Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

ЖКХ на пути к новым стандартам

До 2009 года в каждом многоквартирном доме Беларуси должна быть образована своя служба управления товариществом собственников или управляющий. Такое решение содержится в Указе Президента РБ от 6 октября 2006 года №604 "О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства".

В частности, облисполкомам и Мингорисполкому предстоит до конца 2008 года назначить уполномоченных лиц по управлению общим недвижимым имуществом совместных домовладений в многоквартирных жилых домах. Это касается тех домов, в которых не созданы товарищества собственников и не определены способы управления совместным имуществом.

Кроме того, документом определяется механизм планирования деятельности и экономического стимулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства в целях повышения эффективности их работы. Имеющие задолженность, смогут получить льготы по налогам на недвижимость и другим обязательным платежам. Предусматривается поэтапная передача из коммунальной в республиканскую собственность тепловых сетей организаций, оказывающих услуги централизованного теплоснабжения, по которым тепло подается потребителям от источников энергоснабжающих организаций Министерства энергетики. Таким образом, затраты на обслуживание таких сетей лягут на энергетиков.

Указом устанавливается прямая зависимость между снижением затрат и материальным поощрением работников жилищно-коммунальной сферы. Сэкономленные средства будут направляться в первую очередь на развитие жилищно-коммунальных услуг. Предполагается, что новый экономический механизм позволит стимулировать организации ЖКХ к снижению затрат и повышению качества работы, создать условия для технического перевооружения отрасли и т.д.

Для дальнейшего стимулирования экономного потребления ресурсов населением планируется завершить установку индивидуальных приборов учета расхода воды, всего 3,7 млн. таких приборов, к 2010 году. Причем с 1 января 2007 года приобретение и установка этих приборов в существующих домах будет осуществляться организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению, с привлечением кредитов банков под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов. Погашаться эти кредиты будут за счет средств указанных организаций с последующим возмещением их гражданами в порядке, предусмотренном соответствующими договорами. В случае приобретения счетчиков воды самими гражданами, ими оплачивается только их установка.

Указ устанавливает, что гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, при условии выплаты ими основного долга по решению местных властей может производиться списание пени. Порядок списания установит правительство.

Следует отметить, что комментируемый указ принят в соответствии с утвержденной недавно Государственной программой развития системы жилищно-коммунального хозяйства Беларуси в 2006-2010 годах. На ее реализацию планируется направить около 6 млрд.долл.США.

В программе отмечается, что в настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве Беларуси существует немало проблем. Среди них высокий физический и моральный износ основных фондов, сложное финансовое положение организаций, относительно высокие затраты на производство и предоставление услуг, отсутствие конкуренции и экономических стимулов снижения издержек.

Сравнительно невысокий рост цен в долларовом эквиваленте на импортируемый из России природный газ, обменного курса доллара США в белорусских рублях, проводимые мероприятия по энергосбережению наиболее сильно сдерживали рост себестоимости в коммунальном хозяйстве, где доля затрат на топливо, электроэнергию и теплоэнергию наиболее высокая. При этом удельный вес стоимости топлива, электроэнергии и теплоэнергии в себестоимости услуг коммунального хозяйства сократился с 48,7 процента в 2000 году до 34,2 процента в 2005 году, жилищного хозяйства с 40,3 до 23,3 процента, по экономике в среднем с 15,6 до 11,3 процента. И все же, за период январь 2000 года - июнь 2005 года тарифы для населения на жилищно-коммунальные услуги, включая электро- и газоснабжение, увеличились в 50,7 раза при росте потребительских цен в 6,1 раза. Опережающими темпами росли тарифы на отопление, техническое обслуживание жилищного фонда, электроснабжение. В результате уровень возмещения платежами населения затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг, исключая электро- и газоснабжение, для стандартной двухкомнатной квартиры, который является индикативным в Беларуси, вырос с 12 процентов в 2000 году до 42,4 процента в 2005 году. Но несмотря на это, а также на использование различных источников возмещения затрат по предоставлению населению жилищно-коммунальных услуг, убытки организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства только в 2005 году составили 3 процента. Перечисленные негативные моменты, безусловно, не могут не отражаться на качестве и своевременности оказания услуг.

Программой развития ЖКХ в ближайшие 5 лет предусматривается развитие и совершенствование системы социальных стандартов в сфере ЖКХ. Так, в дополнение к уже имеющимся 13 нормативам могут добавиться еще несколько. Речь идет о стандартах по срокам проведения капитального ремонта и межремонтным срокам, по степени озеленения населенных пунктов. Кроме этого, как считают эксперты, целесообразно установить стандарты по качеству питьевой воды, очистке сточных вод, загрязнению окружающего воздуха и водоемов, размещению производств по характеру их воздействия на окружающую среду.

