Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Форс-мажор не приемлем, но возможен

Похоже, и в следующем году минчане-очередники, которые хотят строить квартиры без привлечения льготных кредитов, снова будут лишены возможности заключать договоры на строительство типового жилья по «уксовским» ценам – до 450 долл.США за кв.метр. Но это в том случае, если цена на российский газ увеличится не более чем на 15%.

Сделать такой вывод позволяет информация, озвученная 12 декабря на заседании Президиума Совета Министров РБ, которое проходило под председательством премьер-министра Сергея Сидорского.

Как сообщил на заседании вице-премьер Виктор Буря, в Беларуси в 2007 году в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны должно быть введено в эксплуатацию 4,2-4,7 млн.кв.метров общей площади жилья. При этом вице-премьер предложил плановое задание по строительству жилья на будущий год установить по максимальному пределу, то есть не менее 4,7 млн.кв.метров, потому что "опыт текущего года показывает, что только верхняя планка прогноза реально стимулирует регионы".

Говоря о планах на будущий год, В. Буря также сообщил, что во всех регионах, кроме Минской области и Минска, уже с 2007 года доля жилья, строящегося для нуждающихся в улучшении жилищных условий, составит 75% от общего объема ввода, а начиная с 2008 года - не менее 80%. "Минская область и Минск должны догнать остальные регионы по этому показателю к концу пятилетки", - считает вице-премьер.

Сказанное дает основания предполагать, что минчане-очередники, которые были приняты на учет нуждающихся после 1993-1995 годов и имеющие доходы выше двух минимальных потребительских бюджетов на члена семьи, вынуждены будут по-прежнему либо терпеливо дожидаться какого-нибудь 2012 или 2015 года, либо приобретать жилье по коммерческим ценам. Судя по имеющейся информации, а также по официальным ответам районных администраций, уже почти 3 года лишь единичные семьи, ставшие очередниками до 1 января 1993 года, были включены в списки на строительство некоммерческого («уксовского») жилья без привлечения льготных кредитов. Например, в конце прошлого и в начале нынешнего года таких претендентов на одно- и двухкомнатные квартиры включали в ЖСК в том случае, если они были приняты на учет до 1986 года. В настоящий же момент, если исходить из официальных ответов, полученных гражданами в октябре и ноябре от районных администраций, в списки на право строительства квартир в будущем году включают очередников, имеющих право на льготный кредит, многодетные семьи, которым положен льготный кредит с субсидией, и еще граждан, относящихся к некоторым льготным категориям.

В то же время очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий продолжает расти изо дня в день, а срок ожидания с момента постановки на учет до момента заключения договора на строительство квартиры по «уксовским» ценам для немалого количества очередников достиг 20 лет. И это при том, что многие из очередников-старожилов не просят льготные кредиты, а готовы строить жилье за собственные средства и коммерческие кредиты. А им ничего, кроме обещаний, город предложить пока не может.

Так, по словам В.Бури, в Минске по итогам 2006 года будет введено только 930 тыс.кв.метров общей площади жилья вместо запланированных 1,07 млн. По мнению вице-премьера, Мингорисполком не принял всех необходимых мер по выполнению установленного на год задания и не задействовал все возможные механизмы для их реализации. Среди факторов, помешавших выполнению задания, - устаревшая и недостаточно мощная производственная база строительных организаций города, не задействованный в полной мере потенциал стройкомплекса города, упущения при выделении участков для строительства жилья, считает В. Буря.

В свою очередь премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский во время заседания подверг острой критике подходы по выделению земельных участков под строительство коммерческого жилья в центре столицы. По данным Комитета госконтроля, более 90% земельных участков в центре Минска в последние годы выделялись негосударственным строительным организациям. "Все государственные строительные организации строят на окраине или на участках, имеющих низкую кадастровую стоимость, - констатировал премьер-министр. - Соответственно прибыль, получаемая ими от продажи коммерческого жилья, невысока и недостаточна для развития их производственной базы".

По мнению премьер-министра, требует изменений также финансирование строительства инфраструктуры в районах жилой застройки. И здесь нельзя не упомянуть постановления правительства, принимаемые два года подряд и освобождающие граждан, строящих жилье за собственные средства или с господдержкой от инфраструктуры к домам в пределах 20 кв.метров на человека. Правда, на стоимости квадратного метра долевого строительства коммерческого жилья эти решения Совмина ничуть не отразились. Как оказалось, решения-то приняли, а механизмов для реализации этих решений не предложили. Да и само понятие «инфраструктура к домам», тоже не разъяснили. В итоге получилось, что от чего-то освободили, а от чего конкретно никто не понял.

