Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Средство от очереди

В Беларуси в скором времени могут быть изменены подходы к созданию фонда социального жилья. Строительством и предоставлением в аренду (найм) жилых помещений социального пользования, как полагают в Минстройархитектуры, вполне могли бы заниматься и коммерческие фирмы, если им предоставить льготные условия, аналогичные тем, которые действуют в Германии.

Такое неожиданное заявление сделал на научно-практической конференции в Минстройархитектуре начальник управления жилищного строительства министерства Владимир Подволоцкий.

Анализируя ситуацию на жилищном рынке, чиновник сообщил, что в системе жилищного строительства с господдержкой мы постепенно приближаемся к среднеевропейскому показателю доступности жилья для населения. Это когда средняя стоимость квадратного метра жилья примерно равна средней заработной плате по стране.

Так, если в 1996 году в Беларуси средняя заработная плата составляла 89 долл.США, а средняя стоимость одного квадратного метра жилья, строящегося с господдержкой, была 186 долл.США, то в 2006 году - 268 и 398 долл.США соответственно. При этом, если в 2000 году за среднюю заработную плату можно было приобрести 0,33 кв.метра, то в прошлом году – 0,76 кв.метра, а в Минске – 0,85 кв.метра. «Тем самым мы приближаемся к такому равновесию, когда жилье должно стать доступным гражданам, то есть когда стоимость квадратного метра не выше средней заработной платы», - пояснил В. Подволоцкий.

При этом чиновник обратил внимание на то, что на Западе почти никто не покупает квартиру или, например, машину, за наличные деньги. Для этих целей используются банковские кредиты. И кредитование на сегодня является основным экономическим механизмом существования семьи, человека в той или иной стране. К этому подходим постепенно и мы, считает В. Подволоцкий. Система кредитования в Беларуси активно развивается. Сегодня уже почти все банки предоставляют гражданам коммерческие кредиты на приобретение жилья, покупку автомобилей и прочие потребительские нужды. И именно развитие системы жилищного кредитования послужило толчком для увеличения спроса на жилье, причем как на первичном, так и на вторичном рынке. Причем в первую очередь это увеличение ощущается в Минске.

При этом В. Подволоцкий отметил, что в столице на учете нуждающихся состоят около 170 тысяч семей. По итогам 2006 года в городе должно быть введено в эксплуатацию 930 тыс.кв.метров жилья. При средней площади квартир 76-78 кв.метров получается в общей сложности 12 тыс. квартир для всех, в том числе около 6 тыс. квартир - для семей-очередников. То есть, можно сказать, что при таких темпах строительства около 30 лет нужно ждать своей очереди на получение права строительства жилья в жилищно-строительном кооперативе, где средняя стоимость квадратного метра составляет в эквиваленте около 400 долл.США. В регионах ситуация чуть лучше. Тем не менее, перед Мингорисполкомом и облисполкомами поставлена задача в ближайшие годы увеличить долю жилья, строящегося в городах для очередников, до 80% от общего объема ввода. Правда пока эта доля приближается лишь к 60%.

На увеличение доли жилья для очередников направлен и указ президента, предусматривающий наделить УКСы функциями единого заказчика по строительству жилья для граждан, строящих квартиры с государственной поддержкой. Это позволит снять ряд вопросов, которые сегодня возникают, когда граждане-очедники заключают договоры долевого строительства с негосударственными организациями.

На создание более доступного жилья направлены решения о разработке 2-х-5-летних планов по вводу жилья для нуждающихся. «У нас часто, особенно в регионах, создается ситуация, когда ты идешь в ЖСК и считаешь, что для твоей семьи из 3-х человек достаточно 2-комнатной квартиры, а тебе говорят: жди еще три года, но если будешь строить 3-комнатную, - пожалуйста. А по однокомнатным по сравнению с двухкомнатными ситуация еще хуже. То есть получается, что сегодня мы строим жилье без учета демографического состава семей, состоящих на учете нуждающихся, а просто «привязываем» типовые проекты, - заметил В. Подволоцкий.

Так вот 2-х-5-летние планы якобы должны снять эту проблему, потому что при разработке будет максимально учитываться демографический состав граждан, длительное время состоящих на квартирном учете.

Еще одно направление - это создание системы жилищных стройсбережений. Концепция соответствующего закона уже разработана и находится в Администрации Президента РБ. И если она будет принята, то за этим последует внесение проекта закона о жилищных стройсбережениях в парламент. Этот закон позволит для определенной категории граждан накапливать деньги на специальном банковском счете, а потом получать кредит на льготных условиях. «Мы надеемся, что реализация этого закона позволит повернуть нашу квартирную очередь из исполкомов в банки, - сказал В. Подволоцкий. - Человек не должен стоять в исполкоме и ждать какой-то милости от государства, когда же подойдет его очередь - через 10, 20 или все 40 лет. Жизнь-то одна».

В исполкоме же, как полагают в Минстройархитектуры, должны остаться только те, кто претендует на социальное жилье. Кстати, этого жилья тоже не хватает. Ежегодный объем ввода социального жилья не превышает 200-220 тыс.кв.метров. По словам В.Подволоцкого, в отличие от Беларуси в Германии, например, дефицита такого жилья уже давно не существует, возможно потому, что там его строит не государство (в лице местных исполкомов, как у нас), а юридические лица, которым государство оказывает льготные условия. «Потом это жилье те же юридические лица сдают в найм. И этот механизм настолько отработан, что мы к нему тоже скоро подойдем», - убежден начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.

08.01.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 8

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 1/2007