Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Риэлтерские услуги: наезд на частный сектор

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Риэлтерские услуги: наезд на частный сектор

Похоже, что государство всерьез задалось целью монополизировать рынок риэлтерских услуг и вытеснить с него частных риэлтеров, одновременно предоставив «зеленую улицу» государственным.

После выхода Указа президента Республики Беларусь № 495 о совершенствовании порядка определения арендной платы и утвержденного этим Указом положения ( см. в № 41 от 15 октября 2002 года) большая часть риэлтерских фирм испытала шок. Теперь им придется платить за аренду государственных помещений, как минимум, в полтора раза больше, чем раньше. Напомним, что положением риэлтерские услуги отнесены к высокорентабельным, соответственно для арендаторов-риэлтеров при определении арендной платы предусмотрены повышающие коэффициенты от 1,5 до 20.

Новация не затронет только те фирмы, которые сумели свои офисы оформить в

собственность либо арендуют помещения, не относящиеся к государственной (республиканской или коммунальной) собственности. Но в Минске таких счастливчиков не более 10-15 процентов из числа реально работающих. А по республике и того меньше. Все это было бы еще терпимо, если бы активность на квартирном рынке была хотя бы на уровне прошлого года. Но, как свидетельствуют данные, количество сделок на вторичном рынке жилья уменьшилось за текущий год вдвое. Например, в столичном Бюро регистрации и технической инвентаризации (БРТИ) в прошлом году на отчуждение квартир ежемесячно выдавалось около 3 тысяч справок. По результатам же января - сентября текущего года этот показатель еле доходит до 1500, снизившись в последние месяцы до 1300. Аналогичная ситуация и в регионах.

Такое резкое сужение рынка уже сегодня сказывается на финансовом

состоянии агентств недвижимости. Некоторые вынуждены либо закрываться,

либо расширять сферу деятельности. Из-за недостатка клиентов усложняется

и процесс взаимодействия агентств между собой, когда речь идет о цепочках

сделок и когда продаваемые в этой цепочке квартиры находятся в разных

риэлтерских фирмах.

Так что можно было бы сказать, что авторы упомянутого выше положения явно переусердствовали, отнеся риэлтерские услуги к высокорентабельным и введя для риэлтеров-арендаторов повышающие коэффициенты. Но говорить приходится о другом: это последовательная политика.

Как стало известно, 4 сентября 2002 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства издало приказ № 115 о расширении видов деятельности БРТИ за счет риэлтерских услуг. Как следует из этого документа, в БРТИ и их филиалах должны создаваться отделы по оказанию платных услуг при заключении сделок с квартирами и другой недвижимостью. На первый взгляд, это совсем неплохо. У потребителей появится право выбора: либо обращаться за услугами в государственные органы, либо в агентства недвижимости.

Но будет ли это нормальная конкуренция? Ведь государственные риэлтеры

окажутся в более выгодных условиях. Им не нужно будет платить за аренду

помещений, потому что у большинства БРТИ здания или помещения находятся

или в собственности, или в бесплатном пользовании. Они будут иметь доступ

к информации, упрощающей проведение сделок, тогда как частным риэлтерам

она практически недоступна.

Все тот же приказ Минжилкомхоза обязывает БРТИ расторгнуть договоры с

агентствами недвижимости. И впредь справки на отчуждение и, возможно, вся

остальная необходимая информация будут выдаваться либо лично продавцу, либо покупателю квартиры, либо доверенному лицу, но лишь при наличии

нотариально удостоверенной доверенности. Теперь руководители агентств недвижимости ломают головы над тем, как спасаться от надвигающихся проблем. И, похоже, что многим не удастся выжить. Конечно, полный уход с рынка негосударственных риэлтеров не произойдет: структура БРТИ и их филиалов недостаточно велика, чтобы охватить всех потребителей. Но удар по негосударственному сектору будет все же весьма ощутимым. Если попытаться спрогнозировать дальнейшие события, то можно предположить, что часть риэлтерских фирм полностью прекратит свою деятельность, часть расформируется в индивидуальных предпринимателей (легче оптимизировать налоги и другие расходы). Многие просто уйдут "в тень". Наиболее же жизнеспособные, скорее всего, попытаются расширить перечень видов деятельности в пользу малорентабельных услуг, по максимуму уменьшив арендные платежи.

В заключение хотелось бы отметить, что такой массированный (две атаки с

интервалом в месяц) «наезд» на риэлтеров может носить не только экономический характер. Если проанализировать события последнего года, то все происходящее станет очень похоже на попытку Министерства

жилищно-коммунального хозяйства отыграться за, по сути, проигрышный для

него закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ведь сегодня все идет к тому, что главный регистрирующий орган, вокруг

которого ведется многолетняя межведомственная борьба, в конечном итоге

"достанется" Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии, в последнее время заметно усилившему свои позиции. С созданием этой структуры БРТИ (которые находятся в ведении Минжилкомхоза) могут лишить части функций, оставив им только техинвентаризацию и, возможно, оценку. Аналогичная участь может ожидать и Республиканский центр учета недвижимости. И вот появляется приказ Минжилкомхоза, а затем и президентский указ о совершенствовании порядка арендной платы. Если не автором, то, во всяком случае, соавтором указа является Республиканская комиссия по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности, которая так или иначе связана с Минжилкомхозом. По риэлтерам нанесен сильнейший ответный удар...

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

28.10.2002

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 2, за месяц 18

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 42/2002