Еще одна проблема, которая была поднята на заседании Президиума СМ. Оказывается, Минский горисполком пока не согласовал объемы строительства жилья для граждан, состоящих в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, на текущую пятилетку. "На начало 2006 года на учете нуждающихся в городе состояло 171,2 тыс. семей», - сказал Виктор Буря. (Примечание автора: возможно, вице-премьер не совсем точно назвал количество очередников, потому что по данным Мигорисполкома, которые в последние 2 месяца озвучивались неоднократно, на 1 января текущего года на учете состояло около 155 тыс. семей, а к сентябрю этот показатель увеличился до 171,2 тыс., хотя это и не столь важно). Здесь больше беспокоит тот факт, что, как заметил вице-премьер, «при предлагаемых городом объемах строительства жилья за 2006-2010 годы в столице будет снято с учета только 30% нуждающихся в улучшении жилищных условий, в то время как в целом по республике этот показатель составит около 46%". Выходит, что сроки ожидания в очереди до момента включения в списки застройщиков не только не уменьшатся, но даже могут и увеличиться, превысив 20-летнюю границу. Ведь по данным Мингорисполкома, одних лишь очередников (семей), включенных в списки нуждающихся до 1 января 1993 года, насчитывается более 40 тыс.

Возвращаясь к пятилетним планам, также отметим, что в Беларуси в 2006-2010 годах для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, планируется построить всего около 19,2 млн.кв.метров общей площади жилья. На эти цели, как сообщил В. Буря, за счет всех источников финансирования будет направлено более 19,1 трлн.рублей (около 9 млрд.долл.США в эквиваленте), в том числе почти 2,8 трлн.рублей - на финансирование строительства объектов инфрастуктуры. "Объемы и источники финансирования объектов инфраструктуры, в соответствии с требованием главы государства, определены исходя из необходимости поэтапного увеличения доли организаций, подчиненных Минсвязи, Минэнерго, Минтрансу, в создании соответствующих объектов", - пояснил вице-премьер.

Напомним, что начиная с середины следующего года, согласно указу президента, в Беларуси запрещается начинать строительство жилых объектов на неподготовленных для этих целей участках. То есть, к этим участкам должны быть подведены инженерные и транспортные сети, а ввод жилых кварталов должен осуществляться не раньше того, как будут построены объекты социальной инфраструктуры. Причем создание инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры должно финансироваться за счет бюджетных средств, а также средств эксплуатирующих организаций и соответствующих ведомств. Будет ли выполняться данное требование в Минске, сказать пока трудно. Но некоторые специалисты в Мингорисполкоме опасаются, что к моменту вступления в силу указанной нормы, город не будет готов предоставить нужное количество площадок под застройку того объема жилья, которое предусмотрено городской программой. И это несмотря на то, что в последние полгода-год Минск стал гораздо более активно, чем раньше, заниматься инженерной подготовкой проектируемых пятен жилой застройки.

В этой связи возникают сомнения относительно того, сможет ли столица хотя бы в следующем году без давления сверху сдать долгожданный миллион жилья, который был запланирован на 2006 год.

Еще одна проблема, которая способна помешать реализации жилищной программы в 2007 году, и не только в Минске, а в целом в Беларуси, – ожидаемое увеличение цены на российский газ. Правда пока власти стараются убедить население в том, что цены на строительство жилья для очередников удастся удержать на уровне 450 долл.США за кв.метр. Но при каком удорожании газа? На 15%, как надеются, например, в Минстройархитектуры, или на 300 % , как говорят в «Газпроме»?

"Если газ будет поставляться в 2007 году по цене на 15% выше, чем в текущем году, как мы надеемся, то это практически не скажется на стоимости квадратного метра", - сказал министр архитектуры и строительства Александр Селезнев, отвечая на вопросы журналистов 12 декабря. По словам министра, стоимость самого энергоемкого стройматериала - цемента - при повышении цены на газ на 15% возрастет всего на 2-3%. "Так как в стоимости квадратного метра цемент занимает всего 5%, это заметно не скажется на цене жилья", - убежден А. Селезнев. Но даже "в случае форс-мажорных ситуаций" с ценой на газ (надо полагать, если газ подорожает с сегодняшних 46,67 до завтрашних 200 долл.США за 1 тыс. куб.м), на уровне правительства может быть принят ряд решений, которые предотвратят существенное увеличение цен на строительство жилья, сказал министр. При этом он уточнил, что по поручению главы государства уже сделаны и внесены в Совет Министров расчеты, показывающие, что принятых в стране нормативно-правовых актов на уровне главы государства, правительства и ведомств достаточно для того, чтобы при отсутствии форс-мажорных обстоятельств держать цену на панельное жилье, строящееся с государственной поддержкой, в регионах - на уровне 380 долл.США за 1 кв.метр и на уровне 420-450 долл.США за 1кв.метр в Минске.

Но надежда на то, что форс-мажорных цен на энергоносители удастся избежать, с каждым днем уменьшается. 12 декабря стало известно о том, что Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков подписал постановление Правительства РФ от 8 декабря 2006 года № 753 «О применении вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, вывозимой с территории Российской Федерации в Республику Белоруссия». Согласно этому документу с 1 января 2007 года в отношении нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород (код ТН ВЭД России 2709 00), вывозимых с территории России в Беларусь, вводятся и будут применяться ставки вывозных таможенных пошлин, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2006 г. № 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". А согласно постановлению № 695, c 1 декабря 2006 года экспортная пошлина на сырую нефть составляет 180,7 долл.США/т, на светлые нефтепродукты - 134 долл.США /т, на темные нефтепродукты -– 72,2 долл.США/т.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

18.12.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 22

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 50/2006