Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Создание СП как способ защиты от инновационного «налога»

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Создание СП как способ защиты от инновационного «налога»

Отчислять средства в инновационный фонд Минстройархитектуры предприятия строительного профиля будут и в нынешнем году. Размеры отчислений установлены инструкцией, утвержденной постановлением министерства от 27 декабря 2006 года № 37. Новые правила более понятны, чем прежние. Но из-за роста цен на энергоресурсы и повышение ставки рефинансирования Нацбанка инновационный «налог» может стать причиной сокращения негосударственных строек, и в первую очередь тех, где заказчиками выступают отечественные фирмы.

В 2007 году (начиная с 1 января), как и в прошлом году, отчисления в инновационный фонд производят при осуществлении деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов следующие организации: частной формы собственности, в уставных фондах которых отсутствует доля государства, в том числе организации с иностранными инвестициями и организации, являющиеся резидентами свободных экономических зон (СЭЗ); находящиеся в ведении Минстройархитектуры, в том числе хозяйственные общества, в отношении которых Минстройархитектуры уполномочено управлять государственными долями (акциями) в их уставных фондах.

Указанные организации обязаны отчислять 13,5% от себестоимости строительных (в том числе ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных), монтажных, специальных строительных работ, выполненных на территории Республики Беларусь. В отношении иных работ (услуг), например проектных, выполненных при осуществлении деятельности в области строительства, предусматривается инновационный «налог» в размере 4,5% от себестоимости работ (услуг). Такой же размер отчислений предусмотрен для организаций, которые выполняют строительные (включая специальные) и монтажные работы при возведении объектов черной металлургии.

При осуществлении деятельности в области промышленности строительных материалов субъектам придется перечислять в инновационный фонд до 4,5% от себестоимости своей продукции и товаров. Для отдельных категорий стройматериалов и изделий установлены более низкие процентные ставки: 2,25% - для стекла полированного, армированного, узорчатого, пеностекла и стеклоблоков; 0,5 % - плитки керамической и изделий санитарных керамических; 0,25% - конструкций деревянных клееных.

Работы (услуги) и товары, произведенные организациями, находящимися на стадии банкротства (санации), облагаются инновационным налогом в размере 0,25%. Такой же процент отчислений предусмотрен в отношении работ (услуг), финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением средств государственных целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов, образуемых в соответствии с законодательными актами.

Ставка 0,25% установлена для строительных материалов и изделий, строительных работ и услуг, если они отвечают критериям, предъявляемым к импортозамещающим товарам, продукции, технологиям и зарегистрированы в установленном порядке, или если они идут на экспорт, в том числе по договорам субподряда.

Для организаций частной формы собственности, которые являются резидентами СЭЗ, - ставка 0,25 % от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг на территории РБ. Такой же размер отчислений предусмотрен «от себестоимости выполненных работ (новое строительство, реконструкция) на территории Республики Беларусь для организаций с иностранными инвестициями», а также «от себестоимости строительных работ, выполненных организациями для собственных нужд (новое строительство, ремонт, реконструкция, модернизация)».

Ставка 0,25 от себестоимости выполненных работ, оказанных услуг предусмотрена при осуществлении строительства культовых зданий и сооружений, памятников истории и архитектуры, музеев, государственных заповедников, заказников, а также если услуги в области строительной деятельности оказываются для бюджетных организаций, если финансирование осуществляется за их счет.

Частные фирмы, в уставном фонде которых отсутствует доля государственной собственности и которые находятся в ведении Федерации профсоюзов Беларуси, общественных объединений «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество инвалидов» и других добровольных общественных организаций и объединений, также обязаны отчислять 0,25 % от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Организации не производят отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры: от себестоимости выполненных работ, оказанных услуг по контрактам (договорам) по строительству в рамках Программы ТАСИС Европейского союза по трансграничному сотрудничеству; от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг по объектам жилищного строительства (новое строительство, реконструкция, модернизация, реставрация, ремонт). В данном случае объектом жилищного строительства понимается каждое отдельно стоящее жилое здание (со всеми относящимися к нему внутренними и наружными инженерными сетями и сооружениями, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и озеленением территории), за исключением встроено-пристроенных помещений, на строительство которого составлен отдельный проект и сводный сметный расчет и (или) смета.

