Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Новые форматы торговли

В районе Комаровского рынка на месте бывшей фабрики «Мастра» началось создание первого в Минске мультибрендового торгового центра. По замыслу разработчиков концепции "Маэстро" - именно так решено назвать новый ТЦ - станет центром сосредоточения товаров ведущих мировых брендов. Тем самым будет положено начало возникновения в белорусской столице торговых объектов нового формата.

Специалисты считают, что мультибрендовые торговые центры наряду с торгово-развлекательными центрами, первый из которых откроется через несколько месяцев, в течение последующих 3-4 лет будут занимать доминирующую позицию и задавать тон в соответствующем секторе рынка недвижимости в столице.

По словам руководителя Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) ОДО «Твоя столицаконсалт» Юрия Попова, за последних 15 лет рынок крупных объектов торговой недвижимости прошел несколько этапов развития. В начале 90-х прошлого столетия возникли формы неорганизованной торговли (ярмарки и рынки). С 2000 года все больший вес стали приобретать торговые и торгово-выставочные комплексы мелкой нарезки – с торговыми местами и магазинами площадью по 4-12 кв.метров. Следующим этапом стало создание торговых центров с якорными супермаркетами (например, «Рига» - 6 тыс.кв.метров и «Максимус» - 3,1 тыс.кв.метров) и гипермаркеты.

Особенностью развития рынка в течение всего указанного периода являлась медленная эволюция торговых операторов. Для белорусского ритейла (розничная торговля) характерна низкая доля сетевых операторов в розничном товарообороте. Размер сети среднего ритейлера составлял до недавнего времени 5-10 магазинов, крупнейших - до 20 магазинов. Сегодня более 30% розничного рынка занимают индивидуальные предприниматели. Они же являются основными операторами в действующих торговых центрах. В РБ на рынке промтоваров уже работает несколько российских компаний-сетевиков – например, «Спортмастер», Gloria Jeans, «Евросеть», Sela. Большую заинтересованность у российских ритейлеров вызывает продовольственный сектор («Седьмой континент», «Виктория Групп», «Патэрсон» и другие).

В целом можно сказать, что этапы развития торговых центров в Беларуси почти один к одному повторяют тенденции, наблюдаемые у наших соседей, - России, Украины. Основными из них являются: постепенная концентрация капитала в ритейле, снижение доли неорганизованной торговли, приход международных сетевых операторов на рынок, строительство крупных торговых центров на окраинах городов в соседстве с крупными транспортными развязками, увеличение доли развлекательной части в ТЦ пропорционально росту доходов населения.

Однако в Минске все эти признаки эволюционирования торговых центров проявлялись с отставанием на 4-5 лет. Так, во всяком случае было до недавнего времени. Но, начиная с прошлого года, темпы развития торговых центров у нас ускорились, что позволяет надеяться на сокращения временной разницы.

По словам руководителя ИЦКН, в 2007-2010 годах ожидается появление объектов более современного формата - крупных торгово-развлекательных центров, таких как «Экспобел» (40 тыс.кв.м), Preston Plaza (45 тыс.кв.м.), «Глобо» (20 тыс.кв.м.). Именно они, по мнению Ю. Попова, станут доминирующими в ближайшие три-четыре года и будут задавать тон на рынке торговой недвижимости. Также получат развитие мультибрэндовые торговые центры, представляющие собой сосредоточение магазинов, специализирующихся на торговле товарами известных мировых марок и работающих на принципах франчайзинга.

Идея создания центра с брэндовыми магазинами впервые будет реализована в ТРЦ «Экспобел», открытие которого ожидается ближе к лету. Но в отличие от чисто мультибрендовых торговых центров, ТРЦ – это шопинг и развлечения для всей семьи. Мультибрендовый ТЦ, как правило, не предусматривает размещения развлекательных объектов и ориентирован на более узкую целевую аудиторию. «Это чисто шопинг, и мы говорим, что это должен быть центр сосредоточения магазинов с качественными модными товарами для людей в первую очередь со средним достатком», - уточнил Ю. Попов.

Мультибрэндовый ТЦ, его еще можно назвать новомодным словом фэшн-центр, располагается, как правило, в сложившемся общественном центре города в таком месте, о котором уже сформированы представления как о престижном и активно посещаемом. Товарный ассортимент такого объекта состоит преимущественно из одежды, обуви и различных аксессуаров, которые формируют образ модного человека (со средним или выше среднего достатком). «И если мы говорим о технике, которая тоже может продаваться в фэшн-центре, то это должна быть портативная техника – мобильные телефоны, диктофоны, плееры и т.д.», - пояснил собеседник.

В отличие от ТРЦ в фэшн-центре якорную функцию выполняет не какой-то один наиболее известный брэнд (специализированный магазин, супермаркет или гипермаркет), а сочетание относительно небольших брэндовых магазинов, подчиненных единому стилю и привлекающих к себе конкретную целевую аудиторию.

У формата «фэшн-центр» и свои характерные физические особенности. Если исходить из общепринятых стандартов, то общая торговая площадь - около 10 тыс.кв.метров. Применительно к Минску, считает Ю. Попов, это может быть 5-7 тыс.кв.метров – например ТЦ «Маэстро»,. Оптимальное количество этажей в здании - 2-3. Также должны быть грамотно продуманы вертикальные коммуникации (лифты, эскалаторы, пандусы) в зависимости от концепции центра.

Важно очень тщательно продумать интерьер, чтобы он соответствовал общей идее центра и в то же время не затмевал своими излишествами, а подчеркивал индивидуальность каждого бренда. Здесь нецелесообразно применение слишком дорогих отделочных материалов. Это касается как фасадов, так и входных групп. Площадь магазинов должна находиться в интервале 50-300 кв.метров. Потому что 50 - это тот минимум, который позволяет создать стильный магазин. А 300 – максимум, позволяющий сосредоточить в торговом центре необходимое количество брендовых магазинов. В случае превышения этого размера необходимо менять концепцию центра. Это уже будет объект несколько иного формата.

По мере появления в Минске новых форматов торговли, подчеркнул Ю.Попов, конкуренция на рынке будет увеличиваться. И чтобы не потерять своего потребителя, требования которого к принципам торговли и ассортименту товаров тоже растут, ныне действующие ТЦ и ТВЦ – представители так называемых первых массовых серий, тоже будут постепенно перестраиваться, что уже имеет место в крупных российских и украинских городах.

Кстати, в появлении торговых объектов нового формата заинтересована и администрация города. «В центре города живут и работают более обеспеченные слои населения, поэтому есть отчетливая потребность в объектах качественно нового уровня. Здесь надо развивать цивилизованную торговлю», - считают, например, в администрации Советского района. В администрации также сообщили, что в районе Комаровского рынка, кроме ТЦ «Маэстро », в ближайшее время появятся и другие интересные объекты. Сейчас рассматривается вопрос создания здесь центра общественного питания «ЛИДО» с элементами развлечений (например, аттракционами). Будет продолжено перепрофилирование производственных корпусов НПО ВТ в торговые объекты. Преобразится и сама улица Кульман.

Марина СИРОТКО

05.03.2007

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 9, за месяц 24

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 9/2007