В планах - реформирование системы жилищного хозяйства. В частности, предполагается принципиально изменить функций ее участников и механизмы их взаимодействия. Следует отметить, что в настоящее время уже 82 процента жилищного фонда страны находится в частной собственности. Практически все многоквартирные жилые дома в Беларуси имеют статус совместных домовладений. Однако управление комплексом недвижимого имущества через создание товариществ собственников поддержки у населения пока не получило, хотя с правовой точки зрения препятствий для развития нет, считают в Минжилкомхозе. С 1998 года, когда начал действовать Закон "О совместном домовладении", в стране создано всего около 350 товариществ собственников, в основном, в домах-новостройках.

Опыт становления товариществ собственников показывает, что в силу ряда причин организация их деятельности является для граждан предприятием рискованным и дорогостоящим. В Беларуси практически отсутствует рыночная инфраструктура в сфере управления и обслуживания жилых домов. По техническому обслуживанию жилищного фонда на 1 января 2006 года функционировало всего 14 негосударственных организаций.

По оценкам разработчиков программы, создание мелких (на уровне одного дома) управленческих структур (товариществ собственников) неизбежно приводит к росту административно-управленческих расходов на их содержание, возникает потребность в формировании инфраструктуры для реализации функций управления. Остро стоят также проблемы с профессиональным управлением жилищным фондом. Поэтому демонополизация жилищной сферы в настоящее время в предлагаемом формате не только не разрешила, а, напротив, осложнила бы ситуацию и привела к дополнительным расходам на оплату жилищно-коммунальных услуг. И впредь будут приниматься меры по повышению привлекательности создания товариществ собственников и иных объединений собственников по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения.

Но основные усилия предлагается направлять на реорганизацию системы жилищно-эксплуатационных служб, предусматривающую разграничение функций собственника жилищного фонда, функций профессионального управления и обслуживания и формирование полноценных договорных отношений в системе.

Наряду с совершенствованием системы управления в сфере жилищного хозяйства предполагается расширять перечень оказываемых населению платных услуг и повышать их качество. Так, ежегодный объем реализации дополнительных платных услуг населению к 2010 году по сравнению с 2005 годом должен возрасти в 2,7 раза до 140 млн.долл.США, что соответствует примерно 14 долл.США на одно жителя страны (в 2005 году было 5,2 долл.США). Ожидается, что рост будет обеспечиваться за счет расширения риэлтерских услуг, развития услуг по установке, ремонту и обслуживанию индивидуальных приборов учета расхода воды и газа, расширения состава и объемов работ по текущему ремонту квартир, установке, ремонту и замене сантехнического оборудования.

Также планируется развивать инфраструктуру в сельских населенных пунктах, где жилищный фонд по благоустроенности значительно уступает городскому: водопроводом оборудовано всего 29,4 процента сельского жилья, канализацией - 24,9 процента, ванными или душем только 9,4 процента.

В перспективе предполагается перейти от частичного бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению, к оплате их в полном объеме. Переход предполагается осуществить в несколько этапов. Ожидается, что окупаемость затрат тарифами на жилищно-коммунальные услуги в 2010 году достигнет 62 процента без учета электроэнергии и газа. Данный показатель, как полагают разработчики программы, может быть достигнут путем плавного повышения тарифов в пределах 4-5 долл.США в год при условии, если темпы роста затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства не будут превышать темпов роста цен на продукцию производственно-технического назначения.

Справка. Жилищный фонд республики в начале 2006 года составлял 221,4 млн.кв.метров общей площади и по сравнению с 2000 годом увеличился на 5 процентов, при том что в среднем ежегодно строилось 2,8-3 млн.кв.метров жилья. Около 181 млн.кв.метров, или примерно 82 процента, жилфонда находится в частной собственности. В городах и поселках городского типа общая площадь жилищного фонда граждан составила 143,4 млн.кв.метров, в сельской местности - 78 млн.кв.метров. В коммунальной собственности по состоянию на начало текущего года находилось 34,4 млн.кв.метров жилых помещений, в республиканской собственности - 6 млн.кв.метров. В среднем по республике обеспеченность жильем в 2005 году составляла 20,3 кв.метра общей площади на городского и 28,4 кв.метра - на сельского жителя. На техническом обслуживании организаций системы Минжилкомхоза находилось 98,7 млн.кв.метров общей площади жилья, что на 13 процентов больше, чем в 2000 году. Увеличение данного показателя произошло за счет введения в эксплуатацию нового жилья, заключения договоров на техническое обслуживание с товариществами собственников, жилищно-строительными кооперативами и приемки жилья в коммунальную собственность от других министерств и организаций.

Марина СИРОТКО.

16.10.2006

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 7, за месяц 28

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 41/2006