Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Принцип «одного окна» - в действии

На заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь рассмотрен вопрос о выполнении требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 года № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями, по обращениям граждан за выдачей справок или других документов».

Работа государственных органов и иных государственных организаций по обеспечению выдачи гражданам справок и иных документов, подтверждающих факты, имеющие юридическое значение, на основе заявительного принципа «одно окно» осуществляется начиная с 1 января 2006 года (с момента введения данного принципа на законодательном уровне).

В этих целях проведен анализ и корректировка значительного массива нормативных правовых актов различного уровня. В соответствие с Указом Главы государства приведено 54 нормативных правовых акта. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 года № 1251 республиканским органам государственного управления делегированы полномочия Правительства на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих типовые формы выдаваемых гражданам справок.

В большинстве местных исполнительных и распорядительных органов, министерств и государственных комитетов налажена работа «горячих» и «прямых линий», осуществляется проведение «круглых столов», пресс-конференций, а также тесное взаимодействие с республиканскими и местными средствами массовой информации.

Министерствами, государственными комитетами и исполкомами регулярно проводятся проверки организаций, занимающихся оформлением и выдачей гражданам справок или других документов, системный анализ проблемных вопросов и рассмотрение результатов на заседаниях коллегий и исполкомов.

В результате в республике произошла перестройка деятельности государственных органов и организаций, отмечается тенденция к сокращению очередей за получением услуг, сроков их оказания, уменьшению жалоб граждан на качество и культуру обслуживания.

Для установления более удобного режима работы во всех государственных органах пересмотрен режим работы структурных подразделений и должностных лиц, осуществляющих прием граждан. Налаживаются различные формы сотрудничества между государственными органами, которые взаимосвязаны при выдаче гражданам справок и документов. Особое внимание уделяется налаживанию системы электронного обмена информацией между государственными органами и другими организациями.

В целях дальнейшей оптимизации работы по обращениям граждан для выдачи справок на основе заявительного принципа «одно окно», обеспечения своевременного и качественного выполнения работы по разработке и созданию общереспубликанской базы данных для обмена информацией между государственными органами, иными государственными организациями Министерством юстиции по согласованию с заинтересованными подготовлен проект постановления Совета Министров о некоторых мерах по обеспечению выполнения Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003 – 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 года № 1819).

Министерством юстиции, как координирующим органом по реализации на местах заявительного принципа «одно окно», изучена работа по организации рассмотрения обращений граждан в ряде регионов республики. Результаты изучения рассмотрены на заседании коллегии министерства и положительный опыт этой работы доведен до сведения облисполкомов и Минского горисполкома.

Так, проведенное изучение в Речицком районе Гомельской области подтвердило важность повышения уровня взаимодействия в этом деле между государственными органами и другими организациями. В этих целях Речицким райисполкомом принято решение о размещении служб, работающих по принципу «одно окно» в одном административном здании (филиал РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», землеустроительная и геодезическая службы, нотариальная контора, сектор архитектуры и строительства, отделение банка). В результате граждане смогут получать необходимые консультации, справки и документы, оплачивать платные услуги на месте, улучшится взаимодействие структур по обслуживанию населения и оперативность в работе.

На стендах, расположенных в доступных для граждан местах, имеется информация о работе государственных органов, о порядке подачи заявлений и выдаче справок, об ответственных за выдачу справок должностных лицах. По ряду административных процедур (принятие решения о признании жилого помещения не соответствующим установленным санитарным и техническим требованиям, оказание комплекса услуг, связанных с газификацией индивидуальных жилых домов и др.) ответственные должностные лица назначены распоряжением председателя райисполкома.

Для исключения необходимости поездок жителей престарелого возраста, инвалидов, многодетных матерей из сельской местности для подачи заявлений в райисполком сельсоветы сами принимают заявления и в течение 3 дней передают их в райисполком для последующего рассмотрения.

В соответствии с решением Минского горисполкома от 8 сентября 2005 года № 1646 во всех администрациях районов г.Минска организованы службы «одно окно» (за 9 месяцев 2006 года в эти службы по различным вопросам обратились 55980 жителей столицы). В своей работе они активно взаимодействуют с другими городскими службами.

Так, при рассмотрении вопросов о приватизации жилых помещений администрациями районов г.Минска запрашиваются сведения о технических характеристиках квартир в Минском городском агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру (за январь-февраль 2006 года направлено более 60 тысяч таких запросов).

ГП «Расчетно-вычислительный центр главного производственного управления жилищного хозяйства Мингорисполкома» предоставляет АСБ «Беларусбанк» возможность доступа к электронной базе данных жилищных организаций, содержащих сведения о лицевых счетах плательщиков жилищно-коммунальных услуг, и получения сведений о жилищных условиях и составе семьи граждан для принятия решений о предоставлении им кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Указанный центр имеет также возможность предоставлять услуги товариществам собственников, жилищно-строительным кооперативам и другим юридическим лицам по использованию ресурсов автоматизированной системы «Комплат» для начисления жилищно-коммунальных платежей.

Вместе с тем на заседании Президиума Совета Министров отмечено, что в работе по рассмотрению обращений граждан еще имеются упущения и недостатки. На местах допускаются случаи нарушения установленных сроков выдачи гражданам справок или других документов, истребования от граждан документов или сведений, не предусмотренных перечнем, установленным Указом Главы государства.

По мнению Минюста, решение ряда существующих проблем, связанных с внедрением на практике принципа «одно окно» связано с необходимостью дальнейшего совершенствования правового регулирования данных правоотношений. Прежде всего, существует необходимость установления наиболее общих правил осуществления административных процедур (порядок подачи гражданами заявлений, вопросы исчисления сроков рассмотрения заявлений и выдачи документов, порядок принятия решений по заявлениям и обжалования принятых решений и др.) посредством разработки единого закона общего регулирования, который явился бы своего рода «кодексом» реализации права граждан на обращение, в котором были бы определены общие подходы при рассмотрении различных обращений. Речь идет о разработке концепции Закона об основах административных процедур.

В результате рассмотрения данного вопроса на заседании Президиума Совета Министров республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому даны соответствующие поручения по устранению имеющихся упущений и недостатков и обеспечению безусловного и полного выполнения требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 года № 152. В целом, совершенствование порядка организации работы с гражданами на основе административных процедур является составной частью проводимой в настоящее время работы по дебюрократизации государственного аппарата и должно основываться на изменении общих принципов и методов функционирования государственных органов.

Виктор САВИЦКИЙ

30.10.2006

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 11, за месяц 75

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 43/2006