Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Отечественные покупатели ушли в отпуска?

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Отечественные покупатели ушли в отпуска?

Нынешнее лето не стало каким-то особенным для минского рынка нежилой недвижимости. По уже установившейся традиции потенциальные покупатели, преимущественно из числа отечественных фирм, решили отложить до осени поиск и приобретение подходящего объекта. А зря, считают специалисты, потому что выбирать недвижимость лучше всего тогда, когда есть из чего.

С начала текущего года ситуация со спросом на рынке коммерческой недвижимости в Минске успела измениться три раза. Первые три месяца покупатели вели себя весьма неактивно. В апреле они оживились, но это длилось не долго. Примерно с середины мая спрос начал постепенно снижаться и в июне опустился до уровня, который был в начале года. Что касается предложения, то здесь более-менее все стабильно. Пусть и не так быстро, как хотелось бы, но все же список предлагаемых на продажу объектов пополнялся все шесть месяцев с начала года.

Как результат, сегодня по некоторым типам объектов предложение несколько превышает спрос, и у покупателей появилась возможность некоторого выбора. К тому же и цены в первой половине года практически не подросли, а остались на уровне февраля-марта.

По мнению минских риэлтеров, сложившееся соотношение спроса и предложения делает покупку объекта сегодня более выгодной по сравнению с тем, что будет осенью. Но практика предыдущих лет показывает, что отечественные покупатели почему-то «замирают» в летний период, а в сентябре все вдруг резко начинают покупать, отмечают в агентстве «Твоя столица». Понятно, что ввиду небольшого количества объектов, предложение не может удовлетворить всех желающих. Число претендентов на один и тот же объект увеличивается. А продавцы только этого и ждут и спокойно поднимают цены на свою собственность. Например, в прошлом году только за сентябрь и половину октября коммерческая недвижимость подорожала на 10-25 процентов.

Тот же сценарий ожидается и в нынешнем году. Правда до роста на 25 процентов скорее всего не дойдет. Но процентов на 8-10 объекты явно подорожают. Таков прогноз специалистов. И с ним трудно не согласиться: при недостаточно большом предложении увеличение спроса неизбежно ведет к росту цен. Таким образом, можно сделать вывод, что сезонные колебания активности покупателей отчасти провоцируют скачки цен на коммерческую недвижимость.

Риэлтеры также заметили, что активность иностранных покупателей в отличие от отечественных не подвержена сезонным колебаниям: если они приходят на минский рынок, то работают ритмично.

Что касается общей картины, то наиболее востребованными и в то же время дефицитными позициями на рынке являются сегодня магазины, объекты общепита (кафе, рестораны). В продаже их почти нет. Поэтому потенциальные покупатели реализуют свои намерения, как правило, через строительство либо реконструкцию.

Но втором месте по немногочисленности предложения и популярности со стороны покупателей находятся производственные и складские объекты. Они тоже редко попадают в продажу. Но в отличие от магазинов и объектов общепита, которые хотя бы строятся, рынок производственных и складских помещений практически не обновляется. Он представлен объектами либо уже давно отслужившими свой положенный срок, либо незавершенкой, которую в большинстве случаев легче снести и построить вместо нее новое здание. Исключение представляют несколько производственных комплексов, которые были построены лет 8-10 назад и теперь выставляются на продажу либо целиком, либо по частям. Но поскольку цены на них выше рыночных, то потенциальные покупатели не спешат их приобретать. Хотя практика показывает, что рано или поздно на любую недвижимость находится свой потребитель.

К дефицитным позициям относятся также объекты, пригодные для размещения развлекательных заведений – клубов по интересам, казино и т.д. Интерес к такой недвижимости проявляют иностранные, преимущественно российские фирмы.

Что касается офисных помещений, то с их поиском проблем меньше всего. Предложение постоянно обновляется за счет поступления в продажу офисов, расположенных в недавно построенных бизнес-центрах. Но даже если нет возможности купить готовый объект, то можно приобрести приемлемый вариант путем заключения договора долевого строительства. Правда выбор не большой, но все же при желании найти подходящий вариант реально, считают риэлтеры.

В структуре предложения торговых объектов на рынке долевого строительства предлагаются магазины в строящихся многоквартирных домах и в торговых центрах. Правда, если первая категория объектов имеет тенденцию к увеличению предложения в связи с началом строительства в будущем году новых жилых микрорайонов, то численность крупных торговых комплексов, возводимых на продажу, вряд будет увеличиваться, полагают специалисты. Потому что большинство таких центров строится для сдачи в аренду, и эта особенность вряд ли претерпит какие-то изменения в будущем, что подтверждается и общепринятой мировой практикой.

Марина СИРОТКО.

10.07.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 12

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 27/2006