Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Власти предлагают разобраться с квартирной очередью

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Власти предлагают разобраться с квартирной очередью

Минские власти обеспокоены высокими темпами роста квартирной очереди, которая только за январь-август 2006 года увеличилась на 13,3 процента. Столичные чиновники убеждены, что за счет исключительно жилищного строительства сократить количество очередников не удастся, поэтому надо искать иные способы решения этой проблемы. Какие – этого пока никто не знает, но из недавних заявлений можно сделать вывод, что местные власти намерены внимательно изучить условия приема предприятиями Минска на работу иногородних граждан.

Согласно официальной информации, в Минске число лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за последние 5 лет увеличилось в 1,5 раза. Если на 1 января 1999 года на таком учете состояло около 100 тыс.семей, то на 1 января 2006-го - 155,6 тыс. При этом только за первых 8 месяцев текущего года прирост числа нуждающихся в улучшении жилья по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 20 тыс.семей. В то время как ранее этот показатель не превышал 5-7 тыс.семей.

По состоянию на 1 сентября 2006 года на учете нуждающихся состояло 75,6 тыс.семей.

По планам в Минске в нынешнем году должно быть построено около 1 млн.кв.метров жилья, из которых 60 процентов - для очередников. В 2007-м и последующих годах объемы ввода жилья для состоящих на учете нуждающихся граждан планируется обеспечить на уровне 80 процентов от общего. То есть если предположить, что для очередников ежегодно будет строиться около 800 кв.метров жилья, то для обеспечения жильем только сегодняшних очередников понадобится около 13 лет.

Как полагают в Мингорисполкоме, резкому увеличению квартирной очереди в нынешнем году способствовал ряд факторов. Среди них - внедрение службы "одного окна", упростившее процедуру постановки на учет, улучшение демографической ситуации (рост рождаемости, браков), увеличение количества многодетных семей (в нынешнем году - на 1 тыс. семей). Эти факторы власти называют положительными. Отрицательным фактором чиновники считают приток в столицу иногородних граждан: с 1999 по 2005 год в столицу прибыло 87 тыс.жителей из других регионов республики. Ежегодно они покупают в Минске около 1,3 тыс.квартир.

Для решения возникшей проблемы предлагается решить ряд вопросов. В числе приоритетных – внесение на рассмотрение сессии Мингорсовета программы развития мощностей стройкомплекса столицы, так как мощности концерна "Минскстрой" не отвечают возрастающим темпам жилищного строительства. Кроме того, при формировании бюджета на 2007 год, как считают в комитете по строительству Мингорисполкома, необходимо предусмотреть увеличение в 1,5 раза капитальных вложений на освоение новых микрорайонов. А территорий, где можно строить жилье, в Минске еще много. Если их использовать эффективно, то, как считают в Мингорисполкоме, их хватит еще на 20 лет, даже с учетом увеличения объемов жилищного строительства.

Однако, по мнению заместителя председателя Мингорисполкома Геннадия Вырко, высказанном 25 сентября на заседании 21-й сессии столичного Совета депутатов, прилагаемые усилия по увеличению объемов строительства жилья не решат проблему сокращения очереди. Как сообщает БелТА, Геннадий Вырко «охарактеризовал темпы увеличения очереди как катастрофические и призвал депутатов горсовета внимательно изучить данную проблему. В частности, условия приема предприятиями Минска на работу иногородних».

По словам Г.Вырко, в настоящее время на каждого минчанина в среднем приходится по 18,9 кв.метра жилой площади при норме 15 кв.метров. В соответствии с Программой социально-экономического развития города Минска на 2006-2010 годы этот показатель планируется довести до 19,3 кв.метра, но сократить очередь нуждающихся не удастся, если не найти другой способ решения этой проблемы, отметил заместитель председателя Мингорисполкома. И с этим утверждением трудно не согласиться.

Но вот мнение о том, что «иногородний» фактор «отрицательно» влияет на квартирную очередь и что, возможно, для уменьшения очереди следует ограничить приток в Минск граждан из других городов Беларуси, представляется несколько спорным.

Как бы мы ни хотели, но, несмотря на некоторое увеличение рождаемости, отмеченное в нынешнем году, население Минска стареет. По-прежнему немало минчан, причем трудоспособного возраста, ежегодно уезжает из города. Не уменьшается смертность. И поэтому закрыть все возрастающие потребности Минска в рабочих кадрах можно только за счет иногородних. Ведь чем больше строится в Минске жилья и объектов иного назначения, что как раз и происходит в последние годы, тем активнее развивается рынок труда и соответственно растет потребность в кадрах. А рынок труда сам по себе уже предусматривает наличие жилья. Следовательно, расширение рынка труда при условии неувеличения численности работоспособного коренного населения требует привлечения рабочей силы извне, что, само собой, ведет к увеличению нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет иногородних.

К тому же, как показывает статистика, численность населения Минска увеличивается не так быстро, как может показаться на первый взгляд. И прирост – величина сильно изменчивая.

