Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье в градостроительном аспекте

На заседании Президиума Совета Министров рассмотрен проект Указа Главы государства о некоторых вопросах государственной градостроительной политики.

Для рассмотрения на заседании правительства разработчиками были представлены проекты Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы и Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь.

Как отмечается в представленных материалах, положительная динамика развития и структурная перестройка белорусской экономики оказывают позитивное влияние на формирование среды жизнедеятельности. Поступательное развитие реального сектора экономики и инвестиционной деятельности в стране, высокий уровень занятости и устойчивый рост доходов населения создают благоприятные материальные возможности для совершенствования среды жизнедеятельности.

Дальнейшее формирование среды жизнедеятельности должно осуществляться на основе государственной градостроительной политики, учитывающей опыт и традиции предшествующих периодов градостроительного развития нашей страны, опыт других государств, решающей актуальные градостроительные проблемы, увязывающей между собой общие социально-экономические и отраслевые цели и задачи на ближайшие 5 лет и отдаленную перспективу.

Различия в среде жизнедеятельности определяются типом поселения – городским или сельским, а также его величиной. Сеть населенных пунктов республики на 1 января 2006 года включала 207 городских и 23863 сельских поселения (плотность сети населенных пунктов составляет 115 поселений на 1 тыс.кв.километров).

Уровень урбанизации республики (доля городского населения к общему населению страны) составляет 72 процента. В крупных и больших городах с населением более 100 тыс. жителей проживает 65 процентов городского населения, в то время как доля этих городов от общего числа городских поселений составляет не более 7 процентов.

Сложившаяся сеть сельских населенных пунктов республики в силу исторических и природных особенностей сохраняет мелкодисперсную структуру: две трети сел имеют менее 100 жителей, и их количество постоянно увеличивается. Наибольшее количество малых сел (с населением до 100 человек) находится на севере, в Витебской области, где они составляют 83 процента от общего числа сельских поселений этого региона. Наиболее крупные сельские поселения – в Брестской и Гомельской областях. Удельный вес поселений с численностью населения от 200 до 1000 человек составляет соответственно 36 и 31 процент в Брестской и Гомельской областях.

В соответствии с разработанной Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь городские поселения по численности населения объединяются в следующие группы: крупнейшие – более 500 тыс. человек (г.Минск), крупные – 250 – 500 тыс. человек, большие – 100 – 250 тыс. человек, средние – 20 – 100 тыс. человек и малые – до 20 тыс. человек.

Цели градостроительной политики на 2006 – 2010 годы являются составной частью единой социально-экономической политики государства, их реализация обеспечивает выполнение Закона от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и направлена на решение ключевых проблем развития и совершенствования среды жизнедеятельности страны.

Важнейшей целью градостроительной политики является увеличение с учетом поселенческих и региональных различий объема жилищного фонда в городских и сельских населенных пунктах путем ежегодного наращивания объемов жилищного строительства с доведением его до 5,7 – 6,2 млн.кв.метров общей площади к 2010 году, что позволит обеспечить:

разнообразие и улучшение эстетического облика жилых застроек населенных пунктов;

повышение уровня обеспеченности населения жильем и доведение его до 25,5 – 26 кв.метров общей площади на человека;

доведение социальных стандартов при обслуживании жилищного фонда до нормативных показателей, предусмотренных в системе государственных социальных стандартов по обслуживанию населения;

снижение относительной стоимости жилья (отношение стоимости квадратного метра жилья к среднемесячной заработной плате к 2010 году должно уменьшиться и достигнуть 0,9);

расширение рынка жилья, что должно обеспечить доступность жилья и жилищно-коммунальных услуг для большей части граждан.

Одним из основных направлений реализации данной цели будет строительство мало- и среднеэтажных высококачественных жилых домов в агрогородках, малых и средних городах. Здесь планируется разместить до 50 процентов общего объема возводимого жилья.