Кроме того, организации, подведомственные Минстройархитектуры, в том числе хозяйственные общества, в отношении которых министерство уполномочено управлять государственными долями (акциями) в их уставных фондах, и осуществляющие другие виды деятельности, за исключением деятельности в области строительства и промышленности стройматериалов, производят отчисления от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг в размере 4,5 %. И 0,25% - от себестоимости произведенной продукции из стекла, хрусталя, фарфора, фаянса, произведенных строительных машин и механизмов, технологического оборудования для обновления основных средств в строительной отрасли.

Перечисление средств в инновационный фонд должно производиться ежемесячно не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным. Согласно действующим правилам суммы отчислений в инновационный фонд включаются в стоимость, по которой реализуются товар (продукция и услуги) конечному потребителю. Напомним также, что согласно указу от 4 августа 2006 года № 499 не менее 70% средств инновационного фонда Минстройархитектуры должно направляться на обновление строительных машин и механизмов, транспортных средств и технологического оборудования, в том числе приобретаемых по лизингу, необходимых для развития мощностей организаций республики, осуществляющих деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов.

К сказанному добавим, что в прошлом году благодаря установлению повышенных размеров отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры в него дополнительно поступило около 100 млрд.рублей. Об этом сообщил на итоговой коллегии Минстройархитектуры министр Александр Селезнев. Он также отметил, что в прошлом году по размерам отчислений для различных субъектов хозяйствования было много неразберихи и жалоб. «Но к концу года нам все-таки удалось добиться некоторой стабилизации в данном вопросе», -- сказал А. Селезнев. По всей видимости, министр имел в виду принятие новой инструкции, которая в отличие от прежней устанавливает более понятные для субъектов правила игры. Действительно, новая инструкция изложена более четко, чем предыдущая, и скорее всего не потребует многочисленных разъяснений в части установления размеров инновационных отчислений чуть ли не для каждого юрлица, занятого в строительном производстве.

В то же время нельзя не признать, что инновационный «налог», к примеру, в размере 13,5 % от себестоимости строймонтажа в совокупности с удорожанием газа, электро- и тепловой энергии, может отрицательно повлиять на ликвидность целого ряда объектов, строящихся на продажу или с целью реализации на стадии строительства. При этом в более выгодных условиях окажутся фирмы-заказчики с иностранными инвестициями. Потому что, как следует из инструкции, все работы, выполняемые в рамках строительства (реконструкции) объекта для организации с иностранными инвестициями, будут облагаться инновационным «налогом» в размере 0,25 % от себестоимости работ. Нужно ли говорить о том, что тем самым Минстройархитектуры установило для отечественных заказчиков-инвесторов совершенно невыгодные правила игры на рынке коммерческого строительства. Чтобы повысить свою конкурентоспособность, таким фирмам придется преобразовываться в СП либо уходить с первичного рынка коммерческой недвижимости. Ведь если следовать новым правилам, то в итоге окажется, что при одинаковых затратах на создание объекта стоимость квадратного метра офисного помещения для конечного потребителя в бизнес-центре, заказчиком строительства которого выступает СП или ИП, будет дешевле, чем в бизнес-центре, застройщиком которого является чисто белорусская фирма. И здесь малоубедительными кажутся аргументы в пользу того, что, установив более льготный режим для заказчиков с иностранными инвестициями, министерство тем самым стремилось якобы увеличить интерес иностранцев к нашему рынку.

Нельзя не сказать и то, что процентные ставки в размере до 13,5 % от себестоимости строительной продукции, которые были введены в середине прошлого года, никак не учитывали возможное повышение цен на энергоносители. Они не учитывали и повышение ставки рефинансирования с 1 февраля текущего года, а соответственно и ожидаемое в связи с этим повышение процентных ставок по кредитам, выдаваемым банками на строительство тех же объектов. Поэтому в сложившихся условиях Минстройархитектуры следовало бы обратиться к правительству с предложением о снижение максимального размера отчислений в инновационный фонд. В противном случае неизбежно замедление сроков строительства многих объектов и как следствие увеличение числа «незавершенок», уменьшение инвестиционной активности со стороны коммерческих организаций, что безусловно приведет к снижению поступлений в бюджет в нынешнем и в последующих годах.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

05.02.2007

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 2, за месяц 10

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 5/2007