Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье в программе социально-экономического развития на 2006 – 2010 годы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Жилье в программе социально-экономического развития на 2006 – 2010 годы

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» и утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 года № 384.

Как отмечается в Программе, главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Главными целями развития строительного комплекса на 2006-2010 годы являются наиболее полное обеспечение потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции, сокращение сроков и стоимости строительства, снижение материало- и энергоемкости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, а также уровня обеспечения внутреннего рынка республики строительными материалами (изделиями, конструкциями) отечественного производства, увеличения экспорта строительных материалов, конструкций и услуг.

Ставится задача обеспечить создание новых и расширение объемов внедрения уже разработанных ресурсосберегающих технологий, прогрессивных строительных материалов и конструкций, универсальных архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений, обеспечивающих повышение их теплозащитных и потребительских качеств.

Важнейшей целью государственной политики в жилищной сфере является создание условий для обеспечения граждан жильем, улучшение условий проживания и обеспечение доступности жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства при соблюдении социальных стандартов их качества.

Обеспечение населения жильем остается одним из главных приоритетов социально-экономического развития страны. В 2001-2005 годах обеспечена положительная динамика объемов ввода в эксплуатацию жилья. Обеспеченность общей площадью жилых помещений в среднем на одного жителя в 2005 году составила 23 кв.метра, что соответствует заданным параметрам, и на 1,4 кв.метра превышает уровень 2000 года. На начало 2005 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 525 тыс.семей, что на 43,8 тыс.семей меньше, чем на начало 2001 года (около 14 процентов общего количества семей). Проблемой остается снижение стоимости строительства 1 кв.метра жилья, которая, несмотря на принимаемые меры по ресурсо- и энергосбережению, значительно опережает темпы роста доходов населения.

Развитие жилищной сферы предусматривает создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять потребности настоящего и будущего поколений граждан с учетом действующих и перспективных норм расселения и соблюдения градостроительных регламентов.

Достижение этих целей обеспечивается развитием жилищного строительства – возведением жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления. Возросшие требования к комфортности жилья определяют необходимость повышения качества и улучшения планировки квартир, насыщенность их оборудованием и приборами, надежность тепло- и звукоизоляции, качество окружающей среды, относительно небольшие затраты на ремонт и содержание жилья.

Особое внимание уделяется обеспечению жилищного фонда надежными индивидуальными приборами учета и регулирования потребления коммунальных услуг. Эти же требования должны выполняться при ремонте и модернизации жилищного фонда, эффективное использование которого является одним из направлений улучшения жилищных условий граждан в 2006 – 2010 годах. В то же время предусматривается установление заданий по строительству жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

В сфере жилищного строительства предусматривается ежегодное наращивание объемов ввода в эксплуатацию жилья с доведением его уровня до 5,7 – 6,2 млн.кв.метров в 2010 году. Обеспеченность общей площадью на одного человека в 2010 году должна достигнуть 25,5 – 26 кв.метров против 23 кв.метров в 2005 году.

При этом первостепенное внимание будет уделяться решению жилищных проблем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (к 2010 году для них должно возводиться не менее 80 процентов от общего объема ввода жилых домов в эксплуатацию), особенно молодых и многодетных семей, малообеспеченных, нетрудоспособных и некоторых других категорий граждан.

Отношение стоимости одного квадратного метра жилья к среднемесячной заработной плате, составлявшее в 2005 году 1,43, к 2010 году должно уменьшиться и достичь 0,9 – 1, что будет свидетельствовать об обеспечении доступности жилья для населения.

Увеличение платежеспособного спроса на жилье должно достигаться на основе снижения его себестоимости, роста доходов населения, развития институтов долгосрочного жилищного кредитования, в том числе ипотечного, и создания условий для их функционирования и развития, сохранения действующих и развития новых форм поддержки и помощи малоимущим гражданам в обеспечении жильем. Будут создаваться благоприятные условия для внебюджетного финансирования жилищного строительства, прежде всего путем внедрения и развития системы строительных сбережений.

Программа предусматривает и основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства страны. В первую очередь это обеспечение нормативов социального стандарта при обеспечении жильем и коммунальными услугами. В этих целях требуется развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов (в том числе расширение оснащенности недостающими видами инженерного обустройства поселений в сельской местности), обеспечение их надежности и устойчивости функционирования при одновременном снижении затрат на производство и оказание услуг за счет модернизации производственных мощностей, внедрения энергоэффективных технологий, оптимизации структуры управления производством.

Намечается увеличение объемов финансирования и развертывание объемов работ по капитальному ремонту, реконструкции и тепловой модернизации жилищного фонда. Ежегодные объемы ввода жилья после капитального ремонта должны составлять не менее 700 тыс.кв.метров общей площади. При этом выполнение подрядных работ по ремонту конструктивных элементов жилых домов и капитальному ремонту жилищного фонда должно проводиться на конкурсной основе.

За счет реализации мероприятий по демонополизации обслуживания и ремонта жилищного фонда, развития конкуренции доля жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, должна значительно возрасти (в частности, путем создания специализированных компаний и товариществ собственников).

В текущем пятилетии одним из главных направлений дальнейшего развития жилищного хозяйства должно стать создание конкурентной среды в этой отрасли. Существующее сегодня совмещение жилищно-коммунальными организациями определенных функций управления жилищным фондом и хозяйственной деятельности по техническому обслуживанию этого фонда не способствует повышению эффективности управления жилищным фондом, его эксплуатации и ремонта. Поэтому ставится задача осуществить разделение функций и введение полноценных договорных отношений между собственниками жилищного фонда (или уполномоченной организацией), организациями жилищно-коммунального хозяйства и подрядными организациями.

В 2006-2010 годах предполагается осуществить переход на профессиональное управление коммунальным жилищным фондом на конкурсной основе. При этом собственник жилищного фонда будет обязан заключать с организацией жилищно-коммунального хозяйства либо организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, договор на управление жилищным фондом в форме возмездного оказания услуг. Для обеспечения равных условий организациям различных форм собственности при управлении коммунальным жилищным фондом потребуется изменение существующих правоотношений.

Реформа в жилищном хозяйстве должна обеспечить на первом этапе конкуренцию подрядных организаций при получении заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг, и на втором этапе – конкуренцию в сфере управления недвижимостью при получении заказа от собственника на управление жилищным фондом. Вместе с тем в определенных случаях должна оставаться возможность сохранения в отрасли государственных организаций жилищно-коммунального хозяйства. Например, если собственники жилых помещений изберут именно такую форму обслуживания недвижимого имущества или при невозможности в принципе создания конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в малых городах, городских поселках и сельской местности (это может быть присуще жилищному фонду в военных городках и на других закрытых территориях).

В 2006 –2010 годах намечается постепенное повышение уровня возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг без существенного повышения тарифов на их оплату. Предполагается поэтапно, по мере увеличения доходов населения довести к концу 2010 года уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 75-80 процентов, а по организациям системы Минжилкомхоза – до 62 процентов.

Реализация пятилетней программы в сфере жилищного строительства будет обеспечиваться принятием ежегодных совместных постановлений правительства и Национального банка о мерах по выполнению заданий по вводу в эксплуатацию жилья и действенной системой контроля за их безусловным выполнением. Это позволит закрепить устойчивые темпы роста объемов жилищного строительства и будет способствовать ускорению решения жилищной проблемы в стране.

Виктор САВИЦКИЙ

04.09.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 16

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 35/2006