Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Рынку жилья снова пообещали перемены

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Рынку жилья снова пообещали перемены

Правительство и Минстройархитектуры вновь предпринимают меры по сдерживанию роста цен в жилищном строительстве, по увеличению объемов строительства квартир для очередников, по устранению дефицита цемента на внутреннем рынке. Но как все это отразится и может ли вообще отразиться на состоянии вторичного рынка жилья в целом, сказать пока сложно.

Теме жилищного строительства было посвящено заседание президиума Совмина, которое состоялось 5 июня и проходило под председательством премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского.

Не хватает денег на инженерные сети

Согласно прозвучавшей на заседании информации, в первом полугодии ожидается ввод в эксплуатацию 2 млн.223,7 тыс.кв.метров общей площади жилья. Это составит 47,3% годового задания. Прогнозируется выполнение задания января-июня по всем областям республики, за исключением Минска и Гомельской области. Например, в Гомельской области за четыре месяца введено в эксплуатацию 128,9 тыс.кв.метров, или 21% от годового задания. В первом полугодии в этом регионе ожидается ввод 277,2 тыс.кв.метров (при задании 308 тыс.кв.метров). Здесь основной причиной отставания от установленных планов является недостаток средств на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки.

В Минске ситуация еще хуже, чем в Гомельской области: за январь-апрель в столице введено в эксплуатацию 166,3 тыс.кв.метров общей площади, или 15,5% годового задания и 80% к соответствующему периоду прошлого года. Основной причиной недовыполнения задания по Минску является недостаток мощностей строительных организаций, несвоевременная разработка и выдача проектно-сметной документации и недостаток средств на строительство инженерных сетей. Например, в сюжете, показанном на одном из белорусских телеканалов, прозвучала информация, что в столице уже якобы возведено около 10 коробок домов, но их нельзя ввести в эксплуатацию, потому что не подведены инженерные сети.

Из других источников известно, что для выполнения плана по жилищному строительству администрациям районов Минска доведено задание на текущий год по вводу жилья в частном секторе. Причем, задание по объемам ввода индивидуальных домов получили даже те районы, в которых за последний год не было выдано ни одного разрешения на строительство таких объектов. Чтобы справиться с поставленной задачей, администрациям районов, по всей видимости, придется пойти на то, чтобы узаконить объекты самовольного строительства. А таковых по городу, как утверждают специалисты, немало. Среди них есть даже такие, которые построены самовольно лет 20 назад и до сих пор официально не оформлены.

К слову заметим, что самовольным строительством грешат не только граждане. Бюджет Минска недосчитался по состоянию на 1 марта 2007 года Br10,9 млрд. от арендной платы за пользование земельными участками юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Такие потери обнаружила проверка Комитета государственного контроля. Ее итоги обсуждены 6 июня на заседании коллегии КГК. По словам председателя комитета Зенона Ломатя, в системе предоставления земельных участков частным лицам выявлено много нарушений по неэффективному использованию земель. В частности, не осуществляется надлежащий контроль за использованием земельных участков, сданных в аренду. "Неужели городу не нужны деньги от аренды?", - задал риторический вопрос З. Ломать.

Есть много фактов, когда владельцы незаконно полученных земель уплатили штрафы и продолжают пользоваться ими. Контролеры выявили, что, например, ООО "Торговый дом "Ждановичи" в 2006 году якобы самовольно заняло земельный участок государственного зоологического заказника "Лебяжий" (1 га), построило на нем автостоянку и подъездную дорогу к рынку. При этом была уничтожена растительность, заказнику причинен непоправимый ущерб. Коллегия КГК отметила, что Мингорисполком и Минская городская землеустроительная и геодезическая служба не осуществляли надлежащий государственный контроль за охраной и использованием земель. В ходе обсуждения данной темы на коллегии было отмечено, что деньги, которые не получил бюджет, должны быть возвращены. Можно предположить, что если бы земельные платежи в размере Br10 млрд. вовремя поступили в бюджет, то, возможно, город не испытывал бы сегодня такого большого недостатка в средствах при строительстве инженерных сетей.

