Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Пятилетка для очередников

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2006 года № 1808 утвержден план проектирования, строительства и финансирования жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2006 – 2010 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности, развития системы государственных социальных стандартов.

В жилищной сфере важнейшей целью деятельности Правительства является создание условий для обеспечения граждан страны жильем, улучшение условий проживания и обеспечение доступности жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства при соблюдении принятых социальных стандартов их качества (по данным Минстата, на конец 2005 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 564,8 тыс.семей).

В целях реализации нормативов социального стандарта при обеспечении жильем и коммунальными услугами требуется развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов (в том числе расширение оснащенности недостающими видами инженерного обустройства поселений в сельской местности), обеспечение их надежности и устойчивости функционирования при одновременном снижении затрат на производство и оказание услуг за счет модернизации производственных мощностей, внедрения энергоэффективных технологий, оптимизации структуры управления производством.

Достижение этих целей обеспечивается развитием жилищного строительства, модернизацией и капитальным ремонтом жилищного фонда, развитием и совершенствованием коммунальной инфраструктуры населенных пунктов.

Поэтому постановлением Правительства утвержден соответствующий план проектирования, финансирования и строительства жилья на 2006-2010 годы в объеме 26 млн.кв.метров общей площади (в том числе в 2006 году – 4,2 млн. кв. метров, в 2007 – 4,7, в 2008 – 5,2, в 2009 – 5,7 и в 2010 году – 6,2 млн. кв. метров). Рост объемов жилищного строительства к концу пятилетки должен составить 47,6 процента. С учетом выполнения данного плана обеспеченность общей площадью жилья на одного человека в 2010 году должна достичь 24,5 – 25 кв.метров (в 2005 году этот показатель составлял 23 кв.метра).

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, запланировано построить 19,2 млн.кв.метров, или 74 процента от общего объема возводимого жилья. Причем доля жилья для очередников должна ежегодно увеличиваться (в 2007 году – 71 процент, в 2008 – 76, в 2009 – 78 процентов) и достичь в 2010 году 80 процентов.

Утвержденный постановлением Правительства план содержит расчетные показатели (в разрезе регионов и по годам пятилетки) по финансированию и строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки в объемах, необходимых для выполнения соответствующих заданий. Всего намечено построить 5504,3 км линий электропередачи, 927 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, 333 газорегуляторных пункта, 3355,2 км газопроводов, 1518,1 км сетей связи, 884,7 км сетей радиофикации, 696,2 км теплосетей, 5148 км водопроводных сетей, 2321,3 км канализационных сетей, 3713,2 км подъездных автомобильных дорог. Кроме того, необходимо выполнить благоустройство и вертикальную планировку территорий в районах жилой застройки на общей площади 19046,7 тыс. кв. метров.

В период до 2010 года предусматривается обеспечить основными инженерными объектами (газ, водоснабжение, энергоснабжение) 100 процентов вновь построенных жилых домов, включая жилые дома, расположенные в сельской местности, предусмотрев использование автономных инженерных систем и альтернативных энерго- и теплоисточников.

Основные направления развития жилищного строительства предусматривают повышение уровня комфортности жилья и его потребительских и эксплуатационных качеств с учетом действующих и перспективных норм расселения и соблюдения градостроительных регламентов. В сельской местности и малых городских поселениях запланировано обеспечить возведение жилья для очередников в объеме 35,2 процента от общего ввода для этой категории граждан.

Министерству финансов, облисполкомам, Минскому горисполкому поручено при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривать выделение необходимых средств для выполнения пятилетнего плана строительства жилья для очередников. Поручено также Министерству энергетики, Министерству связи и информатизации, Министерству транспорта и коммуникаций обеспечивать финансирование проектирования и строительства соответствующих объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки.

Всего для финансирования пятилетней программы (с учетом затрат на инженерную и транспортную инфраструктуру) потребуется 19,6 трлн.рублей (в ценах 2006 года), в том числе за счет средств: республиканского бюджета - 2,27 трлн.рублей, или 11,6 процента, местных бюджетов – 772,1 млрд.рублей, или 3,9 процента, республиканского дорожного фонда – 329 млрд.рублей, или 1,7 процента, Минэнерго – 483,1 млрд.рублей, или 2,5 процента, Минсвязи (инновационного фонда и организаций) – 62,5 млрд.рублей, или 0,3 процента, кредитных ресурсов банков – 10,67 трлн.рублей, или 54,4 процента (из них льготных кредитных ресурсов – 9,85 трлн.рублей, или 50,3 процента), населения – 4,56 трлн.рублей, или 23,3 процента, внебюджетных фондов, организаций (включая займы) и иностранных источников – 443,7 млрд.рублей, или 2,3 процента.