Так, если за первых 7 месяцев прошлого года население Минска увеличилось всего лишь на 100 человек (при этом прибыло 13,9 тыс.человек, а убыло 13,2 тыс.), то за оставшиеся 5 месяцев того же года прирост составил 14,8 тыс. Потому что по итогам года население увеличилось на 14,9 тыс.человек и составило на 1 января 2006 года 1780,7 тыс.человек. В начале нынешнего года этот показатель продолжал расти. На 1 февраля 2006 года в Минске постоянно проживало 1781 тыс.человек. При этом за первый месяц года в город прибыло 2,3 тыс.человек, выбыло 1,2 тыс. Из общего числа прописавшихся в Минске жителями Беларуси являлись 91,5 процента мигрантов, жителями России - 4,3 процента (в феврале эти показатели составили соответственно 91,8 и 4,3 процента). В феврале в город прибыло еще около 2,3 тыс.человек, а убыло 1,4 тыс., то есть на 200 человек больше, чем в январе. Итого, за первых два месяца текущего года количество минчан увеличилось на 1,8 тыс.человек и составило на 1 марта 1782,5 тыс.человек. Однако, за март-июль этот показатель уменьшился на 800: по данным Минского городского управления статистики на 1 августа в Минске проживало 1781,7 тыс.человек. То есть получается, что за первых 7 месяцев года население Минска выросло всего на 1 тысячу человек, тогда как очередь выросла на 20 тыс. семей.

Следует также отметить, что лишь некоторые вновь прибывшие в Минск граждане имеют право встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это обусловлено правилами получения минской прописки (читай «Прописка еще поживет») и правилами постановки на квартирный учет. То есть мнение о том, что миграционный прирост населения «отрицательно» влияет на квартирную очередь, представляется весьма спорным. Основной же приток очереди, вероятнее всего, обеспечивается за счет образования новых семей, разводов и рождения детей.

Но чтобы сделать более точный вывод о причинах роста очереди, следовало бы, наверное, проанализировать не только правила приема на работу иногородних граждан, но и основания, по которым в последнее время граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ведь как бы там ни было, и об этом говорят сами чиновники, но существующий институт прописки и правила постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий косвенно провоцируют стремление граждан изыскивать любые способы для получения и сохранения права состоять на этом учете. Например, сегодня любой молодой человек, вступивший в брак и не имеющий собственной квартиры, автоматически становится очередником. И не важно, какая квартира у его родителей (родителей его молодой супруги), в которой он прописан и живет – 30 или 80 кв.метров. Действующие правила не принимают в расчет и тот факт, что, например, та же 80-метровая квартира была в свое время предоставлена на всех членов семьи, а затем приватизирована с участием жилищных квот всех членов семьи. То же, если квартира построена с господдержкой, - на ее размер оказывало влияние наличие всех членов семьи претендента, в том числе и детей.

Так вот, действующие правила постановки на учет и предоставления права строить жилье с господдержкой на практике оборачиваются тем, что одна и та же семья в течение, например, лет десяти, способна, при определенном рвении и умении, неоднократно получить льготы от государства на строительство и приобретение жилья в собственность. Сначала льготу получают непосредственно родители, затем дети, вступившие в брак. И можно привести немало примеров, когда за 10 лет подобные семьи умудрялись стать обладательницами 3-х, а иногда и 4-х квартир, и все это по льготным ценам.

Вряд ли разумно винить людей в том, что они стремятся максимально использовать изъяны в действующем законодательстве и сложившейся системе перераспределения ценностей. В то же время, такая здоровая тяга к «метронакоплению» была бы намного меньше, если бы в том же Минске, наряду с фондом социального жилья, развивался и муниципальный фонд арендного жилья. Квартира, которую семья может снять в аренду, – это не собственность, ее нельзя продать, передать по наследству, сдать в субаренду и т.д. Она предоставляется на определенное время, обладает невысокими (скажем типовыми) потребительскими качествами и используется человеком для личных целей до того момента, пока он не «станет» на ноги и не переедет в более комфортную квартиру.

Почему у нас нет, например, муниципального фонда арендного жилья? Может быть потому, что за период советской власти все так сильно соскучились по частной собственности, что после ее введения в конце 80-х прошлого столетия напрочь забыли о том, что могут существовать и другие формы права на жилье, такие например, как право аренды. Безусловно, нельзя сказать об отсутствии в Беларуси и в Минске аренды жилья как таковой. Аренда есть, но она выпала из правового поля. В итоге на рынке аренды заправляют частники, которые разными способами, чаще всего не путем покупки за собственные деньги, ставшие собственниками излишков жилья. Они устанавливают цены, диктуют условия проживания, а многие еще и налоги не платят. В итоге человек (или семья), арендующий квартиру, кроме того, что платит за нее немалые деньги, живет в постоянном ожидании повышения арендной платы и того, что завтра хозяева укажут на дверь.

Парадокс получается. В таких высокоразвитых странах, как Швеция, Дания, Германия, где проживает куда более обеспеченное население по сравнению с Беларусью, в частной собственности граждан находится 40-60 процентов жилфонда, остальная часть – арендное жилье. В Беларуси же, где средняя заработная плата не достигла еще и 300 долл.США, около 85 процентов жилья находится в собственности граждан.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

09.10.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 11

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 40/2006