Иностранцы строить жилье не будут

Что же касается еще одной причины недоввода жилья - дефицита рабочих кадров, то здесь контролирующие органы вряд ли смогут помочь. Можно было бы привлечь рабочую силу из-за рубежа, но это тоже маловероятно. Как отметил министр архитектуры и строительства Александр Селезнев, "мы не можем пока привлекать зарубежных строителей, поскольку не в состоянии обеспечить им конкурентоспособную заработную плату". Сегодня в строительстве рост производительности труда не превышает рост заработной платы. Тем не менее, в республике наблюдается определенный недостаток рабочей силы, которую необходимо задействовать в строительстве. По мнению министра, данную проблему необходимо решать путем модернизации отрасли. "Мы должны иметь хорошую техническую базу в строительстве. С этой целью налажено собственное производство строительных башенных кранов. Ведется увеличение мощности цементного производства. В ближайшей перспективе будет удвоено производство стекла, значительно увеличен выпуск минераловатных плит, кирпича. Все эти проблемы в комплексе позволят к концу 2009 года получить эффект: поднять заработную плату и привлечь рабочие кадры в отрасль. В этом случае предполагается, что в Беларусь вернутся уехавшие работать по найму за рубеж строители,"- сказал А. Селезнев.

В свою очередь премьер-министр Сергей Сидорский считает, что 2007 год должен стать определяющим для строительной отрасли по части реконструкции предприятий. При этом глава правительства подчеркнул, что у строителей достаточно средств для ускорения развития строительной отрасли. Он напомнил, что в нынешнем году в Беларуси необходимо построить 4,7 млн.кв.метров жилья. Несмотря на то, что в настоящее время отстают с выполнением задания по строительству Гомельская область и г.Минск, эти задания по итогам года должны быть выполнены. Как отметил Сергей Сидорский, "любые отклонения от запланированного, несделанная работа - не допускаются". При этом он потребовал от строителей и местных органов власти "не делить выделенные финансовые ресурсы, а эффективно работать".

На заседании говорилось и о том, что строители пока не в полном объеме выполняют программу строительства жилья для нуждающихся. По словам А. Селезнева, в первом полугодии ожидаемый ввод жилья в эксплуатацию для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составит не менее 66,7%. Вместе с тем по плану доля жилья для очередников должна составить 71% всего возводимого Беларуси жилья. По итогам года это отставание строители должны преодолеть. Министр напомнил, что к 2009 году в Беларуси будет строиться 80% жилья для нуждающихся, остальное - коммерческое жилье. При этом граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право выбрать, строить дешевое (по 450 за кв.метр) жилье в панельном доме или элитное (втрое дороже) в кирпичном. Как подчеркнул С.Сидорский, государство должно обеспечить им такое право. Вместе с тем недопустимо, что в Минске строительные организации стремятся строить только элитное жилье. И если нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане отказываются от дорогих квартир, тогда их продают по коммерческим ценам. В результате очередь нуждающихся не сокращается.

Заинтересовать строителей необходимо, подчеркнул глава правительства. Если в столице им дают лучшие площадки под коммерческое жилье, "то потребуйте, чтобы они построили и дешевое жилье для очередников", сказал премьер. Анализируя ситуацию, С.Сидорский отметил, что необходимо строить качественное жилье для всех категорий граждан. "Сегодня это всем понятно, но пока мы не видим результата, проблема остается", - констатировал он. И действительно, в Минске строительство квартиры в УКСе в 4 раза дешевле, чем покупка аналогичного жилья на вторничном рынке. Существенно подешевели по отношению к "вторичке" и строящиеся квартиры в районных центрах. Например, если еще года два назад в большинстве районных центров строительство жилья из расчета стоимости 1 кв.м обходилось очередникам дороже, чем покупка квартир на вторичном рынке, то теперь наоборот. Например, в Марьиной Горке купить готовую квартиру уже в 2 раза дороже, чем построить в местном УКСе.

"Долевку" ограничат в рентабельности

Здесь уместно напомнить, что 25 мая, отвечая на вопросы парламентариев на совместном заседании обеих палат Национального собрания, министр архитектуры и строительства сообщил о том, что министерство уже разработало проект указа президента, направленный на удешевление стоимости строительства жилья. По словам А.Селезнева, в настоящее время цена кв.метра жилья, которое строится с господдержкой, не превышает 400 долл.США в панельных домах и 500 долл. - в кирпичных. "Но, к великому сожалению, такого жилья становится крайне недостаточно", - отметил он. И добавил, что это порождает дефицит и провоцирует рост цен на вторичном рынке и на коммерческое жилье, где стоимость кв.метра доходит до полутора-двух тысяч долларов. В связи с этим министерство разработало проект указа о внесении изменений в указ президента № 396 от 15 июня 2006 года "О деловом строительстве многоквартирных жилых домов". По словам А.Селезнева, принятие этого документа позволит нуждающимся строить жилье по себестоимости плюс 10-15%. Ожидается, что данный указ будет принят в течение одного-полутора месяцев.

По другой информации, тем же проектом указа предусматривается ограничение рентабельности заказчиков до 25% при строительстве жилья для неочередников. При этом, якобы, предлагается отменить обязательное страхование ответственности заказчиков строительства многоквартирных домов за неисполнение договорных обязательств перед дольщиками.

