Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Торгово-развлекательный центр- симбиоз торговли и развлечений

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Торгово-развлекательный центр- симбиоз торговли и развлечений

В Минске в ближайшие пять могут быть открыты около десятка крупных торгово-развлекательных центров. Одни из них уже строятся, другие пока только проектируются. И это не дань моде. Размещение развлекательных объектов в составе крупного торгового центра способно привлекать около 40% покупателей и тем самым повышает конкурентоспособность ТРЦ перед другими торговыми объектами.

В Беларуси к 2010 году откроется 33 гипер- и супермаркета. Об этом, в частности сообщил первый заместитель министра торговли Михаил Свентицкий 27 июля на пресс-конференции. Выступающий напомнил, что в прошлые годы в республике уже открылся ряд гипер- и супермаркетов с торговой площадью от 1,7 тыс. до 6 тыс.кв.м: "Гиппо", "Максимус", "Bigzz", "На недельку" - в Минске; "Веста" - в Витебске; "Асстор-Вест" - в Бресте и другие. В 2006 году в Минске на площади Независимости введена первая очередь подземного общественно-торгового центра "Столица", гипермаркет "Простор", в ближайшее время откроется гипермаркет "Корона".

Первый замминистра полагает, что развитие этой формы торговли потребует серьезных изменений в работе магазинов "шаговой доступности". "В том формате, в котором они работают сегодня, они работать дальше не смогут. Им придется менять свою ассортиментную политику и подходы к организации торгового процесса", - убежден Михаил Свентицкий. Одним из путей развития таких магазинов могло бы стать их объединение в корпоративные торговые сети. "Сам по себе один небольшой магазин в рыночной стихии существовать не сможет, объединение же их в сети даст гарантию выживания", - считает первый зам. Министра торговли.

В то же время, говоря о стремлении к расширению форматов торговли, нельзя не отметить, что в Беларуси в силу объективных причин гипермаркеты пока не могут функционировать по тем же принципам, как в западной Европе и России – выигрывать за счет больших объемов продаж товаров по более низким ценам. Поэтому многие фирмы-заказчики, заявившие о своем намерении строить такие объекты и вовремя сориентировавшиеся, стремятся насыщать их сопутствующими услугами, элементами дополнительного сервиса, которые бы притягивали поток покупателей и позволяли бы конкурировать с сетью менее крупных торговых объектов и уже действующих ТЦ.

Отдельным направлением, и такие примеры уже реализуются в Минске, становится строительство торгово-развлекательных комплексов, которые одновременно могут работать как гипермаркеты, и как досуговые объекты.

В их числе следует назвать ТРЦ Expobel (МКАД-Логойский тракт), в котором предусмотрены мультиплекс (5 кинозалов), автокинотеатр, детский развлекательный комплекс, парк аттракционов, боулинг, фуд-корт. По планам он должен вступить в строй уже в текущем году.

В следующем году запланирован ввод ТРЦ «Глобо» (пр.Дзержинского – ул. Уманская). В его развлекательной части разместятся боулинг, бильярдные залы, несколько кафе. Торговая часть в нем представлена гипермаркетом, расположенном на первом этаже и торговым центром промышленной группы товаров - на 2-м. Среди прочих аналогичных объектов его выгодно отличает возможность для инвесторов приобрести в собственность отдельные магазины.

Одновременно с вводом ТРЦ «Глобо» в Минске появится еще один аналогичный объект - вторая очередь торгово-развлекательного центра «Европа» (ул. Сураганова). Причем в нем, в соседстве с торговлей разместятся не только объекты развлекательного профиля (боулинг, дискобар, кегельбан, многочисленные кафе, детский комплекс «Динопарк»), но и физкультурно-оздоровительный комплекс. В перспективе список столичных торгово-развлекательных центров пополнит бизнес-центр «Немига Сити- 2», во- второй очереди будут сосредоточены объекты торговли, общепита и развлечений. Сюда же следует отнести торгово-развлекательный центр, который должен разместиться на месте Троллейбусного депо №1 (пр. Машерова - бывшая ул. Варвашени).

Отдельно следует сказать о торгово-развлекательном центре «Гулливер», который сейчас проектируется и который разместится в районе станции метро «Пушкинская». Судя по проекту, он будет самым среди столичных аналогов.

