Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Переход на адресность может обвалить цены

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Переход на адресность может обвалить цены

Ожидавшийся обвал цен на минском рынке жилья в текущем году в связи с повышением цен на энергоносители не произошел в первую очередь благодаря административным мерам по сдерживанию роста официального индекса строительно-монтажных работ и тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Но ставить точку в этом вопросе еще рано.

Палата представителей Национального собрания 23 мая сразу в двух чтениях приняла проект закона "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан".

От «излишков» придется избавляться

Как отметил министр труда и социальной защиты Владимир Потупчик, законопроект предусматривает изменение условий предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для отдельных категорий. В частности, определено, что льготы будут предоставляться неработающим пенсионерам из числа военнослужащих, лиц начальствующего, рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, а также гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС. Право на эту льготу обладают также инвалиды первой и второй групп. При этом такие льготники, как отмечается в сообщении БелТА, не должны иметь трудоспособных членов семьи, которые обязаны по закону их содержать. Отменена льгота по оплате излишней площади жилого помещения в пределах 20 кв.метров по установленным ставкам на всю семью. Отменены льготы для инвалидов первой и второй групп, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Законопроект уточняет круг льготников на бесплатное получение лекарственных средств и 50-процентную скидку стоимости услуг ЖКХ. Это право распространяется только на родителей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших или умерших в годы Великой Отечественной войны, военнослужащих, погибших при исполнении воинского и служебного долга на территории других государств, военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Упорядочение льгот позволит привести законодательство о льготах в соответствие с экономическими и финансовыми возможностями Беларуси, решить проблему бюджетного недофинансирования, устранить необоснованные различия в социальной поддержке инвалидов с различными причинными заболеваниями, отметил В. Потупчик. По его словам, принятие законопроекта позволит условно сэкономить свыше 168 млрд.рублей, а также создать условия для их перераспределения и эффективной помощи нуждающимся. Кроме того, эти средства пойдут на реализацию госпрограмм по повышению рождаемости, а также ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Главным критерием оказания адресной социальной помощи будет являться уровень дохода гражданина. По словам В.Потупчика, в настоящее время адресная социальная помощь охватывает незначительную часть населения страны. Это связано в первую очередь с тем, что критерий, который определяет нуждаемость граждан в ее получении, составляет 60% бюджета прожиточного минимума (БПМ). Численность населения со среднемесячными доходами ниже критерия нуждаемости на сегодняшний день составляет 87,6 тыс.человек, получателями адресной социальной помощи в 2006 году были 57,8 тыс.человек, сказал В. Потупчик. Министр назвал эти цифры "каплей в море".

Он также проинформировал, что в настоящее время рассматривается вопрос о повышении критерия нуждаемости. В 2008 году этот показатель должен составить до 80% БПМ, а к 2010 - до 100% БПМ. "Собственно говоря, БПМ определяет уровень малообеспеченности в стране. Таким образом, мы сможем повлиять на самые низкооплачиваемые категории граждан и оказать им помощь", - заключил министр. В.Потупчик также отметил, что при оказании адресной социальной помощи будет действовать принцип одного окна.

Право на льготу не распространяется на членов семьи льготника. "И с точки зрения социальной справедливости это абсолютно правильно", - подчеркнул министр. При этом он отметил, что задача государства заключается не в предоставлении многочисленных льгот, а в повышении уровня реальных доходов населения. К 2010 году в стране планируется в 1,5 раза увеличить уровень средней заработной платы до 500 долл.США в эквиваленте, а средней пенсии - до 476 тыс.руб.

По словам В.Потупчика, решение о принятии данного законопроекта было трудным. "Мы очень долго к нему шли, и прекрасно понимаем, что этот закон неоднозначно воспринимается в обществе", - сказал министр. Однако законопроект будет работать в интересах государства и позволит эффективно использовать бюджетные средства, направить реальную экономию на поддержку реализуемых комплексных программ по материнству и детству, реабилитации чернобыльских территорий, а также на оказание адресной социальной помощи населению.

Как только установят счетчики воды

Заметим, что за законопроект проголосовали 100 депутатов, 1 депутат проголосовал против. И этот документ является первым шагом по сокращению льгот и переходу к их адресному распределению. Вторым станет принятие указа о предоставлении адресной социальной помощи, который еще готовится. Как обещают, оба документа вступят в силу одновременно. Но срочность их принятия убеждает в том, что в экономике не так все гладко, как раньше, и что третьим шагом, если следовать логике взятого властями курса, может оказаться переход на исключительную адресность при предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с одновременным переходом на 100-процентную оплату этих услуг населением и отменой системы перекрестного субсидирования.