Кстати заметим, что Минстройархитектуры не так давно утвердило Инструкцию о порядке определения продолжительности строительства жилых домов из конструкций крупнопанельного и объемно-блочного домостроения (постановление от 4 апреля 2007 года №7, вступило в силу с 28 мая 2007 года). Документ весьма любопытный. Не вдаваясь в подробности, отметим, что сегодня распространена практика подписания акта приемки домов без отделочных работ. Причем, как оказывается, сроки выполнения отделочных работ могут растягиваться на несколько месяцев и даже на полгода. Инструкцией же этот период ограничен 1-2 месяцами в зависимости от особенностей проекта, если речь идет об отделке квартир типовых потребительских качеств. При строительстве жилых домов с квартирами, оборудуемыми по заказам населения, норматив периода отделки дома допускается увеличивать на 50%. Общая продолжительность при этом увеличивается на соответствующую величину, но не более чем на один месяц. Что касается в целом нормативных сроков строительства (включая подготовительные строительные и отделочные работы), то они в зависимости от этажности, конструктивных особенностей и общей площади дома, ограничены 5-13 месяцами. Нижний предел относится к домам-пятиэтажкам с общей площадью жилых помещений 1,5 тыс.кв.метров, верхний - к 9-этажным домам серии М111-90 и общей площадью жилых помещений 12 тыс.кв.метров.

Единые цены на цемент могут поднять себестоимость жилья

На заседании Президиума Совмина 5 июня обсуждалась и тема цемента. С.Сидорский подверг критике Минстройархитектуры за допущенное положение с обеспечением населения стройматериалами, в первую очередь цементом. "Данную проблему уже на этой неделе необходимо снять. Люди должны получить качественные стройматериалы в необходимых количествах по рыночным ценам. Возникший ажиотаж в связи с дефицитом цемента недопустим", - подчеркнул глава правительства. Правда, в том, что в разгар строительного сезона могут повториться прошлогодние проблемы с цементом, почти никто не сомневался. Об этом предупреждали чиновники Минстройархитектуры еще в марте. Минторгу предлагалось уже тогда делать закупки как бы "про запас", чтобы исключить возможный дефицит цемента в торговой сети в разгар строительного сезона. Но, похоже, торговое ведомство не прислушалось к советам руководителей строительной отрасли.

Кстати, выступая 5 июня на заседании в правительстве, А.Селезнев одной из причин возникшего дефицита назвал несбалансированную работу с Минторгом. Кроме этого, предприятия по производству цемента много экспортировали этой продукции, что выгодно производителям. Теперь этот вопрос решен таким образом, чтобы цемента хватило как для насыщения внутреннего рынка, так и на экспорт. "Мы переориентируем эти поставки и урегулируем их", - заверил присутствующих руководитель строительной отрасли. Выходит, что производителям придется уменьшить экспортные поставки дефицитного материала. Но во что это им обойдется, если придется в пользу внутреннего рынка отказаться от своих обязательств перед зарубежными потребителями?

В то же время в Минстройархитектуры уверены, что как только будет установлена единая цена на цемент, проблема дефицита разрешится сама собой. По словам А.Селезнева, для решения этой проблемы подготовлен проект постановления Совета Министров, согласно которому "с завтрашнего дня будет установлена единая цена на цемент". Министр также отметил, что утвержденная единая цена на цемент будет одинаковой как в магазинах, так и на рынке в Ждановичах.

Между тем, несколькими днями ранее (1 июня) БелТА со ссылкой на специалистов Минстройархитектуры, сообщило, что после принятия соответствующего постановления Совмина, цена цемента, реализуемого на внутреннем рынке, может возрасти примерно в два раза. Именно такая разница существует сегодня между ценой на цемент в государственных организациях и той, по которой его предлагают на коммерческом рынке.

Правда, сколько конкретно потребитель будет платить за цемент после установления единой цены, в Минстройархитектуры не сказали, поскольку предложенные министерством цены могут быть изменены в результате согласования со всеми заинтересованными сторонами. В то же время в комментариях прозвучало, что в настоящее время отпускная цена цемента занижена по сравнению с ценой, фактически сложившейся на рынке. Снять дефицит цемента и избежать спекуляций, не приближая регулируемые цены к рыночным, будет сложно. Поэтому единая цена будет приближена к равновесной цене спроса и предложения. Ожидается также, что после того как она будет принята, фирмы-перекупщики потеряют интерес к спекуляциям, будет снят возникший ажиотаж и решена проблема поставок цемента на внутренний рынок. Но если единая цена цемента действительно окажется в 2, пусть даже в 1,5 раза больше, чем отпускная, то как это повлияет на стоимость строительства жилья?

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.

11.06.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 13

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 23/2007