Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Лесное хозяйство – на самоокупаемость

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Лесное хозяйство – на самоокупаемость

Лес является одной из основ деятельности человека, источником получения материальных ресурсов, базой для развития лесного хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдыха и туризма, других отраслей народного хозяйства. В современных экономических условиях древесина приобретает значимость и как сырье. От того, насколько рационально используются ресурсы леса, во многом зависит рост экономики страны.

Лесной фонд Республики Беларусь как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. На долю страны приходится 0,27 % всех лесов мира и 0,49 % мировых древесных запасов. По общей площади лесного фонда (9,3 тыс.га) республика занимает девятое место в Европе, а по площади на одного жителя (0,72 га) – шестое после Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии, Латвии. Запасы древесины на одного человека (130,4 куб.м) в 2,2 раза выше среднеевропейского уровня.

В настоящее время в лесном хозяйстве республики работает 96 лесхозов и 113 организаций, в которых трудятся порядка 40 тыс. человек.

Основным лесным ресурсом является древесина. Кроме древесины есть древесные отходы и продукция побочного лесопользования, или недревесные лесные ресурсы, - ягоды, грибы, березовый сок и т.д.

Как отметил на проходившей в Минске в апреле Международной конференции «Экономика, оценка и управление недвижимостью и природными ресурсами» заместитель министра Министерства лесного хозяйства Н.Юшкевич, сейчас лесная отрасль самоокупаема только на 50% и практически на 50% финансируется за счет средств республиканского бюджета. Поэтому в современных условиях остро стоит вопрос о поиске путей снижения уровня затрат и переходе лесного хозяйства на самофинансирование и самоокупаемость. В результате реформирования лесной отрасли должна быть разработана модель, основанная на принципах коммерческого расчета и устойчивого развития, направленная на рациональное использование лесных ресурсов. Это предусматривает и Программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на период до 2011 года.

По планам разработчиков Программы, к 2011году удельный вес лесного сектора в ВВП возрастет до 7% (сейчас около 4,2%), в хозяйственный оборот будут вовлечены дополнительные объемы древесных ресурсов, технически перевооружатся наиболее крупные деревообрабатывающие производства и будут созданы новые мощности по глубокой переработке древесины. Предполагается создать равные условия для всех субъектов хозяйствования и поэтапно перейти к реализации лесопродукции на рыночных условиях всем потребителям.

К сожалению, сегодня, отметил Н.Юшкевич, существует льготная категория покупателей древесины. Основным льготным покупателем является концерн «Беллесбумпром», который закупает у Минлесхоза порядка 60% древесины по льготным ценам. Кроме «Беллесбумпрома» по льготным ценам покупают древесину облисполкомы и некоторые другие организации. Это, по мнению заместителя министра, мешает реально оценить стоимость всех древесных ресурсов в республике. Так, если по льготной цене древесина продается по 70-90 тыс.руб./куб.м, то через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» - в среднем по цене от 250 до 300 и даже 330 тыс.руб./куб.м. И это есть, по сути, реальная цена древесины.

В связи с этим подписанный 7 мая главой государства указ № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства», в частности, предусматривает, что с 1 июня 2007 года таксы на древесину, отпускаемую на корню, будут определяться ежегодно исходя из биржевых котировок на древесину в заготовленном виде по результатам торгов за 12 месяцев, нормативных затрат лесозаготовителей и прибыли в размере не более 20% и утверждаться правительством. Это позволит определить реальную стоимость древесины с учетом спроса и предложения.

В то же время для ряда категорий субъектов хозяйствования древесина на корню будет отпускаться по таксовой стоимости, минуя биржевые торги. В этот круг избранных вошли, в частности, юридические лица, ведущие лесное хозяйство; организации Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; организации уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев МВД для собственного производства и (или) потребления; облисполкомы (для организаций и физических лиц, осуществляющих строительство жилых домов в сельской местности); юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рубки промежуточного пользования и прочие рубки с использованием заготовленной ими деловой древесины в целях собственного производства и (или) потребления; сельскохозяйственные организации (включая крестьянские (фермерские) хозяйства), организации, финансируемые из бюджета, топливоснабжающие организации (включая организации жилищно-коммунального хозяйства), индивидуальные предприниматели для заготовки дров и некоторые другие организации.