Правда, время для третьего шага еще не наступило. Но, в том, что оно не за горами, сомнений остается все меньше. Возможное повышение тарифов ЖКХ для населения произойдет не раньше 2008 года, сообщил 23 мая журналистам после открытия завода по производству тепловых труб в поселке Гатово Минского района министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Владимир Белохвостов. По его словам, пока что повышение тарифов ЖКХ для населения в Беларуси свыше установленного лимита в 5 долл.США не планируется. "У государства сегодня достаточно резервов, чтобы выдержать рост цен на энергоносители. Политическое решение принято, и мы будем следовать ему", - сказал министр.

Вместе с тем он обратил внимание на необходимость увеличения платы за воду. "Министерство ЖКХ будет инициировать повышение тарифов на воду, ведь сегодня один кубический метр ее обходится всего лишь в 257 рублей, что приводит к бесхозяйственности. Нужно, чтобы этот важный ресурс стоил соответственно", - считает он. При этом министр заметил, что в любом случае в соответствии со сложившейся социальной политикой государства повышение жилищно-коммунальных тарифов для населения будет соизмеримо с ростом заработной платы и доходов людей. Пока же рост заработной платы опережает рост наших тарифов.

Все эти высказывания, конечно же, не случайны, и рано или поздно сказанное материализуется. Осталось дождаться, когда во всех многоквартирных домах будут установлены счетчики воды. А эта задача, как известно, должна быть решена до конца 2008 года.

Цены уже израсходовали свой ускоритель

Соответственно повышение жилищно-коммунальных тарифов, переход на адресный принцип предоставления социальных льгот, планы по отмене к концу текущего года института прописки – все это в сочетании с другими, пока только обсуждаемыми сегодня мерами по более жесткому упорядочению жилищных льгот, в том числе и при строительстве жилья, может грозить серьезными изменениями в структуре спроса и предложения на вторичном рынке квартир.

Иными словами, есть предпосылки для того, что почти 50-процентный скачок цен на вторичном рынке жилья, который мы наблюдали в январе-апреле текущего года, может оказаться последним в нынешнем десятилетии.

Заметим, что темпы роста цен на вторичном рынке жилья в Минске продолжают снижаться. За третью неделю мая средняя цена предложения однокомнатных и двухкомнатных квартир увеличилась всего на 6-9 долл.США/кв.м. Для сравнения: в январе-марте еженедельный прирост составлял в среднем 45-55 долл.США/кв.м, в апреле 25-35 долл./кв.м, в первую неделю мая - 20 долл./кв.м. Квадратный метр трехкомнатных квартир за третью неделю мая подорожал на 7 долл.США. И только четырехкомнатные сохранили высокий темп роста - за неделю прибавили 23 долл.США/кв.м. Но и у них вот-вот иссякнет запас прочности. То есть, как и прогнозировалось, в июне рост цен прекратится. Кстати, в некоторых агентствах недвижимости сообщают о том, что продавцы квартир уже вынуждены снижать цену из-за резко снизившегося спроса. О снижении спроса говорит и банковская статистика: в целом в Беларуси в марте на строительство и покупку жилья населению выдано кредитов на 1,2 млрд.руб. меньше, чем в феврале.

Того и гляди, минские квартиры, а за ними и квартиры в областях, начнут массово дешеветь, как это делают уже второй месяц московские. В частности, в Москве за апрель и первую половину мая средние цены на вторичном рынке жилья с учетом элитного снизились на 1,4%. Монолит подешевел на 0,3%, панель - на 2%. По мнению московских экспертов, текущее снижение средней стоимости квадратного метра столичного жилья продолжится еще как минимум около года. В настоящий момент средняя цена составляет около 4 тыс.долл.США за кв.метр, в Минске – около 2 тыс. долл.США. Это при том, что в 2006 году (по состоянию на март) Москва стала самым дорогим городом мира, обойдя Лондон (5-е место), Нью-Йорк (10-е) и Париж (15-е).

Марина СИРОТКО

28.05.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 15

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 21/2007