещений, используемыми при расчете размеров льготного кредита и субсидии, предоставляемыми при строительстве квартиры в ЖСК.

Необходимо отметить, что в действующем Жилищном кодексе регулированию вопросов, связанных с организацией и осуществлением деятельности организаций граждан-застройщиков уделено значительное место (ст.ст. 107-115). Согласно ст. 128 ЖК предусмотрена даже разработка специального закона об организациях граждан-застройщиков. Однако, учитывая то, что было принято решение о разработке новой редакции ЖК указанный закон не разрабатывался, не пересматривался по этой причине и Примерный устав ЖСК.

Учитывая важность развития в перспективе таких форм строительства жилья (имеются в виду организации граждан-застройщиков), представляется бесспорным, что в новых экономических условиях, когда жилье в значительных объемах строится за счет средств граждан (пусть даже и с использованием льготных кредитов и субсидий) и сразу после заселения оформляется в их собственность, должен быть иной подход и к установлению нормативов общей площади строящегося жилья. Причем совершенно необязательно, чтобы нормы общей площади, используемые при определении размеров субсидии или льготного кредита, полагающихся данной семье, осуществляющей строительство жилого помещения, применялись и при определении максимального размера строящегося жилого помещения. Этот размер может зависеть от ряда конкретных факторов: состава и возраста членов семьи, их финансового и материального положения, состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В то же время общий размер строящегося жилого помещения должен быть все-таки ограничен максимально допустимой нормой общей площади на одного члена семьи исходя из необходимости соблюдения принципов социальной справедливости и с учетом того, что такое жилье строится с государственной поддержкой.

Данный тип жилья в принципе можно было бы отнести к одной из разновидностей «социального жилья», хотя оно и не заселяется на условиях договора найма, а строится за счет собственных средств граждан и средств господдержки. Ведь граждане, проживающие в таком жилье (построенном, например, с использованием льготного кредита), ограничены в свободе распоряжения им на определенный период (до погашения льготного кредита и в течение трех лет после этого). Ограничены должны быть и максимальные площади таких жилых помещений.

На практике отмечалась неурегулированность вопроса государственной поддержки в виде льготных кредитов и безвозмездных субсидий при строительстве жилого помещения, общая площадь которого менее нормируемого размера (20 кв.м на одного члена семьи, в сельских населенных пунктах – 30 кв.м), при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такая необходимость возникает при подходе очереди на получение господдержки у граждан, финансовые возможности которых ограничены (среди них немало проживающих в общежитиях и на частных квартирах).

По мнению Минюста, жилищное законодательство не содержит буквальной нормы, устанавливающей взаимосвязь между предоставлением гражданам льготного кредита на строительство жилого помещения и обязательным улучшением жилищных условий в рамках ст.43 ЖК. Не содержится в законодательстве и прямого запрета на строительство жилых помещений с использование льготного кредита по нормативу общей площади менее 20 кв.метров на одного человека. Отсутствует также и правовая норма об одноразовости предоставления гражданам льготных кредитов на строительство жилья.

Для решения данного вопроса постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2006 года № 343 (которым утвержден план мероприятий по обеспечению поэтапного решения социально-значимых проблем населения)предусмотрено поручение Минстройархитектуры, Минфину, Минэкономики, АСБ «Беларусбанк» с участием облисполкомов и Минского горисполкома подготовить в мае 2006 года проект Указа Президента Республики Беларусь и соответствующего постановления правительства о внесении изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих возможность предоставления гражданам права на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения с использованием государственной поддержки общей площадью менее установленного норматива (15 кв. метров на человека) при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим правом постановки данной семьи на такой учет только в случае изменения ее численного состава по отношению к тому, с каким она улучшала жилищные условия с использованием государственной поддержки (льготного кредита и (или) субсидии).

Что же касается строительства частного жилья в Республике Беларусь, осуществляемого только за счет собственных средств граждан без господдержки (имеется в виду прямая господдержка - субсидии и льготные кредиты и косвенная - льготы по налогообложению и др.), то здесь размер строящихся жилых помещений и другие параметры не должны ограничиваться как при строительстве социального жилья.

Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Республики Беларусь «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются...». Вместе с тем размер таких жилых помещений в многоквартирных жилых домах все же должен быть, как говорится, в разумных пределах, а архитектурно-планировочные и конструктивные решения должны соответствовать требованиям строительных норм и правил (которые, в частности, не предусматривают размещение в жилых квартирах бассейнов, саун и других «атрибутов нового образа жизни»).

И, что самое важное, должны строго соблюдаться требования ст. 272 Гражданского кодекса и ст. 8 Жилищного кодекса о том, что жилые помещения предназначаются для проживания граждан. Использование не по назначению пригодных для проживания жилых помещений не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций и их подразделений допускается только после перевода этих помещений в нежилые в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Есть, конечно же, много и других особенностей в жилищной сфере, не рассмотренных в данной публикации, но требующих регулирования через нормативы и стандарты (проживание в сельской местности, в шахтерских поселениях, в загрязненных радионуклидами районах и многое другое). В целом система социальных стандартов по обслуживанию населения в жилищной сфере может быть развита и дополнена как при принятии новой редакции Жилищного кодекса, так и при разработке иных подзаконных нормативных правовых актов.

Виктор САВИЦКИЙ

22.05.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 29

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 20/2006