Увеличение платежеспособного спроса на жилье будет обеспечиваться на основе снижения его себестоимости, роста доходов населения, развития институтов долгосрочного жилищного кредитования (в том числе ипотечного) и создания условий для их функционирования и развития, сохранения действующих и развития новых форм поддержки и помощи малоимущим гражданам в улучшении жилищных условий. Создание благоприятных условий для внебюджетного финансирования жилищного строительства будет обеспечиваться, в частности, путем внедрения и развития системы строительных сбережений.

В целях достижения соответствия стоимости 1 кв.метра общей площади жилья уровню среднемесячной заработной платы предстоит обеспечить контроль за соблюдением норм продолжительности строительства объектов и установленных законодательством предельных нормативов стоимости 1 кв.метра площади строящихся с государственной поддержкой квартир. Отношение стоимости одного квадратного метра жилья к среднемесячной заработной плате, составлявшее в 2003 году 1,76, к 2010 году должно уменьшиться и достичь 0,9 – 1, что будет свидетельствовать об обеспечении доступности жилья для граждан со средней заработной платой в эквиваленте более 450 долларов США в месяц.

Планирование годовых заданий по вводу в 2006 – 2010 годах в эксплуатацию жилья для очередников будет осуществляться на основании градостроительных проектов с учетом реального спроса граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на потребительские качества жилья, необходимости своевременного строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Достижение поставленных целей должно обеспечиваться возведением жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления. Возросшие требования к комфортности жилья определяют необходимость повышения качества и улучшения планировки квартир, насыщенность их оборудованием и приборами, надежность тепло- и звукоизоляции, качество окружающей среды, относительно небольшие затраты на ремонт и содержание жилья.

Предпринятые в последние годы в Республике Беларусь меры по модернизации конструктивно-технологических схем типовых серий жилых домов крупнопанельного строительства позволили преодолеть имевший место в середине девяностых годов кризис в индустриальном домостроении. В республике созданы конструктивно-технологические системы жилых крупнопанельных зданий, позволяющие рационально трансформировать жесткие технологии изготовления типовых серий крупнопанельных жилых домов. Проведенная работа обеспечивает возможность модернизации существующих домостроительных комбинатов. Модернизированные серии КПД должны удовлетворять стандартам массового жилья и требованиям очередников, приобретающих жилье в собственность. Кроме того, такие жилые дома должны иметь показатель потребления тепловой энергии на отопление более чем в 2 раза ниже действующих нормативов.

Предстоит и дальнейшее развитие получившего широкое применение в республике монолитного и сборно-монолитного домостроения каркасного типа, строительства жилых домов из кирпича, комбинированных систем с применением газосиликата и пр. При этом стоит задача разработки более совершенных конструктивно-технологических схем, позволяющих снизить материалоемкость зданий, энергопотребление на отопление, стабилизировать стоимостные показатели.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению жилищного фонда надежными индивидуальными приборами учета и регулирования потребления коммунальных услуг. Эти же требования должны выполняться при ремонте и модернизации жилищного фонда, эффективное использование которого является также одним из направлений улучшения жилищных условий граждан в 2006 – 2010 годах.

Весь комплекс работ по развитию инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры жилой застройки также предусматривается выполнять с мероприятиями, направленными на энергосбережение. При проектировании объектов социально-бытового назначения вопросы энергосбережения предусматривается решать на всех этапах, начиная с объемно-планировочного решения застройки. Выбор рациональных конструктивно-технологических систем для строительства зданий социального и бытового назначения является определяющим фактором эффективности социальной инфраструктуры новой жилой застройки.

Ставится задача активизировать уплотнение застройки в структуре существующих городов, что позволит эффективнее использовать имеющуюся инженерно-транспортную инфраструктуру.

Реализация намеченных мер по удешевлению стоимости проектных работ, сокращению сроков возведения объектов, применению более экономичных и эффективных материалов и конструкций, наряду с мерами по совершенствованию организации, планирования и финансирования жилищного строительства, позволят компенсировать рост инвестиционных затрат и не допускать значительного удорожания стоимости объектов, включая строительство жилья с государственной поддержкой.

Выполнение в целом утвержденного постановлением Правительства пятилетнего плана позволит не только закрепить устойчивые темпы роста объемов жилищного строительства, но и обеспечит соблюдение принципов социальной справедливости для граждан, состоящих на квартирном учете, при решении жилищной проблемы в стране.

Виктор САВИЦКИЙ

05.02.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 14

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 5/2007