В целях увеличения объема жилищного фонда в городских и сельских населенных пунктах с учетом поселенческих и региональных различий предусматривается, в частности, осуществление следующих мер:

разработка проектов специального градостроительного планирования – схем размещения жилищного строительства до 2010 года для больших, крупных городов и г.Минска, проведение на их основе корректировки и разработки проектов детального планирования для районов массового жилищного строительства;

разработка и внедрение номенклатуры жилых секций и домов повторного применения, обладающих вариантностью градостроительных решений и разнообразием компоновочных принципов, для ускорения процесса комплексной и эстетически выразительной застройки новых жилых образований и снижения стоимости строительства;

развитие строительной отрасли в средних и малых городских поселениях, агрогородках и сельской местности путем реконструкции действующих и создания новых организаций по производству строительных материалов и конструкций с использованием местных сырьевых ресурсов;

содействие дальнейшему развитию институтов долгосрочного кредитования населения, в том числе ипотечного, созданию условий для их функционирования и развития, сохранению действующих и развитию новых форм поддержки малоимущих граждан в обеспечении жильем;

государственная поддержка создания организаций жителей новых жилых районов для наведения порядка на придомовых территориях, личного участия в благоустройстве, совершенствовании эстетических характеристик жилой среды.

Для создания условий беспрепятственного перемещения в пределах населенных пунктов, свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры и независимого проживания физически ослабленных лиц предусматривается, в частности, реализация следующих мер:

внесение дополнений и изменений в национальный комплекс нормативной документации в строительстве в виде системы технических нормативных правовых актов (в частности, стандарт «Жилище»), связанных с необходимостью учета антропометрических и эргономических параметров и повышения безопасности жизнедеятельности физически ослабленных лиц при планировке территорий, зданий и сооружений;

законодательное закрепление категории физически ослабленных лиц, для которых требуются изменения параметров жилища, а также порядка пользования и владения им; введение упрощенного порядка родственного обмена приспособленных квартир в домах смешанного типа с учетом возможности заселения на льготных условиях в смежные квартиры членов семьи инвалидов и других физически ослабленных лиц или семей их опекунов.

Приоритетной составляющей градостроительной политики является модернизация, реновация и реконструкция жилых многоквартирных домов, возведенных до 70-х годов прошлого века, которые должны обеспечить:

повышение эстетических характеристик жилой застройки;

приведение основных строительных характеристик жилых зданий в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими нормативами;

снижение объемов энергопотребления на 20-30 процентов при отоплении жилых зданий;

повышение потребительских качеств и рыночной стоимости существующего жилья;

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В ходе реализации этой цели будет осуществляться реконструкция наиболее амортизированных жилых домов и отселение граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, а также признанных в установленном порядке не соответствующими санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания. Ежегодные объемы ввода в эксплуатацию жилья после капитального ремонта должны составлять не менее 700 тыс.кв.метров общей площади.

В системе мер по реализации градостроительной политики важное место отводится обеспечению комплексной реконструкции городских территорий, в результате реализации которой ожидается:

повышение эффективности использования земельных ресурсов на 20 процентов;

улучшение условий проживания и деятельности, повышение устойчивости территорий за счет обновления амортизированного жилья и общественного фонда, устаревшей инженерной инфраструктуры;

увеличение числа автостоянок для хранения и парковки автотранспортных средств; создание или восстановление архитектурно-пространственной целостности застройки;

улучшение состояния окружающей среды;

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Для обеспечения проведения комплексной реконструкции городских территорий, в частности, предусматривается:

совершенствование технических нормативных правовых актов в части требований, касающихся комплексности реконструкции территорий (законченных планировочных элементов, участков);

разработка Инструкции о порядке подготовки и согласования проектов регенерации исторической застройки городов и иных населенных пунктов;

проведение инвентаризации территорий и состояния их застройки на основе графоаналитических материалов и натурных обследований с оценкой необходимой очередности реконструкции целостных планировочных образований;

выполнение экспериментального проекта по комплексной реконструкции смешанной застройки на примере среднего города республики, внедрение полученных результатов в других городах;

консолидация финансовых средств для проведения реконструкции и модернизации целостных территориальных образований: микрорайонов жилой застройки, кварталов смешанной застройки, промышленных зон – с решением вопросов инженерной и транспортной инфраструктур, организации автомобильных стоянок, безбарьерной среды для физически ослабленных лиц.

В результате рассмотрения на заседании правительства одобрен соответствующий проект Указа и направлен на рассмотрение Главы государства. Принятие Основных направлений государственной градостроительной политики и схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь в значительной мере расширит правовую базу в сфере градостроительства, будет способствовать проведению эффективной государственной градостроительной политики, активизирует деятельность органов государственного управления по решению вопросов комплексного развития населенных пунктов, определит приоритетные направления работ в области градостроительства и территориального развития на ближайшую перспективу.

Виктор САВИЦКИЙ

11.12.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 12

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 49/2006