Согласно указу реализация древесины в заготовленном виде будет осуществляться путем совершения сделок купли-продажи на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», за исключением сделок с дровами и деловой древесиной в заготовленном виде для отдельных потребителей. Цены на нее будут устанавливаться Министерством экономики для всех потребителей на основании котировок ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», сложившихся по результатам биржевых торгов, что позволит исключить множественность цен в республике на одну и ту же продукцию, а соответственно и злоупотребления в данной сфере.

В целях повышения привлекательности ресурсов древесины в заготовленном виде, не проданных на биржевых торгах, упрощения процедур заключения договоров и для удовлетворения в первую очередь местных нужд правилами предусмотрена возможность реализации не проданной на биржевых торгах деловой древесины в заготовленном виде по гражданско-правовым договорам вне биржевых торгов.

При этом начиная с 2008 года объем отпуска древесины на корню по таксовой стоимости для всех лесопользователей, за исключением юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и организаций, получивших лесосечный фонд на долгосрочной основе, ежегодно будет уменьшаться не менее чем на 50 процентов. Так, к 2011 году объемы продаж древесины на корню через биржу возрастут в 9 раз – до 3,2 млн. кубометров. Это планируется сделать и за счет расширения торговли лесом на бирже.

То касается древесины побочного пользования, то, по словам Н.Юшкевича, с 2007 года доходность от ее реализации должна возрасти до 4,2 млрд.руб., а в последующие годы она будет ежегодно прирастать по 200 млн.руб.

В республике принята и реализуется целевая программа обеспечения не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года, которая позволит использовать более эффективно древесные ресурсы в виде топлива. Так, уже построена современная котельная в Осиповичах, строится в Вилейке. В Минлесхозе надеются, что это позволит избавиться от захламленности в лесу и даст возможность найти достойного покупателя на отходы.

Сегодня в общем объеме лесозаготовок на предприятия Минлесхоза приходится более 60% заготовки древесины в стране, на «Беллесбумпром» - около 20% и около 10% - на частные организации. При этом у лесозаготовительных организаций концерна возможности реализации древесины ограничены из-за недостаточной платежеспособности деревообрабатывающих комбинатов (ДОК), что не позволяет им наращивать объемы лесозаготовок и осваивать в полном объеме выделяемый для них ежегодно лесосечный фонд. Как отметил Н.Юшкевич, организациями лесного хозяйства, к сожалению, ежегодно не добывается по 1,0, 1,5 даже по 2 млн.куб.м древесины. Чтобы повысить уровень освоения расчетной лесосеки, лесхозы были вынуждены за последние годы создать собственные мощности по заготовке древесины и фактически замещали объемы этих работ.

Государство закрепляет за собой исключительное право на экспорт лесоматериалов через специально уполномоченные организации – «Беллесэкспорт», «Беларусьторг», «Беллесбумпромэкспорт», за исключением продукции, произведенной из древесины, приобретенной на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» либо ввезенной из-за пределов республики.

Координация деятельности государственной лесной охраны возлагается на Минлесхоз и его территориальные органы на местах. Таким образом, в республике создается правовая основа для формирования в республике государственной лесной охраны с наделением ее соответствующими функциями и задачами, что позволит усовершенствовать и усилить охрану, защиту лесного фонда, обеспечить более действенный контроль за соблюдением установленных норм и правил использования и воспроизводства лесов.

Елена МАСЛОВСКАЯ

21.05.2007

просмотров: сегодня 3, за последние 7 дней 14, за месяц 55

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 20/2007