Согласно концепции объекта, потребитель, прибывший в центр с целью приобретения, к примеру, товаров для дома, сможет попутно получить весь необходимый комплекс бытовых услуг, купить продукты, перекусить в пунктах быстрого питания и при этом отдохнуть от постоянной необходимости следить за ребёнком, которого можно будет определить в детский игровой центр на время совершения покупок. Здесь же разместятся центры красоты и фитнеса, кинозалы залы и игровые залы для взрослых.

Список торгово-развлекательных центров, которые сегодня строятся или только проектируются, можно было бы дополнить, включив в него объекты, планируемые к вводу в других городах Беларуси. И это не дань моде. Мировая практика показывает, что размещение развлечений на территории торгового комплекса способно привлекать до 40% посетителей. Не случайно во многих странах ТРЦ давно заняли прочные позиции на рынке индустрии развлечений. По данным Британского Совета Торговых Центров, более 38% крупных торговых комплексов в Европе имеют досугово- развлекательную часть. Например, в Испании, в пригороде Мадрида, построен крупнейший в Европе ТРЦ Madrid Xanadu с крытым горнолыжным склоном. В Лондоне, если верить сообщениям в Интернете, один из торгово-развлекательных центров площадью 150 тыс. кв. м ежегодно посещают 36 млн. человек. Во Франции открытие крупных комплексов приняло такой размах, что власти приняли специальный закон, ограничивающий их строительство. А вот в Германии такой формат торговли не получил широкое распространение, потому что там очень хорошо развита сеть развлекательных объектов. Поэтому торговые центры в этой стране ориентируются исключительно на торговлю, бытовые услуги и общественное питание.

В России строительство торгово-развлекательных центров переживает настоящий бум, как считают аналитики. В Москве уже действуют более полутора десятков ТРЦ, и в ближайшие лет пять их количество может увеличиться вдвое. Причем каждый центр имеет свою специфику. Например, ТРЦ «Мега» (Москва) разместил на своей территории каток, который функционирует круглый год. Для многих потенциальных покупателей – это уже повод для посещения центра. По ТРЦ «Крокус Сити Молл» можно проехаться на электромобиле. Другие центры привлекают внимание посетителей размещением боулингов, кинотеатров и т.д.

Однако при всем разнообразии способов привлечения покупателей развлекательными объектами нужно учитывать и некоторые отрицательные моменты, чтобы избежать ошибок. Как утверждают российские аналитики, с точки зрения получения прибыли от сдачи в аренду площадей, развлекательный сектор больших доходов не приносит. Ставки аренды здесь ниже, чем площадей сдающихся под торговлю, потому что объекты развлечений требуют больших площадей.

Кроме того, каждое предприятие в составе развлекательной части – это своя технология, своя архитектуры, своя логистика, свои потоки посетителей. Например, есть определенные виды развлечений, которые специалисты не советуют размещать в торговых центрах. Это казино. С одной стороны они приносят большую прибыль владельцам, и для них можно повышать арендную плату. Однако графики работы таких объектов и самого торгового центра не совпадают. Поэтому данный вид развлечений не может являться объектом привлечения потенциальных покупателей самого торгового центра. Считается более приемлемым в торгово-развлекательных центрах размещать мультиплексы (многозальные кинотеатры), боулинги, бильярд, игровые автоматы для детей, видеоигры, фитнес- центры и сопутствующие фуд- корты.

Нельзя забывать и о том, что развлекательные центры имеют более длительные сроки окупаемости, чем собственно торговля. Причем здесь выше затраты не только по их созданию, оснащению оборудованием и прочими необходимым элементами, но и связанные непосредственно с эксплуатацией. В некоторых случаях требуется большее количество электроэнергии, воды, затрат на обслуживание того же оборудования и т.д.

В то же время именно развлекательные объекты являются мощными якорями, привлекающими посетителей ТЦ.

Безусловно, пытаясь привлечь посетителей ТРЦ развлекательными объектами нельзя забывать и самой торговле. А привлечь можно не чем иным как ценами и качественными услугами. Если человек поймет, что в ТРЦ товары дешевле или хотя бы не дороже, чем, например, на рынке, выбор шире и качество не ниже, то само собой покупки он будет осуществлять более охотно в торгово-развлекательном центре.

Опять же при создании ТРЦ, при разработке его концепции нужно учитывать и социальные аспекты (интересы, платежеспособность целевой аудитории, уровень ее культуры потребления товаров и услуг), и наличие объектов-конкурентов, и многие другие факторы. Иными словами, нужно ответственно и серьезно подходить к любому проекту, потому что каждый объект уникален, считают специалисты.

Марина СИРОТКО

07.08.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 20